skolko-fotografij-otdavat-klientu
Photo by Emily Morter on Unsplash

Количество фотографий по итогу съемки — извечная тема для дискуссий: стороны не хотят, а порой и не пытаются, слышать друг друга, учитывать технологию, продолжительность, стили и задачи фотосъемки, но тут есть момент — все это актуально для потребительского сегмента рынка, где клиент — массовый потребитель, а не бизнес, или ценители искусства.

Традиционная фотография, которая распространяется через аукционные дома, и галереи, — и позволяет зарабатывать большие суммы денег, — исключает право голоса клиента: автор, сам и с четким пониманием своих задач, устанавливает тираж.

Коммерческая фотография подразумевает вменяемый бриф от клиента (иначе сотрудничество невозможно), в котором прописывается количество фотографий и съемочных дней (ну и цена, за все действо), на которые раскошелится заказчик.

Ситуация кардинально меняется, если заказчик — массовый потребитель, которому нужно не только красиво, но и много. Вот и получается:

«Пойди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что.»

Как так получилось, что потребительский сегмент рынка фотографии застрял на рубеже 90-х, без вменяемых соглашений, осознанного партнерства — кто его знает, но проблема актуальна и боюсь, что еще не скоро покинет умы, в том числе — начинающих фотографов.

Сколько фотографий отдавать клиенту

Первые съемки — право на ошибку, но 3-5 проектов и уже нужна своя позиция, — вот тут-то, а не где-то там, по вине кого-то плохого, сокрыт ответ на вопрос: «Сколько…» Начинающие в настоящее время фотографы, опираются на чужой опыт, точнее хотят в это верить, но в самой сути поступают неверно: ищут цифры, вместо понимания.

Что из себя представляет новичок?

Посредственность: поверхностные знания, отсутствие опыта, минимум стажа (скромные и не самые лучшие инструменты — не обязательно, но бывает), непонимание сути фотографии — попытки продать хоть что-то, иными словами: все условия, чтобы выпустить посредственный продукт на рынок.

Так ли важно количество, если нет качества?

Множество прекрасных идей не станет хорошим продуктом (если распыляться на все разом и стремиться к угождению), поскольку объективные выше указанные ограничения тянут вниз и самое мудрое, что стоит сделать — умерить свои амбиции.

Как вы уже, надеюсь, знаете, хорошее портфолио — достаточное количество фотографий, без риска рассеять внимание зрителя; завершенное и упорядоченное собрание. Отбросить все, — не только призыв, но и ответ на вопрос — «Сколько…»:

Многие исполнители, назовем их так, работающие на массового потребителя, не могут ответить на простой вопрос: «Что вы продаете?» Оказывают фотоуслуги, согласно пожеланиям, но… вот пожелания клиента, потакание которым делает их безграничными, — не нравится? Если хочется изменить ситуацию, то нужно спросить себя: «Что я делаю, что создаю?» — так появляется осознание продукта, который автор выводит на рынок, и так человек с камерой становится фотографом, когда у него появляется свое видение, позиционирование, инструменты для изменения ценовой политики, и в перспективе — собственный стиль.

Целостность — вот за что бьется новичок, чтобы справедливо называть себя фотографом (и в перспективе, именно такие люди развивают фотографию), и повышать привлекательность: не только своих фотографий, но и своего предложения, которое одни поддерживают, а другие — отклоняют, но если соглашаются, то принимают условия, прописанные в договоре, в числе которых — количество фотографий…

Нужно ли отдавать исходники фотографий

«Наступить на горло собственной жадности…» — мысль из некогда добавленной страницы и вступительное слово перед цитатой из книги «Rework: бизнес без предрассудков»:

«Еще один пример — компания Vinnie’s Sub Shop, расположенная на одной улице с нашим офисом в Чикаго. Они добавляют в свои сэндвичи домашнее базиликовое масло, отчего те становятся просто восхитительными. Вам стоит как-нибудь зайти в их магазин. На вопрос, до которого часа они работают, женщина за прилавком ответит: «Мы закрываемся, когда у нас заканчивается хлеб».
«Неужели?» — «Да. Мы получаем наисвежайший хлеб из близлежащей пекарни рано утром. Как только он заканчивается (обычно около двух-трех часов дня), мы закрываем магазин. Мы бы могли докупать хлеб в течение дня, но он будет не так хорош, как свежевыпеченный утренний.
Нет смысла продавать лишние пару сэндвичей, если хлеб не так хорош. Заработанные на этом несколько долларов не стоят того, чтобы продавать еду, которой мы не можем гордиться.»

Имеющий уши…

Мир тебе!

С уважением,

Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: