Надежда — это противоположность эйфории, она требует строгости и трезвости.
/Сергей Аверинцев/
Переоцениваем ли мы, фотографы, роль оборудования? Да, конечно. Нам хочется верить, что, к примеру, вновь купленный объектив непременно улучшит наши фотографии и новая камера поможет выйти на более платежеспособную аудиторию, — подобные мысли сопровождали (в сытые годы, когда курс национальной валюты позволял сорить деньгами) многих новичков (и не только), но постепенно, по мере «скрещивания» компьютера и фотокамеры, когда фото… в плане доступности, напомнило времена первых камер от Kodak, многие авторы заметили, что автоматизация не позволила увеличить количество шедевров и в отдельных случаях — она не помогла уменьшить количество технического брака, а значит, все это время, сообщество было ведомо не туда и не теми.
Почему же ведомо? Современное оборудование выводят на рынок не авторы, а маркетологи и поэтому история фотографии редко трактуется иначе, чем перечисление техпроцессов. Кадры и эпохи, стили фотографов и изобразительное новаторство, свойственное именно светописи и философии этого, на первый взгляд, простого ремесла, — все это известно тем, кто ищет…
К сожалению, искать все сложнее:
- Старые толковые образовательные книги не переиздаются.
- Новые, как не прискорбно, зачастую пишутся ради пиара: автора, бренда и т. д.
- Учебники главных ВУЗов страны — редкость, даже в собраниях библиотек.
- Интернет скатывается на развлекательный уровень — актуальность знаний снижается.
И это «цветочки», ведь множество «коллег» учит:
- Такой-то бренд лучше.
- Такой-то свет лучше.
- Такой-то жанр прибыльнее.
- Такой-то сетап — это шедевр!
- Такой-то цвет правильнее и т. д.
Индустрия сознательно формирует из фотографа кнопконажимателя — человека, которому от фотографии нужны лишь деньги, ради которых он покупает «палочку-выручалочку» (забывая истину, что выручалочка — в голове), в ожидании… Чего-то ждет, не понимая:
Если тебе нечего сказать, то тебе, действительно, нечего сказать, и самое дорогое и совершенное оборудование за тебя ничего не сделает — не напишет повествование светом и тенью, а значит надо тратить время своей жизни, чтобы приобрести то, что не идет в «ящике инструментов» — мастерство, которое завоевывается: терпением, усердием и отторжением мысли, что где-то есть короткий путь.
Разучиться учиться — следствие увлечения компьютерами, следствие увлечения камерой, как переворачивание сути инструмента и мастерства, и как несогласия, что фотографию толкает в будущее изобразительная ценность, а отнюдь не техническая, которая будет вытеснена (очень скоро) более современными технологиями, в которых нуждается современный бизнес и… как не прискорбно, многим не останется места, если они не возьмутся за ум.
«…»
В качестве напутствия, хотелось бы процитировать биографа П. М. Третьякова:
«Серьезное отношение Павла Михайловича к работе и к жизни имело очень важную сторону: требовательное отношение к себе. Третьяков был человеком принципов. Однажды построенная им система взаимоотношений с внешним миром выдерживала необходимые коррективы, но никогда не менялась в главном. Человек должен всю жизнь расти духовно, постоянно обогащаясь новыми знаниями и навыками. Человек обязан собственным трудом зарабатывать хлеб насущный — и всегда работать качественно, аккуратно, на совесть. Человек должен считаться с окружающим его обществом — и по мере сил приносить обществу пользу…»
Думается мне, что это хорошие слова для будущего фотографа.
С уважением,
Андрей Бондарь.
Добавить комментарий