Можно ли заработать на портретной фотографии пребывая на территории РФ, в современных условиях? — Признаться, не проходит и года, чтобы я не спросил себя об этом (не проходит и чувство радости, когда вновь понимаешь — все во благо: беспокойство и мысли).

Обычно, ответы оставались на странице рабочего блокнота: карандашные «царапки» (просто, доверчиво и размашисто зафиксированные мысли, порой — эмоции, которые перечитывал, от нечего делать или по мере выявления закономерностей отечественного рынка фотографии) — формат помогал не заниматься «самоедством», напротив — смог очертить объективные, не то проблемы, не то границы реальности:

  1. Авторскому проекту нужны ограничения, иначе истина «качество требует времени» — будет искажена, и фотограф станет заложником ситуации: работа ради работы.
  2. Коммерческой деятельности нужны стандарты, чтобы фотосъемка не становилась тем, что называется «человекоугодие».

В чистом виде, арт или коммерция, портрет редко встречается. Обычно, что-то пограничное и компромиссное (автор учитывает свои интересы и возможности, пожелания зрителя, и т. д.), а разделение давно ведется по назначению: оказание услуги или продажа снимков — не смею в это вмешиваться, — беру эту классификацию в качестве «каркаса» для заметки.

Можно ли заработать, оказывая фотоуслуги

Да, если:

  1. Выстраивать систему привлечения клиентов, через рекомендации или публикации (где «засветился — тому и пригодится»), в журналах или рекламной продукции, которая не только распространяется среди целевой аудитории, но и воспитывает вкус.
  2. Уникальная технология. Новое всегда привлекает внимание. Аутентичное — мажоров, чей круг общения можно считать пассивной системой привлечения клиентов, бонусом за хорошо выполненную работу (удовлетворенный спрос / решенную проблему).
  3. Качество. Хорошая идея, грамотная реализация, — ценится стабильный результат и не в самую последнюю очередь — личность автора: как ведет проект, как поддерживает в заказчике чувство уверенности за сделанный выбор (исполнителя).
  4. Все внимание на клиента (не холуйства ради, а пользы для): не кошельку, не статусу; и «клиенты на всю жизнь» станут реальностью, которая устраивает обе стороны (бизнес — партнерство, а не потребительство).
  5. Своя фотостудия, как бизнес-проект: штат «разнорабочих» трудится на конвейере — и тем обеспечивает стабильный приток финансов, и возможность браться только за то, и для тех, кто обеспечивает дальнейший профессиональный рост владельца фотостудии.

Конечно, все еще очень зависит от экономической ситуации (поскольку основной «кормилец» сферы услуг — массовый потребитель), поэтому «можно ли…» — учитывайте экономику.

Можно ли заработать, продавая отпечатки

Да, если:

  1. Видеть личность: искать сущность, искомый лик — фотографировать, потому что есть понимание того, что из себя представляет человек. Хороший пример — Высоцкий, для Плотникова: Валерий фотографировал потому что видел… а потом спрос и продажи.
  2. Артефакт. Хороший пример — Георгий Колосов, его экспедиции и понимание сути (не только самого жанра — портрет, но и человека), в том числе — что нужно зрителю, — именно от просмотра таких работ, такого формата.
  3. Завершенный «продукт»: оформленные отпечатки или фотоальбомы и фотокниги, но в будущем, мое личное мнение, фотограф будет продавать полноценные книги, где текст и фотографии будут дополнять друг друга (раскрывать проект).

Путь свободного фотографа изуродован: исчезает генофонд (снимать попросту некого), спрос давно управляем (банки захватили арт-рынок), новички приходят ради денег, но не имеют: ни терпения, ни усердия, ничего… собственно, без изменения себя, на продаже отпечатков уже и не заработать, ушло сытое время.

Вместо заключения

Заработать на портретной фотографии крайне тяжело. Но если учитывать «мелочи» — можно, и конечно же тут есть оговорка: без излишества, без ненасытности.

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш,

Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: