kak-fotografu-perestat-truditsya-za-kopejki-001

Есть мнение: представители творческих ремесел, если не имеют предпринимательской жилы, реже находят достойную оплату своего труда, нежели другие люди, — во многом оно верно, в понимании важности уметь продавать и что творчество — труд, а не лотерея, но все-таки (как мне думается) это мнение звучит как оправдание: не ценят, или не дано мне, — не пытаюсь, и не вижу смысла затевать спор — просто хочу донести мысль: кому хочется изменить ситуацию — тому можно изменить ситуацию.

Примечание:

Заголовок — не плод SEO. Мне позволительно затронуть только узкий сегмент — портреты и переломный момент творческого быта, поскольку лавровый веник на голове не ношу, да и кто не ленится — смотрит портфолио автора Записной книжки фотографа, понимает, что здесь не тренинг, не мотивация, а только личный опыт творческого человека.

«Имеющий уши…» — рад тебе; приятного чтения.

Почему служение не должно становиться обслуживанием

Некоторые коллеги (неиспорченные жаждой быстрой наживы) понимают: искусство — сфера духовной жизни человека, культура, которая всегда подразумевает призвание (служение миру, своему народу), т. е. работа во имя создания чего-то ценного, — обладающего ценностью, как для ныне живущих, так и для последующих поколений.

Иное направление — мещанское, материалистическое — обслуживание прихотей, штамповка всего, на что можно повесить ценник, или что может стать предметом спекуляций. — Именно создание посредственного «продукта»: массового, рассчитанного на одобрение публики — об этом очень хорошо сказал Андрей Тарковский; здесь найдете цитату его высказывания.

Первое направление более прибыльное (само по себе), а второе — более рентабельное, но его в среде новичков больше ценят, интересно — почему? 🙂

Традиционно, новичок касается TFP-съемок, надолго или нет — частный случай, но кто-то (и не со зла) однажды утвердил как догму: только TFP формирует портфолио, только творческие персональные проекты дают возможность расти! — Ой ли?

Съемки на энтузиазме хороши до поры до времени: пока не придется обновлять парк техники и платить за быт, стоимость которого непрерывно повышается, и главное — пока не думаешь, не понимаешь — что реально создается силами малоопытной немотивированной команды, на обслуживание которой фотограф затратил бесценный ресурс — время.

Примечательны слова Винсента Ван Гога:

«Мои представления о том, как добывают деньги, так просты, что проще нельзя: все достигается лишь работой, и я ничего не выиграю, если при данных обстоятельствах начну бегать к разным людям и уговаривать их…»

Беготня — причина, беспричинная суета — следствие обслуживания масс: творческих ли или потребительских — значения не имеет, ибо служение начинается там, где есть место культуре и ей нет места там, где торжествует мещанство (потребительский сегмент рынка).

— Начало служения знаменуется не столько волей автора, сколько его зрителем и заказчиком, культурный уровень которого позволяет фотографу реализовать свой потенциал (вспоминаем, перечитываем слова про отношение к славе); вопреки убеждениям бизнес-тренеров, заказчик, как соучастник создания произведения искусства, не оценивается по кошельку, — именно тут ошибаются новички, когда отзываются на звон монет, но «глохнут» по отношению к другим (об этом говорил изначально, да мало кто услышал).

Стоит запомнить:

Крупные выгодные заказы не выбивают — их получают (за мастерство и ответственность, а не после «зацепки», «прессинга» и прочего, что «впаривают» мещане).

Когда можно отказаться от копеечных заказов

Если быть до конца честным, то планка невыгодных заказов куда ниже, чем видит новичок — мало кто считает реальную стоимость своего труда, включает в ценник все затраты; и если вы после череды простых подсчетов, осознаете, что работаете себе в убыток, то вот и тот момент когда пора отказаться от копеечных заказов.

Но, есть проблема: какой будет новая цена?

Есть заметки про ценообразование, про повышение стоимости, — их суть следующая: кто бы и чего не хотел, из фотографов, но заплатят ему не больше, чем аналогичному автору — и нет смысла кому-то подражать, стремиться поддерживать какие-то тренды — это снижает доходы и ввергает в пучину борьбы за копеечные заказы.

— Если стать мастером, то можно отказаться от копеечных заказов и пересмотреть стоимость своих произведений, величину оплаты своего труда. (Сразу предостерегу нытиков от мира, на мнении которых держится большинство мифов: чтобы стать мастером, нужно заняться собой, а не обновлением парка фотокамер или оптики. — Любая фототехника уместна для скачка: от строительных прожекторов и карданных камер XX века много пользы мастерству…)

Все иное — хотелки-пыхтелки, которые участникам сферы ИЗО не интересны.

kak-fotografu-perestat-truditsya-za-kopejki-002

Как начать зарабатывать больше

Есть шутка: американская мечта — заработать миллион, русская — украсть. — Как известно, в каждой шутке лишь доля шутки, но тут ситуация иная — все стало правдой наших дней. От привычки ходить на работу, получать зарплату / квартиру / машину / и прочее, появилось что-то нездоровое:

— Хожу на работу, значит мне положена зарплата.

— Есть диплом, значит мне положено место, и не самое худшее, и зарплата!

— Работаю много лет, значит скоро будет повышение, в том числе — зарплаты.

— Хочу больше денег, значит пора искать работу где выше зарплата!

Это аргументы из заявлений множества людей, которые всем попадались на глаза (но, беда не обходит сферу культуры стороной, — среди «творческих» сего ничуть не меньше).

Кто может честно сказать (себе), что не продает время, не ждет денег за слова и не требует, от заказчика оплаты по завышенному ценнику, просто потому-что хочется?

Мастерство невозможно без труда, но чтобы трудиться — нужно перестать ставить деньги самоцелью и все встанет на свои места: предоставил результат труда — получил оплату. Стал лучше трудиться — создавать ценнее произведения — появился аргумент, чтобы повысить на энное количество рублей (или иной валюты) оплату своего труда.

Все просто.

Но на практике почему-то все усложняется.

Быть может, благодаря потребительскому сегменту — фотоуслуги — обычно с него начинают свой путь все новички, но есть нюанс — это утопия, потому-что попсу обслуживают крупные участники рынка — фотостудии (главный конкурент начинающего портретного фотографа, благодаря большей клиентской базе и пропускной способности).

Любой хороший бизнесмен знает: где топчутся слоны, мышам делать нечего. Фотостудиям (и аналогичным, по целевой аудитории, одиночкам) не стоит мешать обслуживать копеечные заказы, поскольку их полная занятость — наша безопасность: им нет дела до качественных, и уникальных предложений — они живут за счет максимальной стандартизации; не сунутся где сложно (и славно).

-1 повод касаться демпинга!

Пока другие грызут друг друга — время заняться прогрессом: создать систему, которая может упростить работу под определенные запросы клиента, — уникальное предложение (и хотя бы на местном рынке) позволит сильнее отстроиться от конкурентов — найти заказчика (работая на которого, можно обеспечить себе хлеб насущный, по мере развития — большую прибыль), именно своего — который выберет фотографа «потому что…», а не по ценнику.

-1 повод касаться копеечных заказов!

Сейчас никого не удивить чем-то «продающим»: не нужно фраз, слов и техник. Учитесь живо говорить по телефону, при встрече, если необходимо — пишите настоящие письма, которые и сами хотели бы прочитать, поскольку люди устали от маркетинга — вы удивитесь, но люди, в большинстве случаев, больше обращают внимание на пунктуальность, пояснение пользы или выгоды заказчика от приобретения фотографии, нежели зачитывание собственных регалий — беззаботная болтовня фотографа уместна только на массовом рынке.

-1 повод игнорировать развитие!

Долгосрочные вложения: сайт или блог, сеть рефералов (партнерская программа), пригодятся — если все делать правильно, не жалеть времени и учиться, — труды окупятся.

-1 повод отвлекаться на праздничные каникулы!

Вместо заключения

Копеечные заказы — через них проходит каждый начинающий портретист; потому что рынок переполняют однотипные предложения, а если нет разницы — зачем платить больше? — этот вопрос напоминает:

Доля рынка — золото дураков. Бесспорные основания для повышения стоимости — уникальные свойства, характеристики.

Напоминает… Но кто-то разве еще помнит?

Дополнено 10.06.2019

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш,

Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: