avtorskij-stil-v-fotografii
Photo by Warren Wong on Unsplash

Фотография — одно из самых легких, для освоения основ, ремесел, но наиболее сложное, из-за трудности быть индивидуальным: нет ничего, что можно потрогать, и сказать: «Да, снимки этого фотографа несут нечто, ранее неизвестное миру.» (Трудно явить миру нечто большее, чем результат нажатия кнопки.)

Казалось бы: легко и тут же — сложно. — Противоречие? Дурость?!

Если мы говорим про стиль автора, то мы рассматриваем признаки, которые характеризуют, и определяют ценность, фотографии, как известной системы оценки:

  1. Новизна.
  2. Уникальность.
  3. Аутентичность.

Именно поэтому, стиль — не тонировка, кадрирование или иной тиражируемый прием, а кое-что более целостное, что не является модным течением, но является системой характерных (и выше указанных) признаков, которые характеризуют личность, и его произведения, которые в условиях рынка искусства, приобретают добавочную ценность.

И, именно поэтому, я утверждаю, что фотография — одно из наиболее сложных направлений, в искусстве, не в бизнесе (между ними пропасть), которое позволяет самореализоваться, как с равнодушием принято говорить: «Без затрат», — их здесь «выше крыши», но их не купить — не приобрести лукавством.

Почему авторский стиль — не то, что само собою отыскивается

Цитируя Винсента, упорядочиваешь мысли в голове:

  • незаметно, в пассивном режиме, формируется манера: восприятия, оценки, письма, а в исключительных случаях — культура труда;
  • ни на миг не прекращаясь, борьба за идеалы укрепляет уверенность в том, что Путь — художника — требует осмысленных шагов, без роптания, без агонии;
  • технические приемы, так привлекающие внимание зевак, являются следствием «быта» — целенаправленного упорядочивания собственной творческой жизни;
  • рождению подлинного стиля предшествует осмысленное отречение от общественного, управляемого и тиражируемого мнения, ищущего узнаваемость, но не подлинность.
  • «…»

Авторский стиль — сложная система причинно-следственных связей, и все происходящее, — от принятия решения до «переваривания» последствий оного, — формирует «почерк» автора и потому, хоть и нет «упражнений», развивающих «что-то авторское», стиль формируется, и в определенный промежуток времени становится видимым, только при активности автора (и от осознания этого, появляется соблазн увлечься стилизацией… подменить истину фальшью).

Как формируется

Однажды учитель произнес простые, но трудные, для истинного понимания, слова:

«Большинство произведений умирает раньше своих авторов.»

Невольно, уже при написании этой заметки, вспомнились другие слова, из фильма «Коллеги» (классика, боюсь, забытая):

«А способны ли мы сделать такое, чтобы нас помнили?»

— Этим вопросом задался один из героев, но актуален он и для нас — фотографов (тут есть и ответ на вопрос — что создавать, и вектор движения — почему художник обязан страдать, и в подлинном масштабе, вся суть творчества — любовь, ибо искажение ее, — эгоизм, — ничего, подлинного, не создает, но лишь коверкает ранее созданное, — стилизует).

«Большинство…» и «Способны ли мы…» — эти изречения подчеркивают выше сказанное — под заголовком «…не то, что само собою…», — и готовят читателя этих строк к пониманию:

1.

Чтобы задумываться на тему стиля, нужно сначала обучиться «Грамоте» светописи, —научиться отличать повествования от фиксаций; «шумы» от «сигналов».

2.

Позднее, когда накопится опыт восприятия, человек учится «Свое черкать…» («Чтобы в будущем далеко пойти», — как точно подметил Федор Достоевский).

3.

Затем, по мере накопления грамотности (развития избирательности) — и поддержания «гигиены» своего информационного поля, развивается привычка систематизировать…

4.

«…»

5.

Все это время, само собой, формируется личность, но что не менее важно — новый — отличительный навык: замечать подлинно-прекрасное то, чего другие не могут.

6.

«…»

7.

Если, за все прошедшие годы, обязательно — наполненные плодотворной работой (и с полным пониманием направления своего движения), автор не выгорает / не умирает (и и сразу не скажешь, что из этого хуже), то начинает прослеживаться авторский стиль и работы автора начинают приобретать добавочную ценность (и найдет ли он признание — отдельная тема, и если мы снова вспомним Ван Гога, то поймем, что сам авторский, как самоцель современного автора, может сыграть ту же «злую шутку» — не примут, а если «повезет», то придадут забвению, и это цена новаторства, — помните об этом).

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш,

Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: