В студенческие годы, работая и подрабатывая, как и большинство студентов того времени, я с интересом наблюдал за поведением окружающих: на учебе, на работе и т. д. Ничем плохим от этого не веяло, поскольку так я просто адаптировался к новой для себя среде: чужой город, — с его отличным, от привычного мне, ритмом, большое количество новых знакомых, в которых требовалось быстро и безошибочно разобраться, ну и конечно… ремесло, поиск которого мне давался нелегко, поскольку я искал смыслов и коллектив, а не только зарплату.

Наверно, в те годы обострилась моя внимательность, к тому, например, как люди говорят или смотрят, взаимодействуя с окружающими, как уходят от неприятных им вопросов, кем они ни столько выглядят, а являются на самом деле (как личности), и т. д., и т. п.

Говорю «обострилась», поскольку наблюдательность была свойственна мне всегда. Увлекаясь рыбалкой и охотой, регулярно созерцая подлинные красоты родного края, слушая рассказы из промысловой жизни на привале, трудно было вырасти отстраненным, не любознательным.

Привычка «учиться подсматривая» пригодилась и в фотографии, причем не только за тем, кто передает тебе знания или оплачивает твою работу, но и за самим собой. Это может показаться странным, но это так. Например, замечая перемены в своем поведении, мышлении и съемках, я понял, что профессиональная среда не только проверяет меня на способность выжить, что и естественно и знакомо, но и проникает в личную жизнь, а это уже серьезно.

Профессиональная деформация: что это?

Недавно, оказавшись в стороне от туристической группы, я поймал себя на мысли, что людям неважно, что вокруг: коллективный взгляд покорно следует за экскурсоводом, пропуская если не самые красивые, то хотя бы те ценности, которые «в программе не значатся».

Вздрогнул.

Вспоминая Ролана Быкова, его размышления о «промышленнизации воспитания», я сам того не замечая вспомнил свой туристический опыт, который перерос в понимание путешествий, с которыми преображаешься и обогащаешься. Вспомнил, не без горечи…

Будучи юным, еще до прихода в ремесло, я и подумать не мог, что отдыхать можно без камер; множить архив туристических «открыток» мне казалось интересным, а планировать маршруты самостоятельно, на основе ранее полученных знаний, — нелепостью.

Что же изменилось?

Наверно, пытаясь сейчас ответить на этот риторический вопрос, сказался опыт ремесла, опыт непрерывного поиска иной местности, иного взгляда на известную местность (поиск ракурса, с которого здесь еще не снимали), необходимость смотреть, видеть, запоминать сердцем и без глупостей, в виде складирования информации на цифровой носитель.

Желание отдохнуть. Стремление жить вне «печати» ремесла. Да? Скорее всего… Когда много фото- и смежных процессов ежедневно, становишься перед выбором: упасть или оттолкнуть? Это выбор, на основе «подкинутых ремеслом» вопросов. Творчество задает вопросы и я могу определять свое будущее, лишь находя ответы, правильность которых обусловлена… Хм, тут ведь не только этика, мотивация и воспитание вносят коррективы, но конечная цель: в жизни, в творчестве, а это еще ворох «переменных» и новые вопросы…

Например: не это ли профдеформация?

Открыв страницу Википедии, в свое время, я был несколько озадачен: изначальный акцент на негативных проявлениях, эмоциональном выгорании, психологии, социологии и никакой тебе «точки отсчета», которую можно было бы принять за «норму».

Отклонение от какой нормы, свидетельствует о деформации?

Сел за книги.

Из множества прочитанного, пока только работа Евгения Павловича Ильина меня устраивает. В ней я нашел следующее:

«Под профессиональной деформацией следует понимать приобретение человеком в результате работы в данной профессии некоторых специфических особенностей взгляда на мир и поведения (стереотипа, привычек), которые могут проявляться не только в профессиональной деятельности, но и вне ее.»

Евгений Павлович Ильин

Там же:

«Под профессиональной деформацией понимают всякое изменение, вызванное профессией, наступающее в организме и приобретающее стойкий характер (История советской психологии труда, 1983).»

Эти утверждения фиксируют отправную точку: изменения, в ответ на условия проф. среды. А это, в отличии от определений, найденных в Сети, научно.

Во-первых, потому что наука тем и отличается от болтологии, что не дает оценок, а на основе проверенных данных устанавливает: что происходит, когда и почему. Беспристрастно. (Да-да, мир наполнен множеством исключений, но это уже к вопросу профессиональной этики, или к теме компетентности исследователя, — ред.) Во-вторых, определения не противоречат буквальному толкованию, если вспомнить значение слова деформация. В-третьих, цитируя С. П. Бессонова:

«Известно, что под влиянием деятельности у железнодорожных диспетчеров вырабатывается потребность работать максимально точно, без малейшей ошибки. У телефонисток же в процессе труда вырабатывается потребность в максимальной скорости реакции. Работники ГАИ научаются лучше распознавать скорость движения, ошибки водителей в маневрах. У паспортисток „наметан глаз“ на подделку документов. Работники отделов кадров, продавцы очень хорошо распознают особенности личности по внешнему облику».

Ильин делает вывод:

«Когда под влиянием профессии формируется новая особенность личности (как у железнодорожных диспетчеров или телефонисток), то это можно расценивать как профессиональную деформацию личности, но когда работники ГАИ или паспортистки формируют умение распознавать (дифференцировать) различные ситуации и объекты, то это можно отнести к развитию профессионально важных качеств, умений, но не к деформации личности. Иначе любое развитие мы будем принимать за деформацию, и тогда использование этого понятия теряет всякий смысл.»

Соглашусь, поскольку продолжи я снимать влюбленные пары, обслуживая тренды дальше, не уверен, что я не стал бы циничным, переполненным шаблонами: в ремесле (что еще логично) и в личной жизни (могло бы повлечь за собой серьезные проблемы со здоровьем личности), и все это я понимаю сейчас, а тогда руководствовался логикой, интуицией, слушал совесть.

Единственное, что пока остается неизвестным — понятие нормы. Наверно (в контексте темы, — ред.), стоит говорить как об общечеловеческих ценностях, так и о свойственных мастеру, и его личности, до начала воздействия на них профессиональной среды.

К сожалению, в ряде вопросов, это накладывает ограничения в понимании роли изменений (в негативном они ключе или в позитивном, — ред.), поскольку культурные, социальные и иные различия между людьми отличаются от общности к общности и что приемлемо в одной, за то в другой может ожидать смертная казнь. Не говоря уже о времени, как факторе, которое часто вносит коррективы в понимание допустимого, что особенно видно в «нестабильные годы».

Подытоживая, можно сказать:

Профессиональная деформация — физиологические, психические и личностные изменения, проявившиеся у человека под влиянием профессиональной деятельности, и которые затрудняют выполнение профессиональных обязанностей и ведение нормальной личной жизни.

Простыми словами, не искажая сути.

Проявление профдеформации у фотографов

Стыдно признаться, но придя в профессию любителем, в первые же месяцы я стал абсолютно типичным новичком: замкнулся на ретуши, маркетинге и потоковых съемках.

Наверно, как теперь понимаю, я просто не выдержал информационного гнета, которым легко, быстро и эффективно меня «обработали». Оно и понятно, ведь все свободное время я отдавал изучению приемов ретуши, чтению и просмотру обзоров профессионального оборудования, а в перерывах еще обращал внимание на биографии классиков, их заветы и прочее. Конечно, от такой любознательности я ожидал много хорошего, но, к сожалению, в Сети легко «нарваться на ложный след», и я, ослабив бдительность, заблудился.

В какой-то момент мне показалось, что путь, который мастера прошли за 10, а то и 20 лет, нет необходимости проходить, ведь технологии шагнули вперед, а значит можно «купить железку получше», закупиться рекламой, нанять ретушера и успех придет.

Спустя время, убедившись, что оборудование — просто инструменты и только, и что к ним, и это горькая правда, от которой бегают тысячи коллег, нужно приложить руки и мозги (причем не обывательские, а должным образом подготовленные, — ред.), а чтобы найти ретушера, который бы верно интерпретировал твои исходники, нужно искать не только навыки, руки и глаза, но еще и аналогичный культурный уровень, я понял: короткого пути не существует, есть только проблемы, которые возникают, когда пытаешься не своим делом заниматься, либо «ускориться».

Вволю «наевшись» особенностей ремесла, я очнулся: заметил, что речь стагнирует, да и мной то и дело недовольны в семье, круг интересов ограничен фотографией… в общем, много чего было не так и я начал записывать все проявления профессиональной деформации:

Перечень небольшой, но характерный для трудоголика, который не боялся набивать шишки, а их было немало, ведь в фотографии я с 2012 года.

Возможные причины

С причинами все непросто. Специалисты «винят» специфику ближайшего окружения, малые, но регулярные стрессы, избыточную автоматизацию, продолжительную стагнацию и т. д., и т. п.

Понимая себя, могу сказать, что это не всегда так. Во-первых, профессиональная деформация может проявиться раньше и, в свою очередь, привести к тому, что считают «причинами», и на себе я в этом убедился. Во-вторых, ремесло может стать тем условием, которое «проявляет» и обостряет во мне ранее неизвестные или известные личностные пороки (т. е. появляются как-бы «уровни» профдеформации, — ред.).

Всю эту «картину» можно представить следующим образом:

Понимаю, все это на уровне «мне так думается» и можно ограничиться мнением ученых, но я посчитал нужным зафиксировать наблюдения, а как к ним отнесется читатель (коллега), то от меня не зависит.

Преодоление

Стандартные рекомендации, мол смените род деятельности, окружение, найдите себе хобби и регулярно отдыхайте, — в общем-то верны, с той лишь оговоркой, что не стоит забывать (или принижать) значение интеллектуальных упражнений и физической культуры, потому что кто-то может и забыл, но я напомню: профдеформация затрагивает не только психику.

В остальном, если не забывать, что под «сменой деятельности» фотограф может понимать не более чем смену жанра, в окружении должны быть люди из разных этнических, культурных и профессиональных групп, с разным уровнем достатка, хобби — не про ритуал, а про интерес, про внутреннюю потребность, отдых — не про туризм, а про восстановление души и тела (об этом, почему-то, все реже вспоминают), то все просто:

Преодоление профдеформации — процесс выстраивания жизни таким образом, при котором ослабляется негативное воздействие профессиональной среды, на физическое и ментальное здоровье, и профессиональная деятельность ограничивается минимально необходимым, чтобы устроиться в социуме и заработать средства к существованию, а все силы человека употребляются на рост и развитие личности.

В общем, все просто. (Да-да, повторяюсь.)

Профилактика

Если вспомнить классический рабочий процесс скульптора, когда берется кусок породы, пара примитивных инструментов и, удар за ударом, отсекая все лишнее, создается скульптура, то в контексте нашей темы аналогично устроена и профилактика:

  1. Стараемся быть внимательны, по отношению к себе, к своем словам и поступкам
  2. Замечания негативные проявления в себе — принимаем меры
  3. Поддерживаем баланс между работой и личной жизнью
  4. И так — покуда не завершится земной путь

Все просто. (Да-да, вновь повторяюсь.)

Вместо заключения

Профессиональная деформация — сложная многогранная тема и не только потому что с нами многое может произойти, а потому что в ее основе наши пороки, но это становится понятным не сразу, а когда искренне стараешься сам во всем разобраться.

Мы все, по мере роста, накапливаем определенные привычки, навыки, взгляды. Но может так случиться, что предыдущие условия труда не давали свободы, сдерживали проявление каких-то негативных качеств, а тут — привет, творчество!

Творческая свобода, ценности и ритм — проявляют в нас характерные изменения, какие, на мой взгляд, не встретишь в профессиональном быту хирурга, продавца или каменщика. Такая характерность присуща каждому ремеслу, поэтому проявления профдеформации у фотографа и хирурга, например, различны, хотя в чем-то и могут пересекаться, не исключаю.

В любом случае, профессиональная среда, «атакуя», предоставляет нам выбор: поддаться или подумать? И с этого начинается либо деформация, либо ее профилактика.

Дополнено 30.11.2022

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш,

Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: