kak-fotografu-zarabotat-dengi-na-fotografii

Собственная концепция — возможность не умереть с голоду.

Демпинг — способ ввязаться в чужую игру.

/2017/

Голодный и талантливый художник — романтизированный образ, который уместен и в жизни каждого фотографа бывает, хотя бы раз, хотя бы в течении какого-то творческого периода. Но, хотим того мы или нет, голод требует насыщения, а талант — раскрытия.

В определенном смысле, это самое сложное противоречие, которое трудно разрешить (иногда из-за неопытности, необразованности и так далее), но все же можно и кроется оно в умении в доступных источниках дохода разобраться и найти свое место в профессии.

С уровнем комфорта все просто, а вот заработок — сложная тема, о которой хотелось бы чуть больше сказать… Но получилось, что «чуть больше» вылилось в отдельную рубрику, заметки в которой продолжают мысли, начатые на этой странице…

Как заработать на фотографии

Касаясь темы заработка, особенно в кругу разочарованных коллег или родственников, автору, к сожалению, никто не намекнет, что начинать движение стоит в одном из направлений:

  1. Фотожурналистика
  2. Сфера услуг
  3. Продажа отпечатков
  4. Смежный бизнес

Поговорим об этом более подробно.

Фотожурналистика

Фоторепортаж не сводится к погоне за сенсацией: можно предоставлять визуальные рассказы и делать это лучше, чем 1001 любитель с мобильным телефоном. Проще говоря: никто вам не запретит стать Картье-Брессоном наших дней, если вы сами того пожелаете.

Если вам не интересны бытовые события, региональные мероприятия и городская жизнь, чем не повод, чтобы коснуться вечных тем?

Например:

  • Землетрясения
  • Наводнения
  • Ураганы
  • Военные конфликты
  • Техногенные катастрофы

И т. д.

Независимый репортер, который сможет найти иной путь, чем погоня за славой и деньгами, и достаточно знающий историю фотографии, и проблемы этики — тот специалист, чей труд, — сегодня и в ближайшие десятилетия, будет востребован, несмотря на беспилотники (и прочие технические ухищрения, чтобы спать подольше, да кушать побольше).

Сфера услуг

Работа с физическими и/или юридическими лицами. Персональные и/или рекламные съемки. Фотография, как искусство и/или как продукт, контент и так далее.

В отличии от фотожурналистики, фотоуслуги — более комфортные условия труда и несмотря на растущую конкуренцию, менее зависимое от авторитета автора. Но, объективности ради и, так полагаю, с оглядкой на будущее, стоит заметить, что здесь меньше свободы, поскольку вы не только зависите от уровня культуры, но и от количества денег на локальном рынке.

Учитывая, что современный зритель требует низвержения всего до своего уровня (т. е. работа должна ему «нравиться»), главная проблема вырисовывается сама: необъективность оценки и внутренняя борьба, направленная на выбор между сыто/ценно.

В сфере услуг, на мой взгляд, все решает узкая специализация, четкое позиционирование и не в последнюю очередь — рекомендации, которые помогут найти своего зрителя, и обеспечить, в обозримом будущем, себя достаточным количеством заказов.

Продажа отпечатков

В мире искусства уже давно распределены все роли: фотограф должен верить в то, что делает и делать это хорошо, галерист — продавать работы автора, критик — привлекать внимание (к произведению, автору и событию в целом), коллекционер — оплачивать. Из этой «цепочки» к удивлению многих убран музей, поскольку современная фотография отлично продается через сайты, и даже через персональные сайты фотографов. И, честно говоря, большую роль играет не столько музей, сколько грамотно выстроенное выставочное пространство…

В идеале, жизнь свободного художника — идеальный вариант, но учитывая духовный кризис, в который себя загнала современная цивилизация, говорить, что продается то, что… «Что» — в настоящее время, не имеет объективных критериев, объективной системы ценностей.

Фундамент разрушен. Идет возня на руинах.

Идти ли этим путем — осмысленный выбор отдельно взятого человека (и на страницах блога вы найдете много полезной информации, которая пригодится вам на пути свободного автора).

Смежный бизнес

Традиционно, полноценный бизнес связан с открытием фотостудии, на базе которой можно, к примеру, выстроить и фотошколу, и фотолабораторию, и много чего еще.

Но, если смотреть шире:

  • Издание журнала о фотографии
  • Персональные консультации
  • Фотомагазин
  • Фотогалерея
  • Производство фототехники и аксессуаров
  • Разработка ПО
  • Реклама

— Смежные направления, которые рассмотрены в отдельной заметке.

Вместо заключения

Уровень дохода определяет уровень стресса фотографа, по крайней мере новичка, который ни совсем понимает, что быстрых и легких денег в фотографии мало, как, собственно говоря, и в любом другом ремесле из сферы искусства.

Выстраивание повествования от «направления», а не от количества денег, считаю логичным и честным, поскольку никакие деньги не заставят заниматься всю жизнь тем, что неприятно, — душевредно, аморально и так далее.

Дополнено 14.04.2021

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш,

Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: