Глупые дискуссии с умным видом.
/2016/
Для заказчика, фотограф — исполнитель, автор (не всегда) и создатель визуального контента, произведения. Умение поддержать разговор — второстепенное, хотя и необходимое умение. Фотографам свойственно ошибаться, зазнаваться и просто — быть неопытными в общении: в интернет-переписке, на съемочной площадке, во время телефонных разговоров и т. д.
Ошибки фотографа в общении с клиентами
Темы, которые не стоит обсуждать
Универсального стиля общения нет, но есть темы, которые не стоит обсуждать с клиентом: хоть до, хоть после фотосъемки.
Личная жизнь: коллег и заказчиков
Фотограф и заказчик — не родственники, а временный трудовой союз. Разговоры о детях и женах лучше оставить в стороне, даже если речь о коллегах, или жизни клиента. Подобные беседы отвлекают, вынуждают заказчика хихикать (за спиной) и краснеть. Личная жизнь — тема, которая неуместна, а порой — оскорбительна. Избегайте ее.
Политические взгляды
Всегда держите свои политические взгляды при себе. Если они у вас правильные — тем более.
Политика — худшая тема для обсуждения. Нельзя озвучить точку зрения и не задеть чьи-то чувства, убеждения, жизненные ценности. А любое несогласие — потенциальный конфликт. Скрытый или явный — неважно, человек отстранится и больше не вернется.
Компетенция: фотографа, заказчиков, коллег и публичных деятелей
В любой профессии найдутся некомпетентные сотрудники. Говорить с клиентом на эту тему — недальновидное решение: послушают, из любопытства, и поймут — фотограф пытается подчеркнуть собственную компетентность на фоне чьей-то профессиональной слабости. Этого не любят, всегда и везде.
Присваивание чужих заслуг, хвастовство
Заказчик не ценит наплевательское отношение к коллегам, более того — он задумывается: а способен ли фотограф к самостоятельным достижениям? Выводы приходят разные, но все они влияют на принятие решения о сотрудничестве.
Говоря о себе, нельзя заигрываться, общество не любит хвастунов. У заказчика складывается впечатление, что фотограф редко чего-либо достигает, потому и гордость, пользы от корой нет: ни творчеству, ни беседе. Сдерживайте себя.
Заработок: собственный и коллег
Доходы интересны только ФНС. Иногда — семье.
Сбор информации о доходах коллег и упоминание этих цифр в диалоге с заказчиком — повод для сравнения, оценки фотографа и зависти.
Не говорите о финансах и вас увидят, пусть и немного, но в другом свете.
Негатив: отношение к профессии, трудности, поиски другой работы
Любые жалобы снижают позитивный настрой, но упреки и укоры собственной профессии — верный знак, что собеседник — нытик, негативная персона и просто человек, которому не стоит доверять проект.
Уходя — уходят. Есть предложение на руках? В добрый путь, никто слез не уронит. Иначе — верный способ стать персоной, на которою не будут тратить время. Скамейка запасных…
Прошлое: детство, отвязные годы
Не бывает жизни без глупостей. Главное оставить их в прошлом, а его не тревожить. Пускай молчит и не обличает. К тому же, рассказы о своем прошлом наводят клиента на мысль — а изменились ли вы?
Увы, но многие решают в худшую сторону, считая что люди не меняются и ждут от вас… Да к черту, разговаривайте по делу, а не припоминайте свои драки в школьных коридорах, лазы в катакомбы, угоны авто, дерганье борсеток и т. д.
Заметки на полях:
Разговоры о мироустройстве, идеалах — тонкая грань, двигаться по которой под силу только сильному оратору, эрудированному человеку. Фотографу достаточно придерживаться границ этики и норм поведения в обществе, а если заказчик озвучит свои убеждения, то наберитесь терпения и выслушайте, не перебивая. Затем вернитесь к рабочим моментам и забудьте про ответное действие, потому-что оно может стать началом конфликта.
Ошибки во время переговоров: по телефону, при личной встрече, в интернете
Мастерство общения с заказчиком — не только навыки ускользания от сложных тем, но и умение замечать ошибки:
Нарциссизм
Мешает. Всегда и во всем.
Диалог без цели
Ход встречи и разговор контролирует фотограф. Всегда.
Цель диалога — не заключение договора, а устранение двояких трактовок и утверждение регламента.
Диалоги без цели и просто беседы — пустая трата времени.
Увлечение монологами
Слушающий фотограф помогает клиенту высказаться: озвучить свои требования, пожелания и опасения. Болтун — напротив, подтолкнет заказчика к мыслям о нарциссизме фотографа и его профессиональной непригодности. Время идет, задача не ясна, проект не обозначен и т. д.
Молчаливость
Другая крайность. 🙂 Молчать нельзя: имя, опыт и знания обесценятся в глазах клиента, если фотограф игнорирует окружающих. По-неволе подумаешь, что человек и говорить не умеет, а значит: невостребован, раз не набрался опыта, или не поможет клиенту в решении проблемы.
Общение с посредниками
Вести диалог и заключать договор необходимо только с заказчиком: менеджеры и агенты — испорченный телефон, трата собственного времени. В таких ситуациях, лучше отказаться от сотрудничества: фанатики делегирования втягивают фотографа в свою игру, попутно докучая ему телефонными звонками, сопутствующими правками, длительными согласованиями и т. д.
Эмоциональная неустойчивость
Переменчивое настроение — агрессия, истерия, крик и слезы — не показатель талантливого человека, а демонстрация низкого уровня эмоционального интеллекта. Сидя за ретушью или вдали от посторонних глаз — пожалуйста, но при общении с людьми — табу!
Увлечение терминологией
Если фотографа трудно слушать, то его невозможно понять.
В общении с клиентом лучше избегать длинных формулировок и чрезмерного употребления терминологии. Речь должна быть простой и доступной для человека вне фотографии, нести в себе примеры из информационного поля клиента.
Неспособность ответить на вопросы заказчика
Наработки, шаблоны ответов и заготовки тем для обсуждения — хорошо, но плохо, если на этом заканчивается словесный опыт фотографа. Клиент может задать вопрос не в тему и что тогда?
Демонстрация нужды
Бонусы и демпинг помогают «зацепить» потенциального клиента. Но есть и другая проблема — не свой клиент, который приходит за скидкой; падение уважения к творчеству фотографа и его личности; сотрудничество на невыгодных, для фотографа, условиях. Нужно уметь говорить нет, отпускать клиента.
Путаница в именах
Если нет медицинских оснований, то это показатель отношения к работе, уважения к людям, личного и профессионального мнения о заказчике.
Смертельно.
Демонстрация востребованности
Заигрывание с телефоном во время диалога с клиентом — ответ на все входящие звонки и смс, чтение электронной почты — не показатель востребованности фотографа, а простое невежество, показатель ниши мелких бытовых услуг…
Канцеляризмы и заезженные фразы
Страшное дело, искоренять!
Ошибки в общении на съемочной площадке
Фотосъемка — не время, когда клиенту некуда деваться, а день, когда на фотографа смотрят со всех сторон: опыт фотосъемки и работы в команде, общение с заказчиком, героем в кадре и коллегами.
Оценка продолжается и, в общении главное не допускать:
- Разговоры: по телефону, средствами смс и электронной почты, мессенджеры.
- Беседы на отстраненные темы.
- Неуважительное, эмоциональное обращение к коллегам.
- Нарциссизм, гордость во взгляде на присутствующих.
- Хвастовство.
Не стоит увлекаться кофе, т. к. в эти минуты заказчик может почувствовать себя одиноким, в ситуации когда фотограф с командой «шушукается» о своем, или оскорбленным, в ситуации панибратства (бывает такая иллюзия, когда все идет по плану, растет понимание со стороны друг друга и допускаются вольности, но ничего не изменилось: фотограф — исполнитель).
p.s. думайте о своей речи, понимайте важность диалогов, учитесь на чужих ошибках.
Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.
Ваш,
Андрей Бондарь.
Добавить комментарий