Вариантов много. Самый любимый в обществе — связан со словом «демпинг»; но как-то мне он чужд и я шел иным путем, который настало время отразить на странице Записной книжки, в надежде, что кому-то из новичков эти мысли пригодятся.

Примечание:

Спешу обрадовать скептиков — ничего новомодного я не расскажу, попросту — потому что в работе руководствовался обобщенным опытом предшественников и современников (который, как и многое в своей жизни, черпаю из книг и тематических публикаций в интернете).

Обращаемся за помощью к знакомым и друзьям

Несмотря на существование бессмысленной фразы «каждый нынче фотограф», портфолио — если оно грамотно собрано и показывает не бытовые фотокарточки — привлекает внимание в кругу друзей, и способствует распространению упоминаний о начинающем фотографе.

Во время демонстрации фотографий, знакомым и друзьям, уместны уточнения:

  1. Что вы планируете продавать: файлы / отпечатки / фотокниги?
  2. В каком ценовом сегменте хотели бы работать?
  3. Каким видите своего клиента?

И так далее.

Объяснять свои фотографии, если об этом не просят, — не советую.

В свободные минуты — ищем потенциальных клиентов в сети Интернет

Полагаю, нет людей, которые бы не знали про биржи фриланса:

  1. Freelance
  2. Freelancehunt

Несмотря на популярность социальных сетей и бизнес-профили в каталогах Яндекс и Google, — на биржах больше фирм, агентств и прочих, кому интересна коммерческая фотография. Не всем, конечно, интересна рекламная фотография, поэтому рассмотрим иные варианты.

Например:

  1. Яндекс.Услуги
  2. YouDo
  3. Avito

— Источники быстрых заказов, в нижнем и среднем ценовых сегментах.

Социальные сети, особенно если хотите работать с обывателем — вполне «живой вариант» и, в определенных городах, с минимальной конкуренцией, хотя и с минимальными бюджетами.

Если есть возможность — принимаем участие в региональных фотоконкурсах

Речь про конкурсы, которые приурочены к памятным событиям:

  1. День Победы
  2. День края
  3. День города

И так далее.

Таковых ежегодно, даже в провинции, бывает с десяток.

Несмотря на сложность, — легко заиграться, — региональные фотопроекты помогают скорее войти в круг старожилов, оставить свои контакты заинтересованным лицам и т. д.

Касаясь TFP, ищем сотрудничества и рекомендаций

Творческая фотосъемка может быть источником рекомендаций и даже «источником» целевых обращений, достаточно воспользоваться следующими советами:

  1. Итоговые фотографии должны попасть в информационное поле обывателей и агентств (и т. д. и т. п.), а не коллег по рынку.
  2. Фотографии создаются в рамках какого-то рекламного проекта или конкурса, причем в распространении снимков участвуют так называемые «лидеры мнений».
  3. Итог проекта — издание книги или памятного альбома.

При таких условиях, TFP — уместно.

Если предложат поработать штатным фотографом — соглашаемся

Опять же, речь про региональную привязку.

Фоторепортер для местного новостного издания или, как у меня было — в театре кукол, — от самой «работы» дохода ждать не стоит (время ушло), а вот внимание — вполне возможно, и в большинстве случаев работает простое любопытство:

  1. Человеку понравится фотография — захочет взглянуть и на другие работы автора.
  2. Человек увидит новое для себя имя — начнет искать портфолио, контакты и так далее.

<…>

Еще один хороший вариант — работа в фотостудии, ассистентом или вторым фотографом (об этом уже есть заметка в блоге, ознакомьтесь).

Партнерская программа — хорошая идея

…поскольку отдать процент прибыли тому же другу, в благодарность за привлечение клиента — менее затратно, чем искать клиента самому (поскольку расходуются не только деньги, но и время).

Онлайн-реклама — хоть и дорого, но рабочий вариант

Стоимость привлечения клиента, конечно, высокая, но это самый быстрый вариант, если вы и сайт успели сделать, и контентом его наполнить, и т. д. и т. п.

<…>

Для наглядности, все выше изложенное в виде интеллект-карты:

Вместо заключения

Все выше изложенное продиктовано пониманием, что браться за все подряд — бессмысленно и фотографу лучше развиваться от рекомендаций.

Во-первых, потому что так можно скорее выйти на своего зрителя, а это важно, поскольку тот рынок фотографии, который существует в РФ — нестабилен и зависимость от случайных или трудных клиентов не гарантирует финансового благополучия фотографу.

Во-вторых, предпочитаю развиваться по принципу «нашел то, что тебе интересно, чему готов посвятить жизнь, — найди тех, кто готов это оплатить и совершенствуй свой труд дальше» — совет от деда, который любил ремесла и понимал поэзию этого труда, и, видимо, частичка его любви досталась мне.

Дополнено 24.10.2018

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш,

Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: