Современная фотоиндустрия напоминает киноиндустрию: продюсеры, стилисты, режиссеры, ну и конечно — институт звезд. Все это проникло в фотографию не в один момент и причины тому отнюдь не в том, что быт фотографа усложнился (скорее наоборот), а в том, что кто-то, в «один прекрасный момент» предложил взять на себя часть нагрузки, и понеслось…

Не знаю почему, но избитые вопросы:

— Какую фотокамеру мне купить?

— Посоветуйте комплект света?

— А что вы можете сказать про «такой-то объектив»?

В последнее время, я получал только через систему личных сообщений в соцмедиа. И почему таких вопросов не поступало по электронной почте или в реальной жизни — я не понимал…

Ответ пришел неожиданно. Сравнивая соцмедиа и маркетплейсы (во время очередной беседы с коллегой), мы пришли к мысли, что основой делегирования может выступать страх… Страх взять на себя ответственность: за принятое решение, за действие, за ошибку и т. д.

На данный момент, я придерживаюсь этого мнения, поскольку в современных обзорах вижу в целом аналогичную «природу»:

  • не надо думать: за тебя все прочитали, изучили и систематизировали;
  • не надо принимать решение: выводы сделаны за тебя;
  • если покупка плохая, то это они плохие (обманщики), а я — хороший.

Признаться, я не вижу в этом ничего радостного. Особенно огорчаюсь, когда вижу как легко в новичках развивается готовность «съехать с темы», при моих словах: «Возьмите в прокате, да и определитесь.»

Хотя, если уж говорить до конца, то беспокоит меня не только отношение коллег к обзорам (и нежелание думать в профессии, где от возделанного ума зависит результат), но и сама основа: реальное назначение обзоров, реальные выгодоприобретатели и т. д.

Обзоры фототехники, как инструмент манипуляций

В самом начале творческой деятельности, я получил от одного из учителей хороший совет. И, спустя много лет, я продолжаю им пользоваться. Содержание его следующее:

«Фотография, как и многие другие профессии, наглядно показывает, как неумение соблюдать информационную гигиену, и придерживаться объективно возможного «достаточно», приводит к разжиганию страсти потребления, доведения ее до кипения; бессмысленного (для нас) и выгодного производителям, пусть и хорошего оборудования, но тебе не нужного, и это главное. Ненужные знания — это даже не информация, а информационный шум. Он отвлекает, перегружает мозг, замедляет его (и твою) работу, не говоря уже о том, что сбитый с толку, ты еще сильнее начинаешь зависеть от обзоров, от чужого мнения и покупаешь уже не то, что тебе реально необходимо (ведь ты уже не способен свое суждение иметь, не способен определиться, не способен взвалить на себя ответственность), а то, что соответствует чьим-то требованиям: индустрии, времени и проч. Понимаешь, так теряется самостоятельность на самом базовом уровне. А что уж говорить про творчество, про смыслы и образы? Пойми основы: как устроен фотоаппарат, какие есть системы и как они развивались (и развиваются). А дальше, исходя из возникающих в определенный момент потребностей, выбирай ту или иную «игрушку», без которой не достигнуть нужного тебе(!) результата. Выбирай, осмысляя технические характеристики, прописанные в «паспорте изделия», в оптических схемах, которые все еще доступны онлайн, и так далее.»

Пожалуй, именно благодаря этим словам я смог избежать покупки ненужных «фотоигрушек» и лучше понял подлинную природу многочисленных обзоров: «Развлекать и продавать!» — В этих простых словах вся их суть.

Как покупать фототехнику

В массовом сегменте, системные камеры какой-то определенной свободы не предоставляют и объективное условие, от которого зависит качество «картинки» — объектив, и поэтому выбор стоит начинать не с изучения «менюшки» фотокамеры, а с оценки доступной оптики:

  • есть ли в линейке необходимые (нам) фокусные расстояния;
  • сколько (и каких) элементов в оптической схеме объектива;
  • о чем свидетельствует информация на MTF-графиках;
  • как реализована защита от пыли (и влаги);
  • и т. д.

После того как вдоволь начитаемся технической информации от производителя, идем в пункт проката и берем нужную связку камера+объектив и тестируем в реальных (своих) условиях, в том числе — обращая внимание на удобство хвата, логичность меню и возможности, которых может быть с излишком, и тогда стоит обратить внимание на «тушку» поскромнее (но с такой же матрицей).

Конечно, в отличии от обзоров, это «платно», но деньги мы еще успеем заработать, чего, увы, не сказать про время жизни. Поэтому лучше его сберечь, но купить «свое», чем проверить (на себе) известную пословицу «скупой платит дважды», оставшись недовольным покупкой.

<…>

Если мы обновляем «тушку», то аргументация еще проще: есть ли отличия новой матрицы от моей старой? За последние 20 лет значимых событий немного: рост количества мегапикселей и увеличение динамического диапазона, пропорционально физическим размерам фотоматриц (чем больше физические размеры матрицы, тем больше мегапикселей и пластичнее картинка) и какие-либо новшества в этих вопросах происходят крайне редко, соответственно — нам нет смысла каждые 2 года «обновляться» (в чем легко убедиться, взяв новую «тушку» в прокате и отсняв пару-тройку проектов).

<…>

Световое оборудование требует учета большего количества информации: тип источника света и его вес (и размеры), мощность, энергопотребление и тепловыделение, цветовая температура и степень отклонения цвета в зеленый или пурпурный, удобство управления, ну и конечно — доступность запасных частей, аксессуаров и наличие авторизованных сервисных центров поблизости.

Поскольку многие фотографы не имеют собственных студий, то я не могу понять, почему нет желающих задержаться на 10-15 минут в арендуемой, в которой понравился свет и спросить коллегу-фотографа: сколько стоит, как с обслуживанием, как у этих источников «с такими-то характеристиками» и т. д. Это же готовый выбор, который достаточно соотнести со своими повседневными задачами, финансами и оплатить на сайте или в ближайшем магазине.

Правда, не хочу никого обидеть, но у меня сложилось впечатление, что завсегдатаи обзоров, в плане светового оборудования, — не фотографы, которые регулярно снимают свои проекты, а обыватели, которые никогда не работали в фотостудии, и потому не знают: какой мощности, с какими насадками, и в каком количестве им нужны источники света.

<…>

Покупая фототехнику, необходимо соизмерять свои потребности и возможности, поскольку, в мире в котором мы живем, физические законы неизменны и, при покупке, наша задача проста — приобрести оборудование, максимально соответствующее нашим потребностям и совсем не имеющее функций, которые нам никогда не пригодятся (но стоят денег).

Почему важно контролировать свое потребление

Учитель мне говорил: «Используй доступное оборудование. Не заглядывайся на чужое. Когда появится что-то существенно новое, или просто подзаработаешь на объективно лучшее, бери, но помни: с помощью инструментов ты должен воплощать свои идеи, смыслы и образы. Если ты хочешь купить, просто чтобы соответствовать времени, чьему-то мнению, то ты глуп… От мастерства, от сущности твоей — творчество, красота и фотография!»

Действительно, страсть накопления фототехники — не делает нас лучше. Нас, как личность в творческой профессии. Увлекаясь обзорами, мы оставляем в них свои ум и сердце. Перестаем самостоятельно думать, учиться, трудиться. Не знаю, есть ли такое определение, но я бы назвал это «потребительской опустошенностью», т. е. состоянием, когда ты становишься проводником чужих идей, уже даже не носителем, а именно безвольным, безропотным проводником идей в массы. И так замыкается круг: фотограф ограничивается «протокольной техничностью», зритель — оценкой ее; и язык, символы, образы и ритмы, становятся «забытым сном», т. е. наступает то, что именуется исследователями, как «эпоха нового средневековья» и ее закономерные плоды — равнение на посредственность…

Надо что-то менять. Надо меняться. Биться, за себя, за свой ум, за образ, за внутренний мир и не потому что разорвав оковы человек становится свободным, а потому что нет страшнее ограничений, чем рабство в собственной голове… Мы настолько погрязли в мечте о «золотом веке», в котором всеобъемлющий комфорт не требовал бы от нас даже нажатия на кнопку, а только «силы мысли», что и не заметили, как расслабился ум, как нежелание пользоваться более простыми, но такими же качественными инструментами, привело к засилью на рынке технологического мусора, и как следствие — к полному нежеланию самостоятельно принять решение о покупке.

Дополнено 18.05.2021

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш,

Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: