izbegaem-rasprostranennyh-oshibok-v-fotografii

Эта заметка пригодится тем, кто стремится учиться на чужих ошибках. Ниже перечислены не только мои оплошности, но и коллег, с которыми мне довелось пообщаться. В подборке нет, и не будет, глупостей:

  • неправильно держишь камеру,
  • «неправильно» кадрируешь,
  • и т. п.

Почему?

Ценю время: свое и читателей. И уважаю: себя и читателей.

Распространенные ошибки фотографов

«Все люди разные!» — звучит красиво, но верно ли убеждение, в контексте затронутой темы? Если «присмотреться», то схожие ошибки — за пару столетий существования фотографии, — есть в большинстве биографий:

  1. Шаг в никуда, в надежде на случайность. Большинство историй успеха напоминают фольклорные произведения: обилие клише, обряды и т. п. Но помогает проснуться вот такой простой момент: эта история — не твоя история. Все может закончиться весьма, и весьма, трагично. Перечитайте.
  2. Мамона. Увлечение коммерцией нередко приводит авторов в тренд «здесь и сейчас», а в последствии — в творческий кризис. Необходим «здоровый баланс», между своими проектами, при работе над которыми ты «прокачиваешь» навыки, и коммерцией — где ты зарабатываешь средства к существованию; а вот перекосы — глупость.
  3. Отсутствие специализации. Транспарант «Снимаю все подряд!» — можно оправдать вначале пути, в момент «захвата» доли рынка, и прочих «междусобойчиков». Затем — выбросить его куда подальше и не сомневаться… Не распыляться, — золотое правило, житейская мудрость и просто — истина.
  4. Избыточный набор инструментов. Покупка фототехники «на вырост», «чтобы было, а то вдруг», ради статуса или эффекта новизны — отличный способ замуровать деньги на полке, или поддержать ассортимент на доске объявлений. Идеальный комплект — с которым закрыты 90% твоих потребностей (для 10% — есть аренда).
  5. Одержимость курсами и корочками. Бумажка не организует съемку; не сделает кадр и не поможет стать фотографом. Она лишь привлечет внимание, но что дальше? Как говорил мне учитель: «Кроме воспоминаний, факты на стол: что сделал и как делал — до остального, ни коллегам, ни зрителю, нет дела. Успокойся.»
  6. Проблема одного аккорда. Переотражения, размытия, засветки, заваленный горизонт — все уместно, но: дозировано, осмысленно, ко времени. Заучить один прием и начать лепить его от кадра к кадру, от серии к серии — без изобразительной аргументации —моветон.
  7. Увлечение постобработкой. Все начинается просто: а, потом исправлю в Ps. И спустя год-другой, уже работаешь по принципу: а, ладно, что не смогу — потом дорисую! И с каждой поблажкой все меньше в тебе фотографа, все больше — ретушера (или того же «мастера одного аккорда», у которого от всех бед — один эффект / фильтр / экшен).
  8. Перфекционизм. Нередко, увлеченность притупляет чувство меры, — так мир познал чрезмерную ретушь, принцип «богато», недостаток переизбытка знаний и прочее, чем, к сожалению, иллюстрируется отсутствие навыка «вовремя хлопнуть себя по рукам» и тем спасти проект. А всего-то нужно: возделать ум, — стать культурным.
  9. Увлечение локальным рынком. «Утопаю в мелочах. Завален потоковыми проектами и осознаю нехватку времени. Ах да! Хронически не хватает денег!» — Особенность и, в каком-то смысле, национальная привычка — «выжимать все соки», в том числе — из самого себя, а ведь есть иные страны, иные рынки…
  10. «Хочу, хочу, хочу!» — На старте, лучше вкладывать свои деньги, прогорел — просто в карманах ветер, а вот если брал кредит — петля на шее и дополнительный стресс. Нет, я не против обеспеченных кредитов, но хорошо если они обеспечены авансом — т. е. и рабочий график забит, и счет регулярно пополняется.
  11. Демпинг. Перечитайте. И навсегда запомните: здоровая конкуренция — хорошо; а вот малодушие, погоня за долей рынка, или отказ от поиска «голубого океана», — признак профессионального выгорания или некомпетентности, которые можно искоренить, как отдыхом, так и сменой направления, в особых случаях — сменой профессии (увы).
  12. Тусовка. Реальность такова, что чем лучше ты становишься — тем больших людей ты начинаешь бесить самим фактом своего существования. И общаться нужно не ради — всем уже привычного — «статуса собравшихся», а потому что человек интересен, и со временем приходит понимание, что наши коллеги — все личности.
  13. Игнорирование близких. Промышленнизация воспитания приводит к тому, что наши ценности придаются забвению, в частности — мы позабыли значение «ближнего», как в прямом, так и в переносном смысле. И так крепчает эгоизм, опустошенность труда, с которым всегда тесно переплетается душа человека. И чем она краше — тем лучше.
  14. Упоение талантом. Как видно из истории цивилизации, даровитость непостоянна: раз и выдохлась, если ленив… Если тебе дано, то приумножь, а «не зарывай в землю». И в творческой жизни это наиболее острая проблема, которая нередко протекает скрытно в человеке, но приходит время — рушится быт, «травмируется» зритель.
  15. Оскорбления клиентов. Трудные клиенты, спорные ситуации, — все бывает. Но быть человеком, т. е. научиться пониманию, что ты — «не легче», — «шажок» к пониманию слов Гиппократа: «Болезнь легче предупредить, чем лечить». Строже договор и крепче личная ответственность — лучше крепкого словца и «перемывания костей».

<…>

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш,

Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: