Образ Русского человека утрачен. Конечно, кого-то возмутят эти строки, и в этом его свобода. Но стоит оглянуться — видны традиции, хотя отсутствует Дух; видна культура, да поди сыщи наследие и его понимание, стремление перенять и приумножить, а не выкрикнуть свое Я, или заявить о принадлежности. Сухая идентификация.

Не всегда приходит понимание — Валерий Плотников был прав, когда говорил: «Мои снимки — свидетельство ушедшей эпохи». Невольно продолжаешь мысль: «Фотография будущего — не то, во что ты веришь, а то, с помощью чего ты уверуешь: в правду, которая у каждого своя, или в анатомические данные человека, которого сняли без «хитрой» одежды, которая всегда и везде корректировала примитивную визуальную оценку».

Мир фотографии стремительно беднеет: фотография ради фотографии, что угодно ради денег и «свободы». Паттерны и обложки, вместо лика и образа — не данность времени, а следствие полного искоренения сознания в рамках общественной массы. Мы позабыли опасения Ролана Быкова: «Я не хочу, чтобы из иконы делали вещь, и спекулировали, а вещь делали бы иконой, и ей поклонялись». Отвернулись от гения, при виде мещанина.

Свои дальнейшие проекты я не стану подгонять под требования времени, запросы индустрии и свежевыпеченные критерии горстки временных мещан. Понимаю, что в познании наследия потребуется помощь — не только коллег, но и опыт тех, кто был носителем Русского лика, и с этим сложнее. Можно опираться на письма, мемуары и результаты созидания.

Многие художники, взявшись за перо, обнаруживали в себе литературный талант и создавали интересные произведения беллетристического, мемуарного и эпистолярного жанров. В своих рассказах, о себе и своем творчестве, они оставили зарисовки современников и эпохи, быта и событий художественной жизни, встреч с интересными людьми.

Мемуары художников

Конечно, не все литературное наследие сохранилось, но хотя бы то малое, что напечатано — производит большое впечатление своим богатством и оказывает благотворное воздействие на формирование эстетических взглядов.

В этой заметке я буду рассказывать про наиболее ценные книги, которые прочитал, осознал и могу смело рекомендовать читателям записной книжки фотографа. Чтобы узнать первыми и про все обновления — можно подписаться на email-рассылку или Telegram-канал.

То было давно… там… в России…

memuary-xudozhnikov-kАвтор: Константин Коровин

Живописец и театральный художник, педагог и… писатель! За годы вынужденной эмиграции он написал более четырехсот рассказов:

  • О своем детстве. Первые открытия и утраты, радость и горечь, «краски» и образы.
  • О преподавателях. Константин Алексеевич учился у А. К. Саврасова и В. Д. Поленова.
  • О лучших друзьях. Среди которых: Чехов, Левитан, Шаляпин, Врубель и Серов.
  • О работе декоратором. В частной опере Саввы Мамонтова и в Императорских театрах.
  • О рыбной ловле и охоте. Деревенский быт, приятели, верные собаки и радость — быть Дома, в России того времени.

Литературное творчество Константина Алексеевича напоминает Чехова, Тургенева, Шмелева и Бунина, однако у Коровина своя индивидуальная творческая палитра. В ее основе — любовь к России, к ее природе и людям.

Подробное описание и покупка: Ozon.ru

Далекое близкое

memuary-xudozhnikov-rАвтор: Илья Репин

На склоне лет, знаменитый русский художник Илья Репин принялся за написание мемуаров и оставил нам множество рассказов и очерков о своих современниках — художниках Куинджи, Ге и Крамском, архитекторах Стасове и Антокольском. Его письма об искусстве, и отдельные, весьма яркие, впечатления о созданных произведениях, опубликованы в этом издании.

В своих повествованиях Илья Репин умело использует народную речь: русских и украинских крестьян, с которыми познакомился еще в детстве, во время скитаний по днепропетровским и волжским деревням. Он многое говорит про живопись, про то, что она должна быть сердечна, обращена к народу и его истокам.

Илья Ефимович говорит, что мастерство и сердце — два равновеликих слагаемых, которые не должны противопоставляться друг другу, но обязаны сочетаться, чтоб искоренить акробатику кисти, живописность ради живописности. Он всегда с сочувствием цитировал, ныне забытое, изречение Крамского, что художник, совершенствуя форму, не должен растерять по дороге «драгоценнейшее качество художника — сердце».

Подробное описание и покупка: Ozon.ru

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.
Ваш,
Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению:

  • Библиотека фотографа   Но, оказывается, мало обладать честным и горячим сердцем. Надо еще уметь во всем самому разобраться. /Вагнер Л.А., Григорович […]
  • Вдохновляющие книги для фотографа К сожалению, тираж большинства современных книг невелик: счет идет на сотни или тысячи экземпляров, хотя пару-тройку десятилетий все было […]
  • 20 лучших книг для начинающего фотографа Большинство базовых знаний по фотографии новичок может получить из книг. Чтобы помочь в поиске лучших изданий, перечислю наиболее […]