kak-fotografu-vybrat-napravlenie-fotografii
Виктор Васнецов. Витязь на распутье. 1882

Все начинается красиво: новые люди, разнообразные проекты, достойная оплата, но… как бы не притягивал комфорт, хочется заниматься тем, что важно, а не тем, что можно. — Такие вот, «странные» мысли посещают любого новичка: быть или не быть… мастером на все руки?

Сначала это кажется нормальным. Нет, не мысли, а желание «быть…», но наступает момент в творческой жизни, когда понимаешь: не нужно распыляться, на нелюбимые жанры и людей, с которыми не совпадает система ценностей.

Нежелание потакать собственным амбициям можно считать началом творческого взросления, — оно не зависит от возраста мастера; что примечательно — не зависит от уровня мастерства и это хорошая новость, после которой легче принять следующую:

Выбор направления — не поиски жанра, все куда проще: выбираешь отношение к тому, что делаешь: либо коммерция, либо искусство.
Все просто.

Коммерческая. Арт-фотография. — Всего два направления, которые определяют: содержание, позиционирование, зрителя, будущее, но что важнее — суть автора: его нравственность и мир создаваемый его работами, светописными повествованиями.

«Никто не может служить двум господам…» — Вот смысл озаглавленной темы, а не то как (и почему, и когда) фотографу нужно «пересесть» с одной клиентской шеи на другую; тут важно понять:

«…Здесь речь идет о рамках. Чтобы начать творить, нужно ограничить территорию. Так происходит расширение внутри.»

— Точное замечание Карины, которое напомнило мне изречение Михаила Нестерова:

«…Избегал изображать так называемые сильные страсти, предпочитая им наш тихий пейзаж, человека, живущего внутренней жизнью. И в портретах моих, написанных в последние годы, влекли меня к себе те люди, путь которых был отражением мыслей, чувств, деяний их.»

Другие искали. Находили.

Значит и мне такое под силу.

И по силам каждому: кто захочет найти — обретет.

Но как искать?

Тут вот такие мысли…

Проблема выбора — следствие наших метаний: хотим раскрыть свои таланты для себя, но ты же (говорю, стоя перед зеркалом) понимаешь, что жизнь устроена иначе? Талант тем сильнее, сильнее раскрывается, чем больше ты им делишься — чем больше ты им служишь Миру.

Выбирая направление, мы не выбираем блага, но обязанности (служение), чуткое исполнение которых помогает стать счастливее, как «бонус»: быть сытым, одетым, ну и прочее. Выбор — начало, новое начинание, которое будет сопровождать ворох проблем, которые принято брать, смаковать и… их принято делить на три группы:

  1. Те, которые можно решить.
  2. Те, которые хочется решить.
  3. Те, которые нужно решить.

Мудрые люди перво-наперво занимаются теми, которые нужно решить (еще эти проблемы им известны под оценкой «эпицентр проблем»), и тут мы видим знакомое — портфолио.

Можно не успеть обновить логотип, сайт или упаковку. Докупить недостающее оборудование и запустить рекламную кампанию, — все это можно не успеть изначально, но это вторично, и это все «можно…» и «хочется…»; тогда как «нужно…» — фотография.

Оборудование можно взять в аренду, сайт обновить позднее, про логотип вспомнить, когда ни одна более существенная проблема не останется, а вот если не будет портфолио… Которое не только «трудовая книжка», то весь выбор направления — болтология…

Шаг — затронуть фотографию, изменить ее — узнать себя.

<…>

При изменении фотографии, следует обратить внимание на то, что неизменно (многие авторы тратят силы на то, что «популярно», «актуально» или просто — востребовано, но поскольку с выбором направления все теперь ясно, то нетрудно догадаться, что концентрироваться можно на том, что вне времени, что будет интересовать окультуренный разум всегда, даже через 100-200 и более лет).

Самый короткий путь сделать это — создавать то, что самому нужно: так получится уйти (где было, а ведь было, верно?) от лукавства (желания впарить, под гнетом авторитета) и все это, с оптимизмом стоит заметить, «отвлечет» нас от суеты и тлена на всю жизнь. И, это неплохо — заниматься всю жизнь тем, что тебя волнует, радует и наполняет прекрасным, верно?

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш,

Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: