stoit-li-uchastvovat-v-konkursah-po-fotografii

Работать на свое имя — это одно, а вот служение своим трудом своему народу — совсем другое.
/2019/

Дипломированный фотограф. Пусть выпускник чего-то изобразительного или банковского — неважно, главное… Хм, а что главное? То, что скрывается за дипломом давно не секрет, и как и за что выдаются грамоты, сертификаты — тоже. Современный образовательный бизнес, все больше и больше, подрывает доверие клиентов и заказчиков. И фотографы все чаще задаются вопросом: «А как произвести впечатление, если ты — новичок?»

Ответ мастеров: портфолио, профессиональная культура, порядочность — не устраивает, и от жизненного опыта предшественников новички отказываются, но каков итог?

Идет какое-то возрождение конкурсного мышления. Понятное дело, что маркетологи днями и ночами не спят — выдумывают громкие названия и наименее затратные схемы проведения от которых любой конкурс становится желанным не только для фотографов, но и для спонсоров, но что из этого получается?

Количество «самопальных» конкурсов просто зашкаливает. Стать «самым лучшим в мире» (а если «громкость» смущает, то можно найти проще — «лучший в стране»), можно много раз и без оппонентов в лице самых опытных мастеров страны или мира, по факту: соревнуясь с той же горсткой «сородичей-новичков», которые так же хотят урвать титул, и так и не понять:

В течении первых 3-5 лет, единственное, к чему должно быть приковано твое внимание — собственное образование, ибо на этом этапе закладывается его фундамент; свой зритель, ибо без него все тщетно; и стабильность поступлений на банковский счет, ибо окупить затраты — куда важнее, чем обвешаться «орденами».

Все большее количество новичков идет по ложному пути, не понимая:

  • одна награда, победа, — как и одна рекомендация, публикация (в журнале, к примеру), — ничто; конкурсные успехи имеют совокупный эффект, который можно направить не столько на авторитет, сколько на известность человека, да и то в узких кругах;
  • популярные авторы не участвуют во всем подряд, по факту: за них все решает куратор, который и выстраивает их карьеру, что важно — галерейную, и поэтому коммерческий или «бытовой» фотографы впустую тратят время, если участвуют в конкурсах.

В контексте сказанного, примечательны строчки одного из Слов Паисия Святогорца:

— Геронда, почему мы все время хотим, чтобы другие знали о наших благих делах, хотя так сладостно и легко жить и трудиться в безвестности?

— Человек, имеющий внутреннее содержание, старается, чтобы его добрые дела не были заметны, и люди такого человека уважают и любят, хоть он сам этого и не понимает.

Насколько притягателен смиренный человек и насколько отвратителен гордый! Гордого человека никто не любит. Даже Бог его отвращается. Маленькие дети, видя, что кто-то из ребят ведет себя надменно, начинают над ним смеяться. А тихого и рассудительного уважают. Если дети увидят на улице человека, который идет задрав нос, сразу чуют, что это за фрукт, бегут за ним вслед и дразнят.

Человек, который хочет себя возвеличить, в конечном итоге становится посмешищем.

И слова Анри Картье-Брессона:

«Я опасаюсь известности и всех такого рода вещей. В средневековые времена скульптор работал, и ему было все равно, будет ли его работа поставлена на паперти собора или на башне, где никто, кроме Бога, ее не увидит. Все эти истории, когда люди соперничают, чтобы выяснить, кто лучший, это глупость. Это что-то разрушает. Как можно сохранять свежий взгляд при таком беге наперегонки? Невозможно.»

Которые важно понять не только новичку, но и любому фотографу, если он хотел бы вырасти, и уяснить единственно возможную пользу от соревнований — видение себя. Об этом хорошо, довольно-таки давно, была снята сцена:

После просмотра, мне всегда приходят на ум слова Александра Суворова:

«Петух сам себя победителем провозглашает, а хитрец, других нахваливая, себя продвигает.»

И понимание, что если соревнование не воспринимать как возможность проверить себя, то не стоит на него обращать внимания, ибо пока ты раздуваешься от самомнения:

  • члены жюри, участвуя, «прокачивают» свою значимость и набираются опыта;
  • спонсоры, на самом деле, зарабатывают: получая бесплатную / недорогую рекламу;
  • организаторы, под видом благотворительности, зарабатывают и «прокачиваются».

Нет, не суровая. Просто — правда. Как и то, что если ты из РФ, и ты хочешь быть лучшим, не среди своих соотечественников, а в мире, то рецепт победы предельно прост: «вынеси сор, на просторы «цивилизованного мира», — очерни свою Родину, память предков, и поддержи иное — кому-то выгодное мнение про твои корни». — Разумеется, все это средствами фотографии, но, если можешь и желаешь пойти дальше… такое тоже приветствуется, но это совсем другая история, и достаточно, в контексте выше указанной темы, сказать, что фотограф, на конкурсе, — ресурс, на котором делают деньги, имя, а если мероприятие серьезное, то решают вопросы политического толка и участие в этом — не лучшее направление, куда начинающий фотограф может направить свои первые шаги.

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш,

Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: