Искусство устанавливать цены — сложная и обширная тема: множество аргументов, которым нужно уделить внимание, разнообразие методов, каждый из которых по-своему интересен, ну и так далее.
Впервые я об этом задумался, когда пришлось оказывать фотоуслуги. 2012 год, опыта съемок, ориентированных на заказчика, нет, но получена первая заявка и задан вопрос: «Сколько?» — Оценив свое положение на локальном рынке и составив кривую цен на нем, я оценил «потуги начинающего» в скромную сумму, которая тогда была средней за аналогичные услуги. Может кому-то это и покажется банальным решением, или наоборот — абсурдным, но важно другое: была установлена объективная цена, которую, при необходимости, легко аргументировать.
Обоснованность — причина, почему я занимаюсь ценообразованием самостоятельно: изучаю опыт более опытных коллег, перенимаю наработки из смежных публикаций и книг. Накоплен, с 2012 года, кое-какой опыт и я хотел бы последовательно изложить его на этой странице. (По мере роста осведомленности в теме, буду вносить исправления / уточнения.)
Ценообразование: азы для начинающих фотографов
«Средняя цена», — неплохой метод, но только для первых 2-3 съемок. Во-первых, потому что новичок, подталкиваемый стремлением привлечь хоть чье-то внимание, забывает: бизнес был и будет про цифры, прибыль и рентабельность, а не про долю рынка и демпинг. Во-вторых, я, как и многие коллеги, быстро понял, буквально через пару съемок, что меня мало волнует кто и за сколько готов снимать: отличия в подходе отражаются в затратах и чтобы деятельность, и в настоящем и в будущем, была выгодной, я должен считать свои затраты, а не чужие. И если, по объективным причинам, мои затраты не укладываются в «общепринятый ценник», то пора произвести нехитрые расчеты, чтобы определить точку безубыточности и величину прибыли, которая обеспечит мое дальнейшее развитие.
На момент ухода от работы на заказчика, я учитывал следующие затраты:
Согласен, их много; они разделяются на прямые и косвенные, на постоянные и переменные, в случае необходимости (скорее в случае избыточной въедливости, — ред.), но это базис, уметь применять который обязан каждый фотограф.
Как устанавливают цены на свои услуги профессионалы
Основа ценообразования профи — смета. В ней указываются «базовые затраты» и отдельным пунктом — использование фотографий (см. «Лицензирование фотографий», — ред.). По мере наработки клиентуры, происходит закономерный отказ от «пакетирования услуг», — в пользу «проектного мышления».
Во-первых, потому что смета снимает все основные (популярные) возражения заказчиков (и в этом уже большой плюс подхода). Во-вторых, получается гибкое ценообразование, что (опять же) нравится клиенту. В-третьих, рассчитывая стоимость каждого проекта, удается избежать обесценивания добавленной стоимости, в виду объективной инфляции в экономике страны. В общем, безальтернативный метод.
Как рассчитывают стоимость фотопроекта любители
Если коротко: по-разному.
Почему? Фотолюбителем может быть и репортер, и фрилансер, и кто угодно еще. Разумеется, в зависимости от специфики деятельности, выбирается и метод ценообразования: от подсчета сметы до проведения аукциона.
Как оценивают свои работы свободные авторы
Полагаю многих запугали историями про равнодушных кураторов, беспринципных критиков, непредсказуемых коллекционеров и зрителей, которые спонтанно что-то поддерживают, куда-то выторговывают очередную копеечку, у голодного автора. — Иначе как объяснить иллюзии, искаженное восприятие рынка искусства, как азартной игры?
Мне, как и многим коллегам, знакома логичная система:
Безусловно, в ней много переменных, на которые трудно повлиять (емкость рынка, например) и во многом она зависит от личности автора, но метод рабочий и объективный.
<…>
Вместо заключения
В бизнесе говорят: «Прибыль — цена выживания.» В фотографии (хоть в бизнесе, хоть в том, что именуется у нас рынком искусства) это хорошо чувствуется, поэтому ценообразование — то, что должно изучаться параллельно со светописью, композицией и прочим, потому что быт фотографа — не только фотография, но и «про деньги», от умения считать которые (а не быть загруженным 24/7) зависит: останешься ли ты фотографом или нет.
В будущем я постараюсь дополнить эту заметку, но, поскольку меня интересует издание книг, продажа отпечатков и взаимодействие с коллекционерами, обновления будут касаться именно этого направления, а не сферы услуг.
Дополнено 26.04.2022
Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.
Ваш,
Андрей Бондарь.
09.04.2019 в 20:13
Андрей, отличный текст! Спасибо, что направили моё видение в правильное русло!
С уважением.
18.04.2019 в 14:58
И Вам спасибо, за внимательное прочтение и добрые слова.
14.06.2019 в 06:38
Андрей спасибо за Ваш Блог, за ваши труды!!!!!
21.06.2019 в 14:11
Рад помочь.
09.02.2021 в 19:13
Спасибо! Прекрасные мысли!
13.02.2021 в 06:27
Не за что.
16.02.2021 в 11:03
Андрей! Спасибо за статью, это самый адекватный и понятный материал из тех, которые я читала. Аж легче стало в голове и душе:)
Вопрос.
Жизнь фотографа, его бытовые затраты надо учитывать, вы правы, но я совсем не представляю, как это перевести в цифры.
Подсчитать какой-то процент от суммы в квитанции за коммуналку?
Приплюсовать амортизацию обуви, в которых намотала километры до объекта и тд?
Как Вы это делаете?
20.02.2021 в 09:19
«как это перевести в цифры», — подсчитывая себестоимость товара или оказываемой услуги, уместно разделять затраты на прямые и косвенные, на постоянные и переменные.
Например:
Аренда фотостудии для съемки конкретного проекта, — прямая. 100% затрат закладывается в итоговый ценник.
Оплата такси, без услуг которого не приехать, к примеру, на встречу или на съемку, — тоже, и прямая, и +100% в итоговый ценник.
А вот коммунальные услуги, зачастую, — косвенная, поскольку есть съемки или нет — вы же не перестаете пользоваться, к примеру, электричеством? Подсчитываем среднегодовые траты, или сезонные, если работаете не круглый год, и +3% в итоговый ценник.
Но есть момент: описанный пример коммуналки — это косвенные затраты, если обработка и, какие-то сопутствующие работы, онлайн-переписка и т. д., выполняются дома; если в студии, в своей фотостудии — то это уже прямые затраты, хотя и те же 3% в итоговый ценник (хотя в этом случае вам придется учитывать не только затраты на оплату электроэнергии, в итоговый ценник пойдет 3% от суммарных трат на содержании фотостудии). Если работа идет в студии и дома, то дома — косвенные, в студии — прямые, и по 3% от каждой «платежки» в ценник.
Почему всюду 3%? Да как-то принято, по крайней мере в кругу тех, у кого я учился. 🙂
Каждый из перечисленных примеров может быть как в числе постоянных, так и переменных, т. е. непостоянных затрат.
Например: есть заказы — вы тратитесь на такси и аренду студии; а если снимаете для стоков, в домашних условиях, то этих затрат нет, и себестоимость снимков ниже.
Касательно амортизации обуви, — да, это вполне нормальная практика, особенно если обувь, одежда и какие-то аксессуары для вас — рабочая форма, а не что-то из личного гардероба.
Можно прибавлять 3% от затрат на обувь; только в зависимости от ситуации, форма/не форма — величина в рублях может быть различной.
«как вы это делаете», — надеюсь, объяснил доступным языком.