«Если существует зритель, которому важно и плодотворно вступить в диалог именно со мной, то что может быть большим стимулом для работы? Если существуют зрители, которые разговаривают на одном со мной языке, то почему я должен предать их интересы ради другой, чуждой и далекой мне группы людей? У них свои «боги и кумиры», и мы не имеем друг к другу никакого отношения.»
/Андрей Тарковский, Запечатленное время/
Первые клиенты помогают выжить, а свой зритель — не опустить руки в трудные моменты, в которые происходит закалка нашего характера, огранка творчества; проще говоря: взросление творчества. Естественно, понимание этого пришло не сразу. Равно как и круг близких по духу людей сформировался не в одночасье.
Были типовые проекты, попытки переубедить заказчика и диалоги, не всегда конструктивные и приводящие к сотрудничеству, но надо было с чего-то начать… Еще были книги. Чтению (и осмыслению прочитанного) отдано много времени, но еще больше — проверке «нового», чем «разжился» из очередной книжонки. А они были разными: бизнес-книги, мемуары, письма. И опыт был разным: от позитивного до полного разочарования.
Не могу сказать, чтобы я «прозрел», но есть кое-какие мысли о том, как в реалиях России нам (фотографам, которым не все равно что снимать, — ред.) стоит искать своего зрителя. И текст ниже — попытка поделиться наработками, с пометкой «частный случай». Прошу ее учесть. И вспомнить теорию:
Заказчик — физическое или юридическое лицо, оплачивающее услуги фотографа по созданию фото- и смежной продукции, согласно заранее оговоренным условиям.
Покупатель — физическое или юридическое лицо, оплачивающее результаты труда фотографа, т. е. фото- и смежную продукцию; без какого-либо вмешательства в производственные процессы.
Зритель — физическое лицо, выступающее в роли наблюдателя за деятельностью фотографа и плодами его труда; при необходимости — становится заказчиком или покупателем. Может выступать в роли коллекционера или мецената.
В ней характерная черта зрителя: отложенный спрос. Понимаю, что в существующих реалиях не всех это устроит, но я бы не хотел вводить коллег в заблуждение, обещая легкие деньги, ну или утверждая, что все произойдет само собой, «без труда и без науки».
Отгораживаемся от массовой культуры
Нужна крепкая основа. Ее стоит искать в народной памяти, в национальной культуре, в опыте коллег-предшественников и в религии. В голове должно появиться четкое понимание: почему я отказываюсь от тиражирования востребованных образов? — Естественно, ответ найдется (у всех находится), но его нужно еще правильно интерпретировать. Что считается «правильно»? Трудно сказать…
На мой взгляд, толкование должно опираться на многовековые объективные ценности и они в прошлом или в скором будущем, должны быть приняты сердцем, т. е. должны быть пережиты и осознанны, а это уже вопросы взросления, формирования личности. И тема, которою как-то «вытравили» из массового сознания, что, естественно, очень и очень плохо.
В определенном смысле, речь про национальность в искусстве. Про характерность и сюжеты; про миссию автора, про используемые символы.
Процесс самоидентификации как бы отбрасывает все наносное, в том числе источники речей, ласкающих слух, но «подрубающих корни», и незрелое сознание, превращающие истинное (в памяти народа) в примитивное (в искусстве, в том числе).
Находим свое место в ремесле
Начав снимать «иначе», иные сюжеты, образы, используя иные символы, постепенно редеет в окружении и аудитория заказчиков, которым мы интересны. И это нормально. Зритель придет не сразу, по крайней мере у меня прошло более двух лет, прежде чем я услышал обращение, и одновременно — слова поддержки.
Все эти годы я экспериментировал, учился и общался с теми, кто близок по духу, и мог как-то посодействовать в поиске ответов на череду возникающих вопросов, а их было немало.
Иной раз даже удивлялся: ищешь ответ на один вопрос, отыскиваешь, но ответом становится, если так можно выразиться, ворох новых смежных вопросов, разбросанных по различным — зачастую даже слабосвязанным между собой областям жизни. Начинаешь снова, и как-то чем ближе к очередному промежуточному результату, тем сильнее удивляешься, что трудишься от зари до зари, как говорится, а силы не убывают. Когда хочется сегодня улучшить то, что вчера сделал — вот это и есть «человек на своем месте».
Благодарим за рекомендации
Первый зритель становится для нас проводником к следующему, — важно помнить об этом, с самого начала приучая себя к мысли: без информационной рассылки никуда. Вести ее можно, как показала практика, с самого начала творческой деятельности, придерживаясь негласных и в тоже время — простых правил:
Естественно, речь про электронную почту, как наиболее практичный информационный канал, гарантирующий защиту от любопытных и завистливых глаз.
Взрослеем
Работа на зрителя напоминает «работу в стол» и время от времени помогает выявить явные, и знакомые многим проблемы, связанные с мотивацией, ленью и кризисом. На первый взгляд, в этом нет ничего удивительного, но ведь это тоже показатель взросления:
- Готовы трудиться во благо нации, а не ради прославления себя?
- Умеем ли решать возникающие проблемы самостоятельно?
- Свободны ли?
- <…>
Оставаясь вне масс, иначе начинаешь смотреть на то, что есть взросление и «кто есть человек от искусства». Быть может, тот кто видит в человеке человека, а не кошелек, или «отражение» собственных эмоций, пороков и страстей?
Не знаю как, но этот внутренний диалог видит именно зритель. Наверно, потому что клиенты всегда торопятся, покупатели — боятся: как бы не продешевить. И важно этот диалог вести, в нем есть что-то притягательное для зрителя (проверено).
Пользуемся услугами агента
Безусловно, относительно быстро собрать большое количество зрителей трудно, потому что в рабочем графике не так много свободного времени. Иногда может выручить агент, который за разумные комиссионные займется продвижением наших работ в заинтересованных кругах; что важно: он подскажет нам эти «круги», в которых есть близкие нам по духу люди.
На мой взгляд, такого человека лучше «вырастить» самому; пусть он будет из нашей семьи. И перспектив больше, и семья крепче, и все деньги в семье. (Но, конечно, никто не запрещает, в случае необходимости, обратиться к немногочисленным специалистам на рынке искусства.)
Вместо заключения
Почему я решил «усложнить себе жизнь»? Наверно, потому что захотелось иначе устроить не только свой текущий быт, но и творческий процесс на годы вперед. На иной почве, ценностях и с опорой на семью, а не на маркетологов, с их нескончаемыми потребительскими идеями.
Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.
Ваш,
Андрей Бондарь.
Добавить комментарий