Времена легких денег, вызванные краткосрочным потребительским бумом, закончились и нет сейчас, пожалуй, фотографа, который бы не искал способов — как легально увеличить доход; и в этой заметке мне бы хотелось рассмотреть все возможные идеи, которые помогут найти, и приумножить, дополнительную копеечку… и еще одну, и еще.

Фотобанки

Привычные нам микро- и макростоки, различия между которыми стремительно сходят на нет и в следствии чего, снижаются реальные доходы от продаж, остаются источниками валюты, и это, на мой взгляд, главный аргумент, чтобы продолжать грузить контент на стоки. Причем не обязательно делать это в ущерб основной деятельности, — можно извлекать дополнительную прибыль из текущих проектов и не расценивать фотобанки как нечто большее.

Продажа книг, фотокниг и фотоальбомов

Блоги, социальные сети, да и любые интернет-проекты — все это несерьезно; временно и как однажды верно сказал коллега: «Публикации в интернете — хорошая учебка, после которой и начнется реальная жизнь.»

Издание книги — лотерея: продажи могут не удаться, а могут и прокормить в течении многих лет. Все зависит от того, что будет в ее основе, будут ли переиздания и так далее.

Издание журнала о фотографии

Если книга — безальтернативный носитель информации, то журнал — спорный формат и без серьезных инвестиций, идейной команды и большого количества контента — очень опасная в целом идея. Но, если хочется создать что-то равноценное On Landscape, — к примеру, то идея здравая, поскольку хорошее печатное или онлайн-издание всегда будет востребовано, да и тот же круг постоянных читателей — источник дополнительного дохода.

Семинары

По мере накопления опыта, причем не только технического, можно систематизировать знания и предложить их аудитории: коллег, новичков и фотолюбителей. Естественно, за плату.

Ничего зазорного в этом нет, поскольку накопление знаний — время, которое вы потратили и, на мой взгляд, если можете кому-то помочь, и знакомы с основами педагогики, то это годный, честный и востребованный труд, который в наши дни неплохо оплачивается.

Фотошкола

Полноценный образовательный бизнес-проект (в рамках которого можно объединиться с тем, кто чем-то отличен от тебя: обладает иным набором навыков и опыта, и т. д.). Который можно расценивать и как дополнительный источник дохода, и как основной доход, если здоровье, — к примеру, не позволяет заниматься съемками, а за плечами увлекательная жизнь, знания и ни только навыки, и опыт, но и житейская мудрость, которая так нужна молодым…

Персональные консультации

Открытие фотостудии, проведение фотосъемок, образование, покупка оборудования — повод для обращения за консультацией найти не трудно; трудно другое — найти специалиста. И кто таковым является — может подзаработать на консультациях, по интересующим собеседников вопросам: от покупки оборудования до нюансов выстраивания карьеры и так далее.

Доход, конечно, стабильностью не радует. Но, как источник «копеечки», весьма уместен.

Фотолаборатория

Большинство современных фотолабораторий, в России и мире, созданы энтузиастами (и этим путем все еще можно идти: начиная от покупки оборудования для себя и проявки фотопленок для друзей, заканчивая полным циклом проявки, печати и обрамления отпечатков, школой, ну и магазином, естественно), и в отличии от цифры — этот рынок растет, а значит все не только впереди, но и пока без обострения конкуренции, демпинга и так далее.

Фотомагазин

Интернет-магазинов уже более чем достаточно, поэтому возможная идея — фотосообщество, в рамках регионального магазина фототоваров.

По сути, на этой основе можно выстроить и фотолабораторию, и фотошколу, и что угодно, — точнее, что востребовано в конкретном населенном пункте (лучше «отталкиваться» от спроса и развивая магазин, развивать смежные направления, как нынче говорят «масштабировать»).

Мастерская по ремонту фототехники

Вполне возможно, что все начнется с любопытства, увлечения или необходимости; но вот эту идею можно развить до масштабов сертифицированного сервисного центра и заниматься уже не только ремонтом фототехники, но и светового оборудования, а так же проводить обучение, по столь уникальному в наши дни ремеслу.

Единственная сложность — конкуренция и демпинг со стороны «тяп-ляп мастерских».

Фотогалерея

Новичкам негде выставляться. Если говорить о провинции, то в целом — негде выставляться, независимо от статуса, количества работ и их размеров: ни света, ни помещения, ни культуры (ничего!), но зато разговоры про «уважьте» и т. д., и т. п.

Стать владельцем галереи, конечно, удовольствие не из дешевых, но помимо того, что так вы, как владелец, можете заработать, еще — вы, как куратор, можете дать старт новичку…

Производство фототехники и аксессуаров

Кому-то нравится работать с кожей и он занимается производством фотосумок, «разгрузок» и аналогичных изделий из кожи, которые востребованы среди фотографов.

Кому-то интересна оптика и он изготавливает арт-объективы на заказ. А кому-то интересны и альтернативные процессы, в рамках которых он изготавливает решение для проявки пленки и сами фотопленки, и фотобумагу, и фотокамеры, и т. д. В общем хлеб не простой, но свой.

Разработка ПО

Все может начаться с недовольства существующими программными решениями, с желания, а главное — с понимания, как сделать их более приближенными и удобными для своих съемок, процесса постобработки и так далее.

Если довести до ума, как панели ретуши, к примеру, то получится и стабильный доход и вес в кругу коллег будет легче набрать, а это консультации, семинары и прочее, что было выше.

Вместо заключения

Начавшись как подработка, одна из перечисленных выше идей может стать основной работой и это, на мой взгляд, нормально, поскольку человеку свойственно стремиться заниматься тем, что ему интересно, потому что именно такая мотивация способствует самообразованию, и, не в малой степени, повышению культуры труда и качеству товаров или услуг для клиентов, а на этом и строится наш доход, его стабильность и наше спокойствие, что все честно, все свое.

Дополнено 14.04.2021

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш,

Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: