В основе хорошего мастер-класса — совесть. С ее помощью фотограф напишет программу и найдет порядочных организаторов, подберет ассистентов и натурщиков, изучит творческие и личностные проблемы своих слушателей, подберет слова — найдет подход к каждому, чтобы ученик услышал, принял и, спустя время, превзошел своего учителя.

Это напоминает отношения между отцом и сыном, где сначала отец прославляет своего сына — дает ему все, что имеет и знает, а после, сын прославляет отца своими достижениями. Это не всем свойственно, согласен, но частные случаи — не аргумент, и не повод, чтобы забывать истину.

Ранее я уже писал о проведении мастер-классов, с акцентом на тщеславие, корысть и личную заинтересованность фотографа и считаю это правильным. Там реальность — грязь, к которой привели изначально хорошую затею, а здесь в основе будет совесть, благодаря которой одним захочется пересмотреть свои доклады, другим — воздержаться от формата, ведь он неудобен, несовершенен и ограничивает в передаче накопленных знаний и опыта.

Сейчас я не знаю, смогу ли изложить мысли с первого раза и если нет, то сколько необходимо правок в будущем, чтобы текст отразил точку зрения — поделиться мыслями или навыками в рамках мастер-класса легко, но научить ремеслу невозможно. Дополнительная мысль — речь о последствиях карьеры спикера, вместо пути фотографа. Постараюсь писать сжато, чтобы не терять мысль и не раздувать объем повествования.

pochemu-fotografu-luchshe-ne-otvlekatsya-na-provedenie-master-klassov-001

Трудности

Когда мастер желает поделиться знаниями, а не заработать на них, и выбирает формат — МК, то он сталкивается с четырьмя основным трудностями:

  • Размер аудитории
  • Непредсказуемость аудитории
  • Неконтролируемый результат
  • Развлекать и преподавать — не одно и тоже

Эти проблемы рукотворны, потому-что фразу Островского, из «Женитьба Бальзаминова»: «… С деньгами то мы и без ума проживем.» — мы претворили в смысл своей жизни. И утратили взгляд учеников, заменив его на эмоции и потребление.

Размер аудитории

Мастер-класс — уход от частного к общему. И работать иначе, в рамках большой аудитории, — невозможно, потому-что мастер, в качестве преподавателя, сильно ограничен по времени, обязан донести свои мысли (и продемонстрировать свои навыки) до всех слушателей, и как итог — переход на тезисы.

Слушатели, если они внимательны, смогут услышать то, чем успел поделиться мастер, а это не обязательно то, что им нужно: в их ситуации, в их творчестве; главное — в этот момент. И если говорить прямо, то раздача частичного материала — напрасная трата времени. Своего, а что еще хуже — тех, кто тебе доверился.

Непредсказуемость аудитории

Многие бегут на курсы за знаниями. Но нужны ли они им? И да, и нет. Многие не могут, или не хотят, понять отличия знаний от информации и поэтому рады, если новый мастер-класс — не просто встреча старых знакомых, но и возможность получить новые эмоции.

Чему научить людей, в основе которых зависимость от мотивации и эмоций, — неизвестно, а главное — зачем выдумывать «волшебную таблетку», когда планировал поделиться системой знаний? Аудитория мастер-классов — содержимое черного ящика: может радость, а может…

Неконтролируемый результат

Ученики должны закреплять теорию на практике: сказали — сделал, показали — повторил. И все на множестве примеров, под контролем мастера. Потому-что все, что ученик не применил сегодня, он с трудом вспомнит завтра и не факт, что самостоятельно освоит.

Проблема МК — формат, «взлет-посадка»: попросту не хватает времени закрепить знания на практике и лично разобрать ошибки каждого. Конечный результат, по завершении МК, плохо измерим, т. к. невозможно предугадать, какие мысли и знания осели в голове слушателя.

Развлекать и преподавать — не одно и тоже

Иная проблема формата — умение создать хороший доклад. Быть мастером в фотографии — одно, а уметь говорить так, чтобы тебя слушали, слышали и не клеймили тираном, за манеру подачи материала, — другое. Работа с аудиторией — навыки оратора, стезя немногих.

«Что он хотел сказать? Когда будут трэш-истории? Надоело, почему как в школе?» — малая часть реплик, которые могут прилететь в адрес мастера, или скопиться за его спиной, в обмен на знания, усердие в достижении цели — научить других, помочь освоить ремесло.

***

Оглядываясь на успешных коллег-преподавателей, можно сказать: «Ой, да ладно! Не надо так близко принимать к сердцу обучение других. Немного тут развлек, немного там рассмешил и, если не забыл о собственной выгоде — деньгах и славе, то все разойдутся довольными, вновь придут — только позови.»

Но вспомним историю времен античности, ставшую байкой во многих университетах:

По улице древнего города, в окружении учеников, идет философ, а ему навстречу блудница. Подходит к философу и говорит: «Вот ты их учишь пол-жизни, а мне достаточно одним пальцем поманить и они пойдут за мной, а не за тобой». На что философ ей ответил: «Правильно ты говоришь. Потому-что ты предлагаешь им скатиться вниз, а я предлагаю взбираться на гору. А взбираться на гору всегда труднее».

и подойдем к зеркалу.

pochemu-fotografu-luchshe-ne-otvlekatsya-na-provedenie-master-klassov-002

Последствия

Несмотря на все свои трудности, мастер-классы — еще и последствия для самого мастера:

  1. Физическая усталость. Переезды (или перелеты), смена климата, ненормированный и сезонный график преподавательской деятельности — переутомления, недосыпания и возвращение домой в подавленном состоянии. Еще прибавляем плохое питание…
  2. Ограничение творчества. Мастер — не предел развития и не конечная цель, а лишь временная квалификация, которую можно утратить: достаточно выпустить камеру из рук, променять заказчиков на аудиторию слушателей. Растерять опыт, в угоду славе.
  3. Смена окружения. Как бы не хотел мастер, но многие коллеги отвернутся, потому-что невозможно сохранить дружбу, повернувшись спиной к соратникам, но это будет, потому-что список контактов переполнят слушатели, а зеваки осадят почтовый ящик.
  4. Падение квалификации. Стать экспертом — окружить себя людьми с более худшей квалификацией, лишиться окружения равных или более опытных коллег; отвлекаться на консультации, уделять мало времени собственным поискам и экспериментам.

А еще стоит вспомнить про ежегодное обновление доклада и осознать реальную стоимость эффектного выхода перед публикой со словами: «Здравствуйте! Сегодня я научу вас…»

P. S.

Проводить мастер-классы или нет? Если срочно нужны деньги, или хочется попробовать себя в роли преподавателя, или надоело фотографировать — да, почему бы и нет, МК — неплохой развлекательный формат. А если цель — передать накопленные знания и опыт, найти ученика и помочь ему в освоении ремесла — нет, оптимальный формат, для этой цели, давно известен — подмастерье.

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.
Ваш,
Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: