pochemu-odni-fotografy-delayut-skidki-a-drugie-net

«А скидка?» — в большинстве случаев, в ответ я улыбаюсь и произношу: «Нет, не будет.» И в этой заметке я хотел бы пояснить объективные причины отказа от необходимости «уступать», в экономическом смысле этого слова.

Надеюсь, что внимательно читая эти строки вы поймете и других фотографов, которым, как и мне, пришлось коснуться скидок лишь 2-3 раза, или вовсе — никогда. (Если не ошибаюсь, то, в своей практике, я делал скидки, приуроченные к «мужскому» и «женскому дню», да и то — в течении 2-х лет, в период раннего творчества.)

Во-первых, скидка — игра в одни ворота

Допустим, я делаю вам скидку. А что взамен?

Сотрудничество?

Все бы хорошо, но вы — не единственный заказчик: если мой труд не оплатите вы — его кто-то другой оплатит, но по цене, которая устраивает обе стороны. К тому же, я понимаю скидку, как одностороннюю уступку, тогда как основа бизнеса — взаимные уступки.

Во-вторых, скидка — обесценивание труда

Делая скидку, я как бы намекаю: цена на мой труд завышена. — Прижми меня, и я потружусь за меньшее вознаграждение, поскольку все равно буду в плюсе. Или, что вдвойне плохо — вы подумаете, что мне настолько важно взяться хоть за что-нибудь, что можно не только выгодно воспользоваться услугами, но идти дальше: требовать все новых и новых уступок…

В-третьих, скидка — воспитание панибратства

На мой взгляд, требование скидки — отсутствие уважения к труду, а помогать тем, кто может, к сожалению, позволить себе такое отношение к чужой работе — не в моих правилах (потому что «все, что достается даром, способно развращать», — говорили древние греки).

Скидка, выражаясь экономическим языком, — вознаграждение за нелояльное поведение, и не стоит удивляться тому, что именно односторонние уступки порождают невежество, «трудных клиентов» и прочие неприятности нашей жизни.

Я понимаю это, и не хочу поддерживать.

Вместо заключения

На мой взгляд, нужно стремиться к формированию объективной стоимости товаров и услуг; а взаимные попытки «урвать свою выгоду» — должны пресекаться обеими сторонами, потому-что бизнес, напомню — взаимные права и обязанности (и взаимные уступки, в числе которых «скидки» не значатся).

Если вы хотите меньше потратиться, ну так и довольствуйтесь меньшим количеством, или — более низким качеством; и все будет честно, а разве честная жизнь — не есть благо?

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш,

Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: