Из диалога с коллегой.
…
— А как же ты предлагаешь реагировать на повышение цен конкурентами? На эти ежегодные колебания рынка, а?
— Честно? Никак.
— А как же коррекция цен с учетом инфляции, курса валют?
— Мне не нравятся твои вопросы: какие слова ты употребляешь и какие картины видишь. Не думал взглянуть иначе?
— Поясни.
— На это уйдет много времени.
— Я послушаю.
— Хорошо. Конкуренты — плохое слово, в нашей профессии — оскорбительное. Какая может быть конкуренция в творчестве? Один ведом Богом, другой дьяволом. Борьба между ними — фотографами, — возможность осознать разницу в мастерстве…
— Допустим. Но как же деньги? Себестоимость?
— … степени востребованности своим зрителем. Ценовые войны — игры для бухгалтеров или для тех, кто не понимает, что жизненная стратегия — не «хапок по случаю», а сознательное и самостоятельное выстраивание своей жизни на десятилетия…
— Но как же инфляция?
— … с разделением на периоды: для обучения, экспериментов и заработка. Совместить все и в один момент — наработка стажа, за который в творчестве не дадут надбавки, но если уделить время повышению профессиональных навыков, показать зрителю взросление творчества и не выпрашивать повышение стоимости оплаты труда, поясняя внешние причины, а лишь молча, с уверенностью и аргументами, показать свои работы, ценность которых исключит недоверие — себестоимость уйдет на второй план, став ничтожной в итоговом ценнике, основа которого — надбавка за мастерство, величина которой — на твое усмотрение. И станет неважным курс валют, региональная принадлежность, потому-что тебя могут посетить заказчики из соседних регионов или стран, потому-что ты, как автор, принадлежишь не государству, а миру.
— Но ведь ты же учитывал инфляцию?
— Да, первые 2 года я так и делал: учитывал доходы своего клиента, уровень жизни в регионе, курсы валют и только потом понял, что забыл про оценку творчества, без учета которой ты не сможешь повышать цены бесконечно.
— Почему?
— У каждого региона свой уровень культуры, заработной платы. И однажды фотограф упрется в эти границы и будет поставлен перед выбором: стать монополистом и диктовать условия на местном рынке, или подстроиться под запросы и работать «как все».
— Заманчиво.
— Да, только реальность будет невыносимой.
— Почему?
— Первый сценарий — региональная привязка, чрезмерное количество съемок, малое кол-во и качество отдыха, свободы творчества. Второй — работа ради работы, бессмысленная набивка стажа и жизнь на грани, или за пределами рентабельности. В обоих случаях потолок виден, и пробить его не получится — достигнут финансовый и культурный предел местного заказчика.
— Если не будешь лениться, то денег хватит.
— Возможно, все зависит от твоего аппетита. Оно ведь как в жизни: денег не хватает — работе рад, в избытке — серчаешь, плохо ешь, спишь и раздуваешься — от гнева или еды.
— Есть такое, с деньгами сам себе не угодишь. 🙂
— То-то и оно. Не могу я понять твой интерес к чужим ценникам. Боишься прогадать? Больше или меньше назначить за идентичный «пакет»? Так предлагай свое, своему. Нет в регионе — иди к соседям, там найдешь своего зрителя и будешь расти, только в творческом смысле, а не в бухгалтерском. Деньги — они подтянутся, было бы за чем.
— А сам-то что выбрал?
— Естественную потребность — труд, облагораживание мира вокруг и внутри себя, простую и «скучную цель» — работать за деньги, но не ради денег, чтобы сотрудничать с теми, кто меня и мои фотографии понимает.
…
Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.
С уважением,
Андрей Бондарь.
Добавить комментарий