Не будем лукавить, каждый фотограф стремится найти баланс между доходами и занятостью. С этой целью изучаются составляющие ценообразования, посещаются МК и задаются вопросы коллегам, попутно корректируется величина оплаты собственного труда.

Но вот беда… То «рынок лихорадит», то приобрел новую камеру, то жизнь стала дороже…

Эх… Постоянная корректировка цен.

Как не сойти с ума от ценовой политики и тратить меньше времени на вопросы ценообразования? Давайте поговорим на эту тему и найдем решения, которые помогут как новичку, так и более опытным фотографам.

Ценообразование фотографа — необходимость.

photographer-pricing-logo

Как автор, вначале повествования я хочу сразу прояснить два очень важных момента:

  1. Я не отношу фотографию к бизнесу, сфере услуг. Для меня она ремесло, с любовью развивая которое я зарабатываю хлеб насущный.
  2. Оплату своей работы я никогда не строю на воздухе, ущемлении интересов заказчика или торговле, стремлении «впарить». Я просто беру деньги (стоимость обговаривается заранее, зачастую, устанавливается индивидуально под проект) за фотографию, которую создаю в рамках личной манеры повествования для своего зрителя, которому необходима именно такая (как делаю я) фотография.

Думаю такие корректировки помогут отсеять читателей с «пиастрами» в глазах, которые штудируют поисковые системы в стремлении найти новые аргументы для поднятия цен на свои услуги. Эта статья пишется не для служителей маммоны.

Для остальных же, пришедших в фотографию не обогащения ради, я напишу все мысли, которыми руководствуюсь сам и с радостью отвечу на вопросы в комментариях.

Когда фотограф может брать деньги за свою работу?

В ситуации, когда осталась позади эйфория от приобретения (или получения в подарок) фотоаппарата, пройдена эпоха (ибо она длительна всегда) познания окружающего мира через новый (для себя) инструмент, влюбчивость (к творческому самовыражению, скрытому «Я») сминалась искренней любовью, в ушах не слышен звон монет и профессия фотографа расценивается как работа, а не досуг и развлечение.

В остальных же случаях — рано и спешить не рекомендую, т. к. рынок фотографии страдает от «незрелых продуктов» и еще один человек, пребывающий в стадии «брожения», не сможет привнести что-то свое, суметь предоставить авторский продукт — фотографию.

Поспешность в выборе момента входа на рынок фотографии приводит большинство начинающих на барахолку, где они распродают свое оборудование, разочарованные в мире фотографии. Оказывается легких денег там нет и долго держаться на словах «волшебные», «ми-ми-ми» и т. д., невозможно.

Заводить речь об оплате стоит когда Вы:

— Потратили время на обучение.

Чтение инструкции камеры не в счет, ее за вас читает большинство нынешних фотошкол. Говоря о знаниях, я имею в виду техники съемки, понимание света, базовые навыки проявки и обработки фотографий, умение работать с моделью (многоликий термин), найти или развить, в себе, необходимые личностные качества (усердие, добросовестность, ответственность и т. д.).

— Подкрепили теорию практикой.

Перестали снимать домочадцев, соседей, еду, окружающую живность и наполнять Instagram. Практика — это посидеть в фотостудии (или мастерской, ибо разница огромна), собрать и отснять образ (а лучше не один), поработать с коллегами и выявить все свои ошибки, ну и конечно же — исправить их на деле, а не тихо у себя в блокноте, карандашом. 🙂

— Собрали портфолио.

Это ваше лицо. Продукт, который вы «крутите перед носом» потенциального клиента. Ваш мир, который создаете средствами фотографии и монетизацией которого всерьез озадачены. Выбирайте интересное, и понятное, вам, решение и делайте подборку из 10 (для начала сойдет) ваших лучших работ. Не раскадровка, а именно лучшие, отобранные фотографии.

Есть продукт, стиль, свое видение и примеры работ? Вам есть что продавать, пора задуматься о стоимости своей фотографии.

Ключевые моменты формирования стоимости работы.

— Амортизация оборудования.

Фотографами принято закладывать 3% от стоимости своего оборудования в итоговый ценник. Учитывается: камера, оптика, свет, флешки, штативы, отражатели, батарейки и все приспособления и расходники, которые вы берете с собою на фотосъемку, но это не все. В стоимость оплаты своего труда включаются и 3% от цены на оборудование для проявки, обработки и хранения фотографий. Иными словами — ваш компьютер.

— Рабочее время.

Стоимость за единицу времени. Обычно это час или день (зависит от проекта). Сюда же приписывают и оплату времени, в течении которого фотограф занимается проявкой и коррекцией фотографий. Часто об этом забывает заказчик, не бойтесь напоминать.

— Моменты делегирования.

Вначале пути это маловероятно, но все же. Если вы не обрабатываете фотографии сами, то можно передать эту работу иному лицу — ретушеру, но за отдельную плату, которую надо не забыть взять с заказчика. Аналогично и с печатником, если вы этим не занимаетесь.

— Фотография.

Итоговый облик фотографии влияет на ее стоимость. Определитесь, что именно вы отдаете заказчику. Файл на почту, или диск, а может традиционную фотографию, книгу и т. д. Количество тоже имеет значение, т. к. создание копий — дополнительная временная и финансовая затрата. Не дешевите. 🙂

— Авторский стиль.

Маловероятно вначале пути. По мере роста и развития творческого видения и профессиональных навыков, у вас появится свое: повествование в фотографии, манера съемки, обработки и ряд других особенностей, ну и разумеется — опыт. Все это дополнительная надбавка к стоимости. Вначале от 3-5% и до 80%, если адекватно. Но взглянув на свадебщиков, можно видеть и 200 и 300%. Так что дело в здравом уме, причем заказчика, и совести, но уже своей.

— Жизнь фотографа.

Вам надо кушать, одеваться, платить за жилье, интернет, мобильную связь, обеспечивать семью и т. д. В общем — бытовые расходы, финансы на которые включены в ценник. Если вы открываете студию, то приготовьтесь к ИП и росту дополнительных налоговых издержек.

— Составляющие бренда.

Все, что будет способствовать узнаваемости и повышению лояльности потенциального заказчика к вашей деятельности. Сайт, упаковка итоговой фотографии, логотип, визитки и прочие составляющие, которые символизируют уникальные качества вашего продукта. Не стоит забывать и затрат на юридическую защиту бренда. Все это сказывается на итоговой стоимости фотографии, так что не перегибайте палку вначале пути. 🙂

— Обучение.

Фотографу необходимо постоянно учиться. Посещать курсы именитых мастеров, порой заглядывать в фотошколы, иногда явится и на очередной МК, при наличии свободного времени, посещать музеи и т. д.

— Реклама.

Есть такая статья расходов. 🙂

— Накопления.

Та самая надбавка, которая именуются чистой прибылью. Полностью зависит от аппетита фотографа.

Оценка реальной стоимости своей работы.

Вы провели вечер с калькулятором, посчитали себестоимость своей работы и вывели черновой ценник, но ставить его не решаетесь — боязно. И я вас понимаю.

Закажут не закажут… Одобрят или засмеются…

При входе на уже сформированный рынок достаточно придерживаться просто правила:

Я умею? Тогда не дешевить. Я сомневаюсь? Тогда в низший эшелон.

Что это значит?

  • Вы не спешили с обучением и готовы предоставить технически грамотную продукцию, не уступающую выбранной нише — тогда смотрите на свой черновой ценник и на «крепких середнячков», анализируйте спрос на ваше предложение.

Заказы есть? Тогда хорошо. Значит вы не ошиблись и постепенно растите качество, прогрессируйте. Следом подтянется и цена.

  • Вы спешили и не хотели учиться, вам не понравился вечер с калькулятором и спрашиваете — «Сколько?» — пожалуйте в самый низ. Минимальный ценник, с перспективой мучительного роста, а возможно — скатыванием в сферу услуг, где «продают себя».

Ценообразование фотографа — поиски равновесия.

photographer-pricing-balance

Идет время, фотограф работает и развивается, но мир вокруг не стоит на месте. И жизнь в обществе, с каждым днем, становится дороже.

Меняются расценки на поддержание узнаваемости, оборудование растет в цене, себестоимость печати потихоньку ползет вверх, а про затраты на существование фотографа и вовсе молчу — ежедневные скачки.

Не будет же фотограф еженедельно менять стоимость оплаты своего труда? Верно, не будет. Но кое-что необходимо знать.

Коллеги и демпинг.

В отношениях коллег, фотография — банка с пауками. Но при условии, что идет речь о сфере услуг. Если вы поддались соблазну и пошли «продавать себя», то приготовьтесь к ценовым войнам, стремлению подмять рынок, стимуляции продаж и т. д. Это рыночные отношения и законы.

Но если вы создаете уникальное предложение и не развиваете конвейер, то ваши коллеги — ваши коллеги. Простите за тавтологию, сейчас поясню.

Представьте. Два фотографа, абсолютно разных по стилю, хотя и в одном жанре. Работают с разным оборудованием, не имеют равноценных трат на рекламу, элементы бренда. У них нет ничего общего, чтобы сравнивало их в глазах клиента, но фотографии на хорошем изобразительном уровне. Это два мастера фотографии, с развитым стилем и чувством вкуса.

Вопрос. Зачем таким фотографам смотреть в чужие ценники и демпинговать?

Затраты окупаются, прибыль оседает в кармане и человек доволен. Продажи? Да зачем ему переводить уникальное качество в массовое количество? Автор развивает свое творчество, подобен художнику. В вопросе стоимости, поставь он много, или очень много — у него будет свой клиент, с необходимым размером кошелька. Столетиями проверено живописью.

Демпингует тот, чья итоговая фотография идентична той, что создает ближайший коллега и единственным аргументом (оправданием лени) ненасытного завистника становится сбрасывания цен. Все просто.

Повышение стоимости. Почему, когда и как.

Иногда приходится поднимать стоимость оплаты своего труда. Связано это с себестоимостью, прогрессом фотографа и жаждой жить.

— Почему.

Себестоимость, к примеру, в течении года поднялась. Уровень жизни в обществе принизил стоимость производимой фотографии и стали обращаться люди, которые «не мой клиент». Выход — чуть поднять планку, отсеять случайных клиентов, обезопасить себя от работы на количество, в ущерб качеству.

— Когда.

Индивидуально, но обычно раз в год фотографы пересматривают свою ценовую политику и вносят коррективы.

— Как.

Посчитали себестоимость, или накинули увеличившийся процент затрат и округлили до приятной суммы. Озвучили, переписали прайс и т. д.

Высокая цена — гарантия качества?

Если для вас «высокая цена» — вопрос, то это сомнение. Если утверждение — гарант, но для вашего заказчика. Такая вот арифметика. 🙂

Да, высокая оплата вашего труда — показатель признания работы, но стремитесь не делать из этого китч, используйте как инструмент:

Уровень клиента, лучше всего, показывает уровень его бюджета.

Делать ли скидки?

Мое мнение — нет. Менталитет наших граждан устроен так, что клиент при слове скидка перестает ценить приобретаемое и внутри головы слышит «халява».

Если вы считаете, что стоимость вашей фотографии завышена — найдите другого заказчика.

Заблуждения.

Интернет и многие коллеги не советуют называть стоимость оплаты своей работы в общении с клиентом по телефону. Отчасти это верно.

Человек не держал в руках (если занимаемся печатью) наши фотографии, не видел их традиционный облик, скорее всего он позвонил к нам с вопросом «сколько?»

Отсеять случайного клиента можно простым вопросом:

А вы смотрели мое портфолио?

Если человек замешкается или скажет нет — разговоры о стоимости неуместны и можно не тратить время, прощаться и вешать трубку.

Если человек скажет «да» и пояснит что понравилось, то это ваш потенциальный клиент и «ломаться», тянуть с озвучиванием стоимости глупо. Человек видел ваши работы, пусть и дистанционно (хотя и не факт, вдруг он по рекомендации и смотрел фотографии у своих друзей/коллег/родных) и его интересует, по карману ли ему такая работа. Вот и все. Не глупите.

Еще один странный миф — боязнь озвучивать стоимость. Честно говоря, мне не понятна его природа. Если продаете себя, то еще ладно, осознавать себя товаром не многим по душе. А вот озвучить стоимость фотографий, которые вы создаете — уверенно, четко и с удовольствием.

В качестве заключения.

Коллеги, пристально изучая вопросы ценообразования, не ставьте это во главу угла. Занимайтесь фотографией. Задавайтесь творческими вопросами, ищите ответы и векторы своего дальнейшего продвижения и помните:

Многие жизненно важные, для фотографа, моменты ценообразования, попросту не интересуют заказчика и он всегда смотрит на оплату вашей работы иначе, более упрощенно, учитывайте это.

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш,
Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: