Свое портфолио — бесконечный информационный повод: грамотно составить, или обновить, правильно продемонстрировать и выгодно разместить в интернете — малая часть вопросов, в которых непросто разобраться новичку.

Свое первое портфолио я собрал в 2012 году, полностью выбросил его — в 2013 году. Не мог, или не хотел, я тогда понять, что портфолио — витрина, а не трудовая книжка (естественно, в этом разобрался не сам; наставники и коллеги помогли, за что им спасибо).

Свои ошибки не ставлю в пример, проходить круговорот сомнений не советую, поэтому, если на то хватит сил и памяти, отвечу на все часто задаваемые вопросы, которые пишут читатели, коллеги; в письмах, в сообщениях ВКонтакте. Пригодится — хорошо. Нет — значит нет.

portfolio-fotografa-chasto-zadavaemye-voprosy

Часто задаваемые вопросы

Заметка, как и многие другие, будет регулярно обновляться. Поэтому, для удобства, составлю оглавление:

Новые вопросы, на которые отвечу в последующих редакциях, внесу в список. Не исключаю, что многие ответы не будут цитатами, поскольку собеседнику хочешь помочь быстро, а когда пишешь в блог, то есть время подумать — выбросить лишние обороты, слова-паразиты.

Если у фотографа нет портфолио, что подумает о нем заказчик

Зависит от ситуации.

Если фотограф — друг или родственник и нужен для фотосъемки быта, рабочего проекта или при открытии малого бизнеса, когда бюджет ограничен, а уровень требований и качества мал, то подумает, что ему повезло.

Если фотограф — соискатель, то ему вежливо укажут на дверь и подумают, что человек зря, и это неприятно, отнимает время, напрасно ищет оплаты своего труда; когда лучше бы снимать, составлять портфолио, набираться опыта.

Нужно портфолио. С чего начать

Если вам нужна «волшебная кнопка», то у меня ее нет. Предпочитаю работать. Личный опыт, мысли и понимание портфолио, вы найдете в базовой заметке. Там же описан и весь процесс, причем очень подробно: составляете портрет целевой аудитории и отбираете фотографии, без сожалений и личных воспоминаний, подбираете формат, электронный или печатный. Вначале пути главное оформлением не увлекайтесь, рановато; классическая черная папка для печати и лаконичный набор плиток на сайте, если выберете его, — универсальные варианты: обновить легко, быстро и недорого.

Как собрать портфолио без затрат

Честно? Никак.

Фотографии без затрат, как и портфолио, не бывает:

  • Вы уже купили фототехнику, компьютер, программное обеспечение, колориметр (хотя, не исключаю, могли одолжить и это верно); оплатили интернет, проезд на съемку (или на предварительную встречу, поиск локации), продукты питания, на время «простоя».
  • Спустя месяц придет счет за электроэнергию, новая квитанция за интернет и т. д.

Фотография — не пассивный доход и не легкий заработок, а инвестиции и труд. Очнитесь!

Как быстро наработать портфолио

Если услышите, то запомните: скорость — это не качество. А так можно выделить 3 способа:

  1. Бесплатно. Пресловутый TFP. Можно исключить денежные отношения, с визажистом, модельным агентством и стилистом, к примеру. Дешевый и самый медленный способ.
  2. Условно-бесплатно. Партнерские отношения и роль второго фотографа; тематические, социальные и общегородские проекты. Быстрее, но разница в качестве минимальна.
  3. Платно. Лучший вариант, если нужен быстрый старт. Наймите лучших специалистов в своем городе, проведите 3-5 съемок, выберите лучшие снимки; перед вами портфолио.

Как отбирать фотографии для портфолио

Вопрос количества и качества; подробно рассматривал в базовой заметке, ознакомьтесь. Чем-то удивить вас более не смогу, но взгляните на дополнительные советы, мало ли:

  • Портфолио — не трудовая книжка. Не нужно показывать все, что получилось хорошо; важно показывать то, на чем хотите специализироваться.
  • Качество — это не количество. Если фотографий 10, а не 20, то нужно пойти и отснять недостающие, а не доводить количество, подручными фотографиями, до 20.
  • Фотографии вне времени более ценны, но менее популярны.

Сколько фотографий должно быть в портфолио

Количество подчинено качеству и стилю — основа любого портфолио. Подробно, рассказал в базовой заметке, глава «отбор снимков», ознакомьтесь. Добавить могу следующее:

  • Оптимальное количество — частный случай, универсальных формул не существует. И главное — не нужно переживать, что мало покажешь, важнее другое — что покажешь.
  • Если заказчику нужен бизнес-портрет, то не нужно показывать ему свадебные снимки, или детские фотографии; несколько лаконичных портфолио лучше, чем одно большое.
  • 20 снимков — не догма, заказчик не ведет счет, лишь смотрит, изучает. Причем вас.

Какие снимки должны обязательно быть в портфолио фотографа

«Чего изволите?» — из речи официанта. Зачем вы так? Обслуживать спрос — неблагодарное, нерентабельное занятие. Формируйте спрос, продвигайте свое предложение:

  • Вместо снимков, которые гарантируют лайки, — снимете те, которые сделают вам имя и помогут найти своего зрителя (заказчика).
  • Вместо фотографий времени, показывайте «вне времени», которые позволят частично, если потребуется в будущем, обновить портфолио. Убрать один лучше, чем все разом.

Вы изначально задаете себе неправильный вопрос, смысл в другом — каких не должно быть.

Должен ли фотограф удалять старые фотографии из портфолио

Как, по-вашему мнению, устаревает фотография? Если:

  • Причина в трендах, то может не стоит за ними гоняться? Чтобы не переводить время и деньги на отбор, печать, размещение и продвижение сезонного портфолио.
  • Причина в техническом уровне, который сильно подрос на рынке, или в ваших глазах? Конечно, лучше удалить. Если это важный критерий.
  • Причина в стиле? Можно удалить. Опять же, важно не то, что вы уберете с витрины, а то, что следом выставите.

Как собрать портфолио, которое не стыдно показать

Боитесь шагнуть, а причина — возможный смех? Начните с вопроса, к самому себе: «Есть ли мне что показать?» С него вы начнете собирать свое портфолио, ведь как можно говорить про стыд, причем возможный, если еще ничего не собрано?

Составьте черновое портфолио, вот вам памятка; не сможете сами — поищите наставника, во многих городах есть Союз художников, советую заглянуть. Сможете заслужить их доверие — хорошо, нет — загляните в школу, или колледж, изобразительных искусств, возможно там вас услышат, помогут советом. Художники — непредвзятая оценка, в отличии от фотографов.

Каким должно быть портфолио начинающего фотографа

Действительно, есть нюанс — качество. Новичок — не мастер, навыки не те, но можно иначе поступить и тем выиграть:

  1. Формат. Найдите хорошего багетчика, который грамотно подберет паспарту для ваших лучших 10 фотографий. Интернет — витрина, встреча — личные продажи. Учитесь.
  2. Очередность. Показывайте сами, в нужной последовательности; чтобы заказчик видел гармоничную последовательность, в которой фотографии дополняют друг друга, а не соперничают между собой. Покажите заказчикам стабильность — увидят качество.

Продающее портфолио — это цель или самообман

Самообман. Любое продает, иной вопрос — что: эмоцию или продукт? Не хочу переубеждать вас, но составление портфолио — это не только навык, но и философия:

  1. Трудовая книжка. Смотрите, я работаю.
  2. Работы автора. Смотрите, я могу.
  3. Витрина. Смотрите.

Не все проходят эти ступени; не все абстрагируются от эмоций, предвзятой оценки; не все и в этом секрет: вы — это не все. Взрослейте, трудитесь, деньги следом придут.

Каким должно быть портфолио фотографа, электронным или печатным

Электронным и печатным:

  • Электронное портфолио — часть интернет-маркетинговой стратегии.
  • Печатное портфолио — образец итогового продукта.

Вначале пути можно сэкономить — отказаться от печати, пока не появится «костяк» — из 10-20 фотографий, но вы должны понимать, что без образца вашей продукции, вам будет трудно: убедить клиента в качестве печати, преимуществах отпечатков над цифровыми файлами. Про встречи с редакторами молчу — им интересна только печать.

Срочно нужно показать портфолио через интернет, а сайта нет. Что делать

Фотосайты в помощь:

Альтернатива — социальные сети. Не нравится? Попробуйте собрать сайт в конструкторе, но предупреждаю — впопыхах аляповато получится, хотя… если воспользоваться Squarespace и выбрать готовый шаблон, то сделаете быстро и очень качественно (да, сервис хорош).

Оптимальные характеристики изображений для портфолио в интернете

Смотря где публикуете:

  • Персональный сайт. 900-2000px по большей стороне, цветовой профиль — sRGB.
  • Фотосайты. 900-1200px по большей стороне, цветовой профиль — sRGB.
  • Социальные сети. Рекомендации разные: от 1000 до 1600px по большей до стороне, но алгоритмы постоянно меняются, единственная стабильность — sRGB.

Значение Quality (в LR, при экспорте, или в PS, при сохранить для web) лучше указать 80%, и аккуратно повысить резкость (умная резкость: минимальный радиус, максимальный эффект).

Где разместить портфолио в интернете

Если нужны лайки и «узнаваемость», то везде, где пожелаете. Если выйти на международный рынок, то обратите свое внимание на:

Это лучшие проекты, хотя есть и другие:

Вникайте, выбирайте и портфолио размещайте. 🙂

Как продвигать портфолио в интернете

Традиционно, можете на просторах соцмедиа обосноваться. Заработаете деньги — создадите персональный сайт, и его сделаете основной для своего портфолио. Появится время или свободные деньги — контекст, SEO и партнерство — отлично дополнят интернет-стратегию.

Если вас интересует охват, то ваш приоритет — отслеживание упоминаний: штудирование не только соцмедиа, но и форумов, тематических площадок; можно открыть новые рынки, найти своего зрителя — привлечь внимание к творчеству, продвинуть портфолио.

Как демонстрировать свое портфолио клиенту

Хороший вопрос, только он не по адресу. Хороший продажник знает больше меня, думаю вам лучше пройти обучение, или временно устроиться на работу в магазин тканей, элитной обуви или изделий ручной работы. К примеру.

Нет времени или желания — не проблема, вы можете, под видом клиента, подсматривать все, или многие, нюансы работы с клиентом: как передать продукт, как описать его качественные, художественные ценности.

Появится уверенность, в данном вопросе, опубликую отдельную заметку в блоге. А пока так.

Ты интересен заказчику, он смотрит твои фотографии, но критикует. Что делать

Классика. Проблемный (потому-что не ценит, но требует) клиент пытается понизить, в глазах автора, оценку продукта, чтобы получить скидку. Как поступить — зависит от вас:

  • Можно уступить. Дать скидку, прогнуться под клиента.
  • Можно опровергнуть. Подобрать аргументы, чтобы не изменить ценник.
  • Можно не начинать холивар и просто уйти. Репутация не пострадает, нервы тоже.

Как поступать вам — не знаю.

И должен ли?

P. S.

Читаю электронные письма, сообщения ВКонтакте. Появится интересный и полезный вопрос — дополню заметку.

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш,

Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: