Глупые дискуссии с умным видом.

/2016/

Для заказчика, фотограф — исполнитель, автор (не всегда) и создатель визуального контента, произведения. Умение поддержать разговор — второстепенное, хотя и необходимое умение. Фотографам свойственно ошибаться, зазнаваться и просто — быть неопытными в общении: в интернет-переписке, на съемочной площадке, во время телефонных разговоров и т. д.

Ошибки фотографа в общении с клиентами

oshibki-fotografa-v-obshhenii-s-klientami-001

Темы, которые не стоит обсуждать

Универсального стиля общения нет, но есть темы, которые не стоит обсуждать с клиентом: хоть до, хоть после фотосъемки.

Личная жизнь: коллег и заказчиков

Фотограф и заказчик — не родственники, а временный трудовой союз. Разговоры о детях и женах лучше оставить в стороне, даже если речь о коллегах, или жизни клиента. Подобные беседы отвлекают, вынуждают заказчика хихикать (за спиной) и краснеть. Личная жизнь — тема, которая неуместна, а порой — оскорбительна. Избегайте ее.

Политические взгляды

Всегда держите свои политические взгляды при себе. Если они у вас правильные — тем более.

Политика — худшая тема для обсуждения. Нельзя озвучить точку зрения и не задеть чьи-то чувства, убеждения, жизненные ценности. А любое несогласие — потенциальный конфликт. Скрытый или явный — неважно, человек отстранится и больше не вернется.

Компетенция: фотографа, заказчиков, коллег и публичных деятелей

В любой профессии найдутся некомпетентные сотрудники. Говорить с клиентом на эту тему — недальновидное решение: послушают, из любопытства, и поймут — фотограф пытается подчеркнуть собственную компетентность на фоне чьей-то профессиональной слабости. Этого не любят, всегда и везде.

Присваивание чужих заслуг, хвастовство

Заказчик не ценит наплевательское отношение к коллегам, более того — он задумывается: а способен ли фотограф к самостоятельным достижениям? Выводы приходят разные, но все они влияют на принятие решения о сотрудничестве.

Говоря о себе, нельзя заигрываться, общество не любит хвастунов. У заказчика складывается впечатление, что фотограф редко чего-либо достигает, потому и гордость, пользы от корой нет: ни творчеству, ни беседе. Сдерживайте себя.

Заработок: собственный и коллег

Доходы интересны только ФНС. Иногда — семье.

Сбор информации о доходах коллег и упоминание этих цифр в диалоге с заказчиком — повод для сравнения, оценки фотографа и зависти.

Не говорите о финансах и вас увидят, пусть и немного, но в другом свете.

Негатив: отношение к профессии, трудности, поиски другой работы

Любые жалобы снижают позитивный настрой, но упреки и укоры собственной профессии — верный знак, что собеседник — нытик, негативная персона и просто человек, которому не стоит доверять проект.

Уходя — уходят. Есть предложение на руках? В добрый путь, никто слез не уронит. Иначе — верный способ стать персоной, на которою не будут тратить время. Скамейка запасных…

Прошлое: детство, отвязные годы

Не бывает жизни без глупостей. Главное оставить их в прошлом, а его не тревожить. Пускай молчит и не обличает. К тому же, рассказы о своем прошлом наводят клиента на мысль — а изменились ли вы?

Увы, но многие решают в худшую сторону, считая что люди не меняются и ждут от вас… Да к черту, разговаривайте по делу, а не припоминайте свои драки в школьных коридорах, лазы в катакомбы, угоны авто, дерганье борсеток и т. д.

Заметки на полях:

Разговоры о мироустройстве, идеалах — тонкая грань, двигаться по которой под силу только сильному оратору, эрудированному человеку. Фотографу достаточно придерживаться границ этики и норм поведения в обществе, а если заказчик озвучит свои убеждения, то наберитесь терпения и выслушайте, не перебивая. Затем вернитесь к рабочим моментам и забудьте про ответное действие, потому-что оно может стать началом конфликта.

Ошибки во время переговоров: по телефону, при личной встрече, в интернете

oshibki-fotografa-v-obshhenii-s-klientami-002

Мастерство общения с заказчиком — не только навыки ускользания от сложных тем, но и умение замечать ошибки:

Нарциссизм

Мешает. Всегда и во всем.

Диалог без цели

Ход встречи и разговор контролирует фотограф. Всегда.

Цель диалога — не заключение договора, а устранение двояких трактовок и утверждение регламента.

Диалоги без цели и просто беседы — пустая трата времени.

Увлечение монологами

Слушающий фотограф помогает клиенту высказаться: озвучить свои требования, пожелания и опасения. Болтун — напротив, подтолкнет заказчика к мыслям о нарциссизме фотографа и его профессиональной непригодности. Время идет, задача не ясна, проект не обозначен и т. д.

Молчаливость

Другая крайность. 🙂 Молчать нельзя: имя, опыт и знания обесценятся в глазах клиента, если фотограф игнорирует окружающих. По-неволе подумаешь, что человек и говорить не умеет, а значит: невостребован, раз не набрался опыта, или не поможет клиенту в решении проблемы.

Общение с посредниками

Вести диалог и заключать договор необходимо только с заказчиком: менеджеры и агенты — испорченный телефон, трата собственного времени. В таких ситуациях, лучше отказаться от сотрудничества: фанатики делегирования втягивают фотографа в свою игру, попутно докучая ему телефонными звонками, сопутствующими правками, длительными согласованиями и т. д.

Эмоциональная неустойчивость

Переменчивое настроение — агрессия, истерия, крик и слезы — не показатель талантливого человека, а демонстрация низкого уровня эмоционального интеллекта. Сидя за ретушью или вдали от посторонних глаз — пожалуйста, но при общении с людьми — табу!

Увлечение терминологией

Если фотографа трудно слушать, то его невозможно понять.

В общении с клиентом лучше избегать длинных формулировок и чрезмерного употребления терминологии. Речь должна быть простой и доступной для человека вне фотографии, нести в себе примеры из информационного поля клиента.

Неспособность ответить на вопросы заказчика

Наработки, шаблоны ответов и заготовки тем для обсуждения — хорошо, но плохо, если на этом заканчивается словесный опыт фотографа. Клиент может задать вопрос не в тему и что тогда?

Демонстрация нужды

Бонусы и демпинг помогают «зацепить» потенциального клиента. Но есть и другая проблема — не свой клиент, который приходит за скидкой; падение уважения к творчеству фотографа и его личности; сотрудничество на невыгодных, для фотографа, условиях. Нужно уметь говорить нет, отпускать клиента.

Путаница в именах

Если нет медицинских оснований, то это показатель отношения к работе, уважения к людям, личного и профессионального мнения о заказчике.

Смертельно.

Демонстрация востребованности

Заигрывание с телефоном во время диалога с клиентом — ответ на все входящие звонки и смс, чтение электронной почты — не показатель востребованности фотографа, а простое невежество, показатель ниши мелких бытовых услуг…

Канцеляризмы и заезженные фразы

Страшное дело, искоренять!

Ошибки в общении на съемочной площадке

Фотосъемка — не время, когда клиенту некуда деваться, а день, когда на фотографа смотрят со всех сторон: опыт фотосъемки и работы в команде, общение с заказчиком, героем в кадре и коллегами.

Оценка продолжается и, в общении главное не допускать:

  1. Разговоры: по телефону, средствами смс и электронной почты, мессенджеры.
  2. Беседы на отстраненные темы.
  3. Неуважительное, эмоциональное обращение к коллегам.
  4. Нарциссизм, гордость во взгляде на присутствующих.
  5. Хвастовство.

Не стоит увлекаться кофе, т. к. в эти минуты заказчик может почувствовать себя одиноким, в ситуации когда фотограф с командой «шушукается» о своем, или оскорбленным, в ситуации панибратства (бывает такая иллюзия, когда все идет по плану, растет понимание со стороны друг друга и допускаются вольности, но ничего не изменилось: фотограф — исполнитель).

p.s. думайте о своей речи, понимайте важность диалогов, учитесь на чужих ошибках.

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш,
Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: