Photo by Jakari Ward on Unsplash

По большому счету, если касаться только восприятия и понимания фотографии, зритель мало чем отличается от фотографа: обоим свойственно понимать содержание фотографии и видеть разницу между ценным визуальным произведением и фотографическим мусором; и если хоть иногда осматриваться по сторонам, то можно заметить, что разница нашего восприятия обусловлена отнюдь не врожденным даром, а самым обыкновенным опытом, следствием кое-каких исследований, упражнений и найденных ответов на вопросы, которые своевременно были заданы самому себе, — располагай обыватель аналогичными временными ресурсами, и желанием (от постановки цели зависит многое), уверен, что нас вновь бы окружали личности масштаба П. М. Третьякова или С. И. Мамонтова, к примеру.

Специально для тех, кто еще робеет при виде традиционной библиотеки фотографа, или кому надоело делать умный вид при взгляде на арт-фотографии, хочу напомнить, что разобраться в фотографии не получится в одночасье: придется кое-что почитать, где-то повиниться, а порой и отказаться от привычки — человеческой правды, — чтобы познать истину — традиционное самообразование, которое для наших условий выглядит примерно так:

  1. Необходимо понять разницу: между оценкой технологии и техничности. Исполнение в одной из старинных техник не гарантирует исключительной ценности произведению в среде знатоков, равно как и современная технология не обесценивает содержание, — и наиболее ценные мысли по данному вопросу принадлежат Ролану Быкову.
  2. Необходимо изучить визуальный язык фотографии (причем не только основы, которые давно расписаны на страницах всевозможных книг, но и современные «усложнения» и «модификации», которые можно назвать фотографическим сленгом). Если будет время и желание, то последствия неумелого общения на языке образов (символов) — об этом интересно и аргументированно писала Сьюзен Сонтаг.
  3. Необходимо обратить внимание на существование тонкой границы, которая и отделяет мир объективной реальности от мира сознания фотографа. Задача про спички из книги Антона Вершовского «…Открытие плоскости» — демонстрация интересного и весьма продуктивного подхода к изучению фотографии.
  4. Необходимо научиться целостно воспринимать изображение (не только изображенные объекты и взаимосвязи между ними), научиться получать эстетическое удовольствие и интеллектуальное наслаждение от считывания смыслов — открытия красоты (которых не содержалось в реальности). Подсказка: «…Открытие плоскости».
  5. Необходимо самостоятельно обнаружить ценность классических произведений, если с определенными общеизвестными доводами вы не согласны: порой, социальная оценка и политическая окраска затмевают новаторство, и искажают национальный портрет — критично, если интересоваться национальным искусством.
  6. Необходимо научиться замечать единственно ценное из бесчисленного множества тяп-ляп созданного. И лучший учебник по теме — документальный сериал «Контрольные отпечатки».
  7. Необходимо исключать дебри теории, если они скрывают словоблудие, маркетинг, или самое обыкновенное бескультурье.

Как-то так.

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш,

Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: