Только в кромешной темноте мы видим все великолепие света.
/2014/

«…видеть свет» — учитывая реальность, хочется уточнить: видеть… до нажатия на кнопку, в свой голове, потому что просмотр груды пикселей на экране монитора, или фотокамеры, дает, к сожалению, вредные плоды:

  • привыкаешь смотреть на экран, игнорируя сцену;
  • отучаешься подмечать артефакты (если умел);
  • переходишь на вычурные схемы, лишающие кадр гармонии.

Видеть свет — умение, которое зиждется на внимательности, усердии, кротости, гармонии — личностный навык, который формирует фотографа и меньше всего напоминает конструктор и «угадайку»: законы физики неизменны, от сотворения и до конца сего мира.

Первый учебник — не бумажный, но материальный: окружающий мир, исчезающий, убитый, ускользающий. — Из наблюдений за светом, его изменчивостью и противопоставлению тьме, можно вынести основы светописи, на которых зиждется фотография.

Учиться нужно без камеры, если удобно — при «поддержке» блокнота, в который записывать стоит время, температуру воздуха, облачность и точку наблюдения. Все прочее, кроме ручки / карандаша и записной книжки, излишне, так как будет рассеивать внимание, отягощать ношу, а фотографу важно отсутствие усталости.

Лучшего времени для наблюдений не существует: днем и ночью, зимой и летом, — когда есть время, тогда и «уходишь на занятия».

Заполняющий свет, рисующий, моделирующий, — утром они «устанавливаются» сами и нам, к счастью, не нужно ничего, кроме внимательности, чтобы всему этому научиться.

kak-fotografu-nauchitsya-videt-svet
Photo by Steve Halama on Unsplash

Еще хороший метод — создать себе «лабораторию», место для исследований, эдакую студию, из средневековья: находим безопасное заброшенное строение, заделываем все отверстия, — в крыше, в окнах и стенах, — и получаем мрак, чрез который, будут пробиваться лучи света, — да, «чиним» строение, чтобы затем «сломать» его на свой манер.

«Лаборатория» помогает более внимательно изучить свойства света, и закрепить свои навыки — наблюдательность, неторопливость, поиск гармонии, — теперь это не качества человека (и это здорово), но умения, отличающие фотографа от… прочих.

Будет хорошо, если во время «странствований» попадется на глаза увлеченный пастух, — нет более внимательного человека, чем тот, кому дорого его стадо. Из бесед можно узнать облака, точнее их свойства, лунный свет и зависимость восприятия рельефа от него.

Затем, после научения тому «куда нужно смотреть», можно взяться за второй учебник: кино и творчество фотографов-пикториалистов (пятна, ритмы и символизм — эти ребята создают то, чего не пропускают цензоры от коммерции). Конечно, первое желание известно — подражать / копировать, но это глупость: нужно учиться считывать повествование, схему построения, — схему построения света, — внимательный разбор поможет запоминать возможные решения, а дальнейшая деятельность определит: что близко (пригодится), что чуждо (забудется).

— Если поменять местами «учебники», то получится известное: «Смотрю в книгу, вижу фигу», — пояснил изначально, не стану повторяться.

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш,

Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: