Собственная концепция — возможность не умереть с голоду.

Демпинг — способ ввязаться в чужую игру.

/2017/

Всех возможных способов заработка на фотографии не знаю, да и не вижу смысла вникать во все современные теории. Пишу кратко, с опорой на опыт, личный и коллег, и преследую цель — донести читателю простую мысль:

Заработок — промежуточная цель, элемент тактики, инструмент общей стратегии развития фотографа, точнее его конечного продукта — фотографии.

Россказни о голодном художнике — красиво и романтично, особенно при взгляде стороннего зрителя, но лучше гнать эти мысли, не быть эгоистом — необходимо кормить семью, платить за обучение и помнить о производственных издержках. Фотография — дорогое ремесло и его рентабельность — величина непостоянная, а способы заработка — тема многих статей, в том числе — моей.

Как заработать на фотографии

kak-fotografu-zarabotat-dengi-na-fotografii

Секрет сам по себе ничто. Трюк, на котором он строится, вот это важно.
/Престиж/

Примечание:

Утверждать, что фотосъемка свадеб или утренников — единственные ниши для заработка, — ошибка. И говорить о преимуществах коммерческой над арт фотографией, или наоборот, — аналогично. Именно поэтому я прошу читателя обратить внимание на отсутствие рейтинга в статье и принять мое нежелание оценивать перспективы той или иной ниши: я не могу знать будущего, а строить теории и обсуждать их — впустую тратить время. Деньги есть в любой нише, главное — уметь их заработать.

Фотожурналистика

Фоторепортаж не ограничивается стоянием возле ковровой дорожки, или игрой в невидимку — Картье-Брессона. Можно отправиться в горячую точку и освещать текущие события, хотя для этого одной камеры и опыта фотографа мало — необходимо учитывать политические и социальные аспекты, собственную физическую форму (чтобы вернуться домой, или хотя бы — с места фотосъемки).

Стрингер — романтика, зависимость от гонораров и постоянный выбор: работа в штате или фриланс. И понимание, что репортаж — смесь фотографии и социологии, предугадывание и освещение проблем, которые волнуют общество, суть которых:

  • бедность
  • наркотики
  • конфликты

и т. д.

Умение наживаться на сенсациях — главное качество, основное требование к фотографу, чья дорога — фотожурналистика. От социальной фотографии не ждут правды, изначально ставят иные цели — вызвать резонанс в обществе, а это рейтинги и деньги.

Фотокорреспондент или стрингер — неважно, когда затрагивается тема финансов. Мало быть опытным фотографом, необходимо быть первым:

  • кто предоставит агентству проект
  • кто предугадает сенсацию завтрашнего дня
  • кто узнает о происходящих локальных событиях

«Волка ноги кормят» — первое, что должен уяснить репортер, второе — аудиенция с лучшим фотожурналистом, во время его персональной выставки, и целевые вопросы, — лучше статей в журналах или блогах, ибо ниша сложная и зависит от политики.

Сфера услуг

Свободный фотограф может работать с частными клиентами и компаниями. Всех вариантов не перечесть, обозначу основные:

  • корпоративы
  • свадьбы и другие семейные торжества
  • рекламная или персональная фотосъемка, бизнес-портреты
  • сопровождение в путешествиях или во время презентации продукта
  • сотрудничество с дошкольными, школьными и высшими учебными заведениями

и т. д.

В отличии от фотожурналистики, где качество фотографии — технический критерий, в сфере услуг, бытовой фотографии, качество — комплексная оценка снимка, как изобразительного и персонального, по отношению к заказчику, произведения. И как следствие — спекуляции или претензии, разброс цен, конфликты, суть которых — субъективное отношение к профессии, а иногда — отстраненное потребительское отношение к фотографии, с обеих сторон.

Решить бытовую задачу клиента средствами фотографии — выполнить работу, предоставить зримый продукт, в основе которого — образное осмысление действительности заказчиком, а «на задворках» — внутренний мир и художественные приемы автора. Автор произведения — не главная фигура коммерческой фотографии, работа с клиентом — умение фотографировать таким образом, чтобы создаваемые художественные образы интересовали не только автора, а еще — заказчика и других людей — зрителей, потребителей (если речь о рекламе и бизнесе).

Свободный фотограф — званый «гость» или сторонний рассказчик. Поиски клиента — время, деньги и набор инструментов:

  • сайт
  • рекомендации
  • социальные сети

и другие рекламные каналы.

Главное — не работать бесплатно (простая рекомендация), найти наставника, чтобы изучить рынок, а не потратить годы жизни в ожидании, что он подстроится под фотографа, не смотреть на демпинг и продвигать свое творчество с опорой на портфолио, умение вести грамотную и клиентоориентированную деятельность.

Бизнес

Многие фотографы стремятся открыть собственную фотостудию, но мало кто понимает:

Фотостудия — ультиматум: или конвейер, или воспоминание прошлого.

Мечты о творческой площадке, романтике личного пространства — прекрасно, но приходят, однажды, серые будни:

  • коммунальные платежи
  • обновление или ремонт оборудования
  • косметический ремонт помещения или перепланировка
  • содержание семьи, самого фотографа и его комплекта фототехники

и т. д.

Хуже, если фотограф, владелец фотостудии, увлекается долгосрочными отпусками, не любит работать в команде и не понимает, что бизнес — когда творчество в стороне, а на переднем и главном плане — доходы.

Основная задача фотостудии, как бизнеса, — обеспечить стабильный приток финансов, а для этого нужен «конвейер»: фотосъемка утренников в детских садах и другие потоковые съемки, в том числе — выпускные альбомы для школьных и высших учебных заведений, свадьбы.

Фотостудия — инструмент бизнеса, основа развития — партнерство с другими фотографами, коллегами, которые берут на себя рутину и стремятся к созданию монополии на локальном, с высокой конкуренцией, рынке.

Свободное, от потоковых съемок, время можно уделить творчеству и работать над штучными проектами, но иногда придется поступиться и этим, если, с целью увеличения прибыли, уйти к сегменту, где востребована не только фотография, но и сувенирная продукция.

Фотостудия — не пассивный доход от сдачи в аренду и не комната для собственных съемок и встреч с клиентами. Открыть студию — начать бизнес, понять, что организация производства и вывод на рынок продукта — начало, а далее: снижение издержек, рост качества, создание и развитие монополии.

Примечания:

  • Бизнес — партнерство, и фотостудия это подразумевает. Свободный фотограф — не бизнесмен.
  • О грамотном ведении бизнеса можно узнать из книги Генри Форда, который хоть и не был фотографом, но оставил ценное наследие (электронная книга | печатная книга).

Продажа отпечатков

Продажа авторских отпечатков — прибыльно и респектабельно, но это видимое следствие, а не суть происходящего. Необходимо быть первопроходцем, революционером своего времени или жанра, но до этого доживают немногие.

Необходимо время, чтобы:

  • разобраться в себе, обществе и творческом стиле
  • осознать, что продается уникальность и авторский стиль, качество изготовления, а не техническая грамотность
  • сформировать свою аудиторию зрителей, потому-что люди редко покупают снимки никому не известного автора
  • осознать, что конкуренция, среди фотографов, в этом сегменте рынка высока, но меж тем, место на стене покупателя ограничено — в комнате, как и прежде, четыре стены

Необходимо время, чтобы подготовить проект, открыть экспозицию и заработать имя, найти своего зрителя и подготовить продукт, который достоин его внимания. А это годы, иногда — десятилетия, труда без прибыли.

Где брать средства к существованию? Вариантов много. Часть описана выше, а часть видна в истории — подработка в смежной области, или за пределами фотографии. Главное — найти в себе уникальные качества, которые помогут дожить до того момента, когда станешь хорошим художником.

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш,
Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: