Разновидностей веб-сайтов фотографов не так уж и много:

Рассмотрим особенности (и назначение) каждого из них.

Сайт-визитка

Самый простой веб-сайт. Как понятно из названия, выполняет роль онлайн-визитки и обычно его размеры не превышают 3-5 страниц, на которых размещается базовая информация:

  • Об авторе
  • Условия сотрудничества
  • Стоимость услуг
  • Примеры работ
  • Контакты

При разработке, ставка делается на максимально чистый внешний вид, функциональность, не в последнюю очередь — на обратную связь (заказ звонка и так далее).

Сайт-портфолио

Сложность данных веб-сайтов различна: встречаются как одностраничные, так и объемные (в 15-20 страниц, — ред.) проекты. Как понятно из названия, подобные веб-сайты выполняют те же функции, что и традиционное портфолио:

  • демонстрация наиболее значимых проектов (реже — отдельных снимков),
  • публикаций в журналах (в том числе — фрагменты интервью) и т. д.

Ну и конечно: базовая информация (см. «Сайт-визитка»).

При разработке, как правило, делается ставка на уникальную форму подачи контента (потому что нужно запомниться, вызвать доверие и так далее), поэтому легкость, и быстродействие — это не про данные веб-сайты.

Сайт-галерея

На данный момент, это 2D-проекты, которые отличаются от визиток только наличием галереи (реализация бывает разной: от слайд-шоу до объемных фотоальбомов с аннотациями, — ред.) и визуальными эффектами.

В остальном — аналогичная структура, контент и задачи.

<…>

Примечание:

Дополненная и виртуальная реальности могут существенно изменить данный вид веб-сайтов: виртуальные выставочные пространства, на стенах развешены фотографии… ждем-ждем. 🙂

Блог

Онлайн-дневник, онлайн-журнал, — отличие блогов от информационных порталов в том, что наполняемостью блога занят один человек (автор). Тематика может быть «размытой», т. е. тут тебе и разговоры о трудовых буднях, и об искусстве в целом, и т. д., и т. п.

Создание подобных проектов может преследовать разные цели:

  1. Обучение клиентов (например, через разъяснение каких-то нюансов съемок)
  2. Демонстрация знаний, опыта и т. д.
  3. Погоня за популярностью
  4. И так далее.

Единых требований к структуре и к оформлению — нет. Главное, чтобы была хронология (да возможность оставлять комментарии) и регулярные обновления.

Фотоблог

Полноценный «log», только повествование, в отличии от обычного блога, строится от фото (и снимки задают тему — доносят главную мысль; тогда как текст — лишь малое «обрамление» фотографий и дополнение публикаций).

Как правило, подобные веб-сайты популярны среди стоковых фотографов, путешественников и новичков, которые через ежедневную привычку — «снимать и публиковать» — обучаются.

При разработке, стараются придерживаться максимально возможной легкости и простоты, — дизайн не должен отвлекать от фотографий.

Интернет-магазин

Веб-сайт, функционал которого «заточен» под продажу изделий автора в интернете; это могут быть:

  • отпечатки и фотокниги,
  • реквизит и декорации,
  • видеокурсы,
  • пресеты, плагины и т. д.

Несмотря на свою сложность (связанную с фильтрацией и отчетностью), в творческих кругах используется как расширение базовых «визиток». К базовой структуре добавляют страницы:

  1. Каталог товаров
  2. Способы оплаты
  3. Условия доставки
  4. Корзина

По возможности, стараются не утяжелять вес базовых страниц (оптимизация кода; из-за чего, как многие уже догадались, подобные веб-сайты очень сложны в обслуживании).

Промо-сайт

…или посадочная страница.

Временный веб-сайт, который разрабатывают для проведения конкурсов и акций (реже — для привлечения внимания к сезонным / разовым проектам). Конечно, в определенном смысле, от любого сайта ждут привлечения внимания к автору, и к его творчеству, но именно «промо…», в отличии от остальных, «заточены» под одну единственную задачу: навязать товар / услугу.

Как правило, при создании подобных сайтов учитываются все актуальные знания (наработки, теории и так далее) в области нейромаркетинга, поэтому требования к структуре и к оформлению — постоянно меняются.

Информационный сайт

…или онлайн-энциклопедия.

Удобные веб-сайты, которые помогают систематизировать знания в области ремесла (причем, как показывает практика, можно совмещать информацию для коллег и для клиентов) и думаю поэтому их еще называют «база знаний» или «онлайн-библиотека».

Тематика публикаций самая разная:

  1. Ответы на часто задаваемые вопросы
  2. Шаблоны типовых документов
  3. Справочная информация
  4. Обучающие материалы
  5. Эссе, и многое другое

Каких-то единых требований к структуре подобных проектов нет, просто все стараются — по возможности — не выходить за пределы общих норм каталогизации информации; и не делать большого количества визуальных отвлекающих (от чтения) элементов.

Новостной сайт

Пожалуй, самый непопулярный веб-сайт среди фотографов. Возможно, потому что мало кому интересно в течении длительного промежутка времени рассказывать о новинках фототехники и фотоиндустрии в целом. А именно для этого подобные сайты и предназначены.

Персональный веб-сайт

Самый непредсказуемый (в плане структуры и дизайна, — ред.) тип веб-сайтов. Назначение в принципе простое: привлечь внимание к фотографу, как личности. Но вот реализация… Тут в принципе речь не про демонстрацию работ, а про достижения автора:

  1. Участие в конкурсах
  2. Персональные выставки
  3. Известные клиенты / покупатели
  4. И т. д., и т. п.

Сертификаты, грамоты и благодарности, — да-да, все «оседает» на подобных веб-сайтах. Что примечательно, контент на страницах подобных сайтов комбинированный: фотографии, текст и инфографика, аудио и видео, отзывы клиентов и эссе критиков.

Повторюсь: подобные веб-сайты — про демонстрацию профессионального роста и про место в индустрии, которое занимает фотограф, а не про его произведения (бывает, что портфолио в принципе не размещается на страницах подобных сайтов).

Вместо заключения

Веб-сайты создаются под конкретную задачу и вышеизложенная классификация — наглядная демонстрация задач, которые чаще всего решаются фотографами. И это первое, что стоит нам запомнить.

Второе: мы вольны видоизменять тот или ной вид, исходя из наших задач: нужна нам визитка без прайс-листа? Пожалуйста. Совмещение визитки, блога и магазина? Пожалуйста. Главным критерием веб-разработки остается целесообразность, а не условности. И в вышеизложенном материале нужно видеть подсказки, отправные точки, а не ограничения.

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш,

Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: