Маркетологи нами манипулируют — очевидно (особенно после прочтения книги — «Вынос мозга!», Мартин Линдстром), но пословица:

Семь раз отмерь — один отрежь.

вынуждает регулярно читать обзоры новинок и сравнительные тесты. Мы считаем, что если будем в курсе новшеств индустрии, то наша фотография будет лучше, а выбор новой камеры — простым занятием.

pochemu-ne-nuzhno-chitat-obzory-pered-pokupkoj-fototexniki

Грима — хороший советник, если не знаешь реального положения дел.

Но обращал ли кто-нибудь внимание на то, что мы «семь раз» смотрим как замеряют другие, а потом — покупаем сами?

Пора обновить поговорку:

Семь раз посмотри и купи.

На первый взгляд — все удобно, выгодно и актуально во времени. Но если немного копнуть, то можно заметить, что за большинством обзоров стоят заказчики, кураторы, маркетологи, а социальное давление — главная цель происходящего.

Для тех, кому интересно, поясню неявные проблемы сложившейся ситуации.

Почему читаем

Притягательность обзоров и сравнительных тестов легко объяснить:

  • Доступно. Простым языком, с малым количеством терминологии и с большим кол-вом справочной информации. Читать (или смотреть) можно с любого устройства, в любое время и хоть ежедневно — информация в избытке.
  • Интересно. Познавательная информация — хорошо, но если она в развлекательной обертке — лучше. Авторы обзоров (и маркетологи) это учли и превратили обзоры в тв-шоу, с возможностью выбора: текстовая версия или полная.
  • Заманчиво. «Волшебная кнопка» — вера в существование чего-то секретного, что непременно изменит нашу творческую жизнь и подарит шедевры. Заглянуть в обзор или сходить на конференцию — потакание этому стремлению. Вдруг изобрели камеру, которая творит чудеса.

С первого взгляда — все хорошо, но предлагаю заглянуть за кулисы.

О чем забываем

Любой обзор фототехники — реклама: обострение потребностей, путем давления на страхи и боль клиента, подавление разумной оценки, путем игры на эмоциях и социальном статусе. Не отвлекаться на цели клиента, а предлагать свои, под которые заточен продукт, — главная цель маркетологов при контакте с аудиторией. После продаж, конечно.

Потребление товаров, а не приобретение инструментов для творчества, — опасность информационного поля.

Можно этому верить, а можно — нет.

Я не настаиваю, а просто пишу строчки и предлагаю задуматься:

  • Кому выгодны обзоры фототехники. Нет, не фотографу, а производителям техники, ибо это самая эффективная реклама: ее не блокируют, ей доверяют, она дешевая, а еще — социальная. Большинство спикеров рассказывает о тех, кто уже купил эту камеру (или иную «железку») и, случайно ли, «глупо» думать об умысле :), — в этом списке известные личности. А если вовремя задать себе вопрос: «Ну купили, используют, а мне то что?» — то не придется создавать объявление на барахолке.
  • Кто занимается обзорами фототехники. Странно, но автор не рассказывает о своем изобретении, хотя он знает о нем все. Почему? Ответ прост — нет доверия. Другу или коллеге «Q» мы верим больше (хоть он и балбес), чем незнакомцу с ученой степенью. Этой особенностью нашей психики пользуются маркетологи — переманивают наших коллег на свою сторону, чтобы они отстаивали интересы компаний, а не фотографов. Суровая, но правда.
  • Кто пишет (или снимает) обзоры фототехники. Любой рекламе нужна аудитория, в случае с обзорами — блоги, семинары и конференции. Но мало собрать толпу, нужен авторитет среди окружающих — облик эксперта: долго формируется, но эффективно работает, и вновь против нас — когда мы слышим «экспертное мнение», то неосознанно отключаем зоны головного мозга, которые отвечают за принятие решений. Доказанный факт, о котором знают маркетологи.
  • Какой формат поддерживают производители фототехники. Можно смотреть лежа на диване, сидя у компьютера или стоя в общественном транспорте — преимущества обзоров в видеоформате. Но это для нас, а производителям техники интересно другое: продолжительность — если мы потратим 20-240 минут на потребление информации, то сами захотим найти пользу от просмотра, чтобы оправдать такую глупость, как итог — согласие с мнением эксперта и приобретение товара; возможность для манипуляций, как в «магазин на диване»; социальные доказательства, призывы, и т. д.
  • Где выгода зрителя. Трата времени, развлечение или отдых после трудового дня — едва ли разумная выгода от повторного потребления очевидной информации. Увы, но это единственное отличие обзоров от самостоятельного изучения вопроса, на основе технических данных изделия.

Цель обзоров — сбор максимального количества адептов и культивирование потребностей. В основе метода — социальное давление. Основные действующие лица — люди, чей интерес к тестированию техники подсаживает их на два стула и меняет облик с фотографа на человека с камерой. И, признаться, это единственное, что помогает проснуться и утратить веру в фразу «рекомендовано…».

Как покупать фототехнику

Если интересно приобретение — можно читать (или смотреть) обзоры фототехники, но если нужно обновить (или дополнить) набор инструментов — опираемся на собственные знания и опыт, творческие задачи и профессиональные цели. Законы физики вечны, производители — старые игроки, с 50-100 летней историей, технические характеристики — повод заглянуть в инструкцию, или внимательно прочитать информацию на сайте, а вторичные отличия — размеры, масса и расположение кнопок, — вкусовщина, которая подбирается под свою руку и творческие задачи.

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш,
Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: