chemu-nauchaet-fotografiya

Некоторые родители, при выборе творческой профессии своими детьми, волнуются за них — правильный ли выбор? Беспокойство оправдано, ведь подлинное искусство — не может, увы, похвастаться стабильным спросом, а значит могут быть материальные трудности, которые ни столько пугают, сколько смущают: «В наше-то время и не иметь стабильного дохода?» — они смотрят на то, что их ребенок получит от выбора, а их дети смотрят иначе — и смотрят на то, что скрывается за выбором, и это зачастую касается самореализации, как личности (и деньги, как многие еще помнят, — не главное).

Отдельные опасения — во что превратится ребенок? Богемная шумиха, маргинальные движи и стиляга-шалопай — опасения оправданы: есть много дурного в творчестве, но есть момент: а в какой профессии этого нет? Мы не понимаем:

Профессия не разлагает человека, это человек разлагает профессию.

Можно остаться человеком, даже на самой ужасной работе; и стать «…», который очернит, не только своими действиями, но и просто — своим присутствием, выбранную профессию и как этого можно не понимать?

Неправильные беседы имеют негативные последствия: профессию наводняют люди, которым от фотографии нужны только быстрые деньги, без вложений (мечта идиота); но в фотографии им не нужно ничего… Им объяснили — они запомнили, и все довольны.

Есть хороший образ: дети, когда рождаются, напоминают чистые магнитофонные кассеты, — что будет на них записано, то они и воспроизведут. Понимая это, я делаю вывод, что многие в жизни не получили целостного представления о труде, счастье и творчестве. — Постараюсь в этой заметке рассказать про то, что делает в нас лучше увлечение фотографией; увлечение, — будь-то профессиональная деятельность или хобби.

Конечно, пишу для широкого круга читателей и для коллег и для обывателей, но мне все-таки хотелось бы быть услышанным теми, кто только-только приходит в профессию, или теми, кто еще сомневается — нужно ли ему это? Отдельная радость — если близкие прочтут, поймут и, хоть немного, поубавят количество помех со своей стороны.

Терпение

Страшный сон любого бюджетника или иного работника, с оплатой за выход, — неясность. И в плане дохода, и в плане перспектив, с творческой профессией всегда неизвестность: купят и одобрят — неизвестно; облают, но купят — может быть и так. Подобные сценарии — «сущий ад» для материалиста (поскольку множество переменных, которые нужно учитывать и ничуть не меньше тех, которые бесполезно учитывать, ибо они от тебя не зависят) и вспоминаются, в этом контексте, следующие строки:

Надо выбить из-под ваших ног почву и посадить между двух стульев. Когда вы потеряете опору, тогда вы мой и я сделаю с вами, что захочу.

К. С. Станиславского, отражение которых мы находим на страницах книги Леонова:

«…из-под актера надо почаще выбивать стул, на котором он удобно расселся; в общем, актера надо ставить в новые обстоятельства и переучивать каждые десять лет.»

Жизнь фотографа мало чем отличается от выше сказанного (ибо когда начинаешь — «стулья» вне досягаемости, когда поднаторел — «стулья» оказываются ненужными или отвлекающими и это хорошо, на самом-то деле, поскольку так происходит взросление творчества), страшный сон для обывателя — наши трудовые условия:

  • сам себе директор, менеджер, конструктор, маркетолог, дизайнер, стилист и т. д.
  • загруженность 24/7, со временем, сменяется вовлеченностью 24/7;
  • трудные годы сменяются, но не всегда — более легкими, бывает и наоборот;

— в таких условиях формируется особый характер, способный пережить житейский шторм и еще один, и еще… не приспособиться, но научиться: укрощать собственные амбиции, думать и правильно ставить долгосрочные цели, возделывать в себе самостоятельность, и понимание мотивации, как следствие осознания:

На этот день берешь ровно столько, сколько можешь донести под его конец, а что большее — то от лукавого желания.

Претерпеть, чтобы стать сильнее себя прежнего.

Самообразование

Формирование образа, возделывание ума, — суть самообразования и в фотографии оно очень гармоничное, по результату:

  • профессионализм или мастерство; творческое ремесло подразумевает, что фотограф, в нашем случае, последовательно изучит нюансы фототехники, устройства и работы, в дальнейшем — особенности технологий печати, коррекции, оформления и как итог — перейдет к изучению изобразительных возможностей фотографии, по мере понимания которых, откроется главная и неисчерпаемая тема: умение видеть кадр;
  • образ жизни; вопреки стереотипам, творческое ремесло вовсе не вынуждает нас, фотографов, вести аморальный образ жизни, скорее наоборот: важна диета, умеренное потребление алкоголя (или полный отказ от него), занятия спортом, правильный отдых и все это благодаря самодисциплине, без которой никогда не услышишь тренера или, к примеру, члена семьи, который помогает тебе стать человеком, а не «продать себя…»

Пока новичок, все внимание на камеры: своевременно очистить от загрязнений и докупить ту оптику, которая дополнит систему. Но, по мере развития, все внимание к себе: упорядочить и, что важно, упросить быт, чтобы высвободить время для развития критического мышления, не поступаясь этикой, но непрестанно возделывая понимание, что черпать информацию их всех, тебе доступных, источников и искоренять свою узколобость — путь истинного интеллигента, которым может стать фотограф, если «чуть-чуть» постарается…

Коммуникабельность

Мир отторг общительность, способность находить общий язык со всеми, кто нас окружает — на смену человечности пришел нетворкинг — бездушное и бесплодное потребительство, и от понимания этого, я начал считать коммуникабельность профессиональной деформацией… ни то, чтобы это ошибка, скорее это укор реальности, но, если человеку нужен традиционный — веками проверенный навык, то творчество — отличная среда для его развития, особенно если заниматься, к примеру, фотожурналистикой или портретной фотосъемкой.

Стрессоустойчивость

Коллега однажды произнес:

«Есть множество профессий, где стрессоустойчивость — необходимый навык для соискателя, потому что «бывают ситуации», но только творческие ремесла — профессии, где без стрессоустойчивости человек не выполнит и своего первого проекта, причем неважно какой он, личный или коммерческий: мандраж «до», сразу после того, как взял камеру, — ты ненавидим социумом; и паника «после», потому что результат всегда может быть улучшен, а значит ты, как автор, потенциально уязвим для агрессии из вне.»

В свое время, эти слова помогли мне задуматься о том, как можно реагировать на критику, и в итоге я написал ряд заметок по теме, а теперь, в этой заметке, могу записать: фотография — в сути своей, это отличный «тренажер», если стрессы «одолевают».

Благодарность

Благодарны ли мы? Совсем недавно, один знакомый человек оставил город, уехал поправлять свое здоровье, но когда вернулся и побродил по улочкам, внимательно вслушиваясь в слова и, не менее внимательно, всматриваясь в жесты, произнес:

«Злоба и ненасытность, — ими все пропитано. Как же я раньше не замечал? Наверно барахтался внутри и как-то привык… Как ты говоришь: глаз замылился, — да, пожалуй так.»

Мы все реже ценим то, что имеем, тех, кто рядом, и как-то само собой становится «ворчание» — не ценят, — нормой, но той ли? Творчество «живет», покуда есть зрители (покупатели или меценаты, к примеру), и если это понять, то станут понятны слова учителя:

«…будь благодарен заказчику — он тебя кормит.»

И, думается, что можно оставить фотографию — уйти в другую профессию, или как хобби — «выбросить» ее, но если однажды обрел чувство благодарности, то уже его не утратишь…

Внимательность

Со временем, приходит понимание, что ты работаешь с теми, кто в чем-то похож на тебя, и на этом промежуточном выводе, порой, строится бизнес, но кое-что выпускается из виду:

Сентиментальность, как черта, может быть навыком фотографа, как человека, который будет внимателен к окружающим, но главное — такой человек будет понимать ценность и смысл написанного от руки письма, или сделанного шага навстречу, а это полезно, если человек стремится научиться любить, но для начала понять, что такое любовь…

Так же, чуткое сердце помогает не оскотиниться разуму (и что неплохо — вовремя отключить излишний рационализм), и не стать человеку эгоистом.

Аскетичность

Довольствуйся малым… Конечно, неправильный ум тут прочитает: «скатывайся до уровня не то австралопитека, не то современного сектанта, которого хлебом не корми, дай все разбить и уничтожить следы технического прогресса», но смысл вкладываю иной:

Большинство коллег, вначале творческого пути, «затариваются барахлом», которое им не нужно, либо без острой надобности, и его можно было арендовать, а сэкономленные деньги вложить в свое образование или улучшение жизни, причем не только своей, но и окружающих (ладно, только самых близких, — чтобы без тухлых помидоров на этот раз).

Согласен, качество редкое. Но когда фотограф его развивает, то его фотографии становятся не только лаконичнее, но и глубже по содержанию.

При всей внешней простоте, повествование идет вглубь и это является следствием того, что и сам автор смотрит внутрь себя и меньше отвлекается на информационный шум и «топает» по жизни более уверенно, что несомненно идет ему на пользу и за пределами творчества.

Вместо заключения

Хотелось бы завершить повествование цитатой из книги Евгения Леонова:

«За внешне простыми живописными работами ощущается целостное восприятие мира — вот это главное. И знаешь, что я подумал: для людей искусства все их эмоциональное поле, весь внутренний заряд уходит в творчество, а для ученых, очевидно, их эмоции, их внутренний мир полностью не раскрываются через науку, а ведь эти скрытые потенциальные возможности тоже ищут выхода… Помнишь, я говорил, что был потрясен в Новосибирске, сколько прекрасных музыкантов среди ученых… Сейчас почему-то особенно отчетливо понял некоторые общие закономерности творчества.
Процесс творчества, по существу, не только фиксация внешнего мира, не только его отражение, но в большей степени самовыражение, поэтому такое значение имеет сама личность человека и художника. Чем богаче, чем полноценнее человек, тем богаче и для зрителя интереснее его творческие проявления — это же так естественно. Профессиональные навыки, которые дает нам школа, конечно, помогают, но они ничего не определяют; если художник мало развит, личность его бедна, то и творчество его будет в большинстве случаев однобоким, ограниченным. И опыт, и история показывают, что все великие художники были широко развитыми, духовно необыденными личностями. Такая крупная и сильная в духовном отношении личность способна глубоко и сильно воздействовать на людей и в жизни, и в искусстве.»

Вот бы каждый отец писал такие слова своему сыну, особенно от руки, на привычной бумаге; не хватает в мире писем, вот таких: «не себя ради…»

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш,

Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: