Отбор снимков позади, головная боль впереди — где разместить свое портфолио? Фотосайты — первое, что приходит на ум, но большинство из них посещают коллеги: так же размещают, продвигают и обновляют свое портфолио. Лайки, комментарии, знакомства — наверное, этим можно себя успокаивать, но стабильный доход важнее медийности. Если призадуматься, хоть на минутку, то начинаешь понимать, что Behance — отличный проект, но в России, для жизни в глубинке, он совсем непригоден: частный заказчик предпочитает «сарафан»; не против, или готов искать, но только в рамках выдачи поисковых систем.

Печатное портфолио — актив, но только при условии личного контакта. Оставить, выставить, расценивать как пассивную рекламу, папку фотографий или фотокнигу, нельзя; и вновь перед фотографом проблема — где разместить свое портфолио? Конечно, можно «вырвать одну-две страницы из портфолио», превратить их в баннер, к примеру, но это не портфолио, а реклама, одиночная фотография для ознакомления. Заметит ли кто? Большой вопрос. Закрадывается, и очень давно, мысль, что индустрия устроена иначе, чем принято считать, и нет сомнений, что продвижение — самообман, фотограф попросту обслуживает сервисы и компании.

gde-fotografu-razmestit-svoe-portfolio-001

В интернете

Поиск заказчика — возможность поработать, создать свою фотографию; доход — следствие и попытки заменить результат продвижением лучше пресекать, чтобы не впасть в соблазн — не хлеба, а славы. Социальное положение — нестабильная, бессмысленная цель, ради которой, себе во вред, фотограф получает корочки, отзывы, временное признание.

Боюсь, но подмечу, что фотограф, может приписать себя к интеллигенции, вот только менять, понимать и править, в себе, придется многое. Ведь интеллигент — деятельность, воспитание; речь не про корочки, а про содержание человека. Таких, среди фотографов, немного. Валерий Плотников — наиболее значимый и в тоже время — наименее видимый из всех.

В интернете мало его работ, но в его портфолио весь свет ушедшей эпохи, достаточно взять в руки одну из его книг и перевернуть страницу; и еще. Человек трудится, честно ест свой хлеб и при этом — не собирает славы. Конечно, мир автора формирует жизнь, но кем быть — этим «заведует» человек.

Свое первое портфолио можно разместить в сети, чтобы прощупать вкусы местных клиентов и скорректировать интернет-стратегию. Социальные сети — не про портфолио; качество, как и формат, изменилось — все очень печально и расслабленно. Пассивное продвижение ушло и его место заняли лиды — отслеживай, помогай и завлекай. Работает, но «кушает» время.

Из фотосайтов можно выделить PhotoVogue. В его формате, портфолио — ставка на будущее: прямое партнерство или возможность представить свою работу в рамках ежегодной выставки «101 photographers». Да, перспектива — время, инвестиция, но Vogue быстро окупает затраты и если угодить редакторам «там», то «здесь» изменится клиентура, начнут «понимать».

Основное портфолио можно разместить на сайте и это удобно, но затратно, без комментариев и славы. Иному непонятно — зачем содержать свой ресурс, когда вокруг все бесплатно, и сыр от этого слаще. Персональный сайт — витрина: к ней привыкают местные, ее находит клиент и она помогает зарабатывать, если целенаправленно ею заниматься.

gde-fotografu-razmestit-svoe-portfolio-002

И за его пределами

За пределами интернета — жизнь. Пройдет еще десяток лет и многие в этом усомнятся. Быть может. Не хочу забегать вперед, лишь с интересом смотрю на возможности:

  • Фойе. Традиционно, его украшают картины, но что мешает договориться — привести, в качестве примера, ЗАГС, который давно превратили в галерею, зачастую — личную.
  • Книги. Регионы любят себя, им лестно, когда малым тиражом издают летопись: улиц и фасадов зданий, выдающихся деятелей и событий добрых лет. Затратно, но вечно!
  • Календари. Корпоративные — продукт и оплата, социальные авторские — портфолио, в каком-то смысле — карманная версия. Павел Аплетин, спасибо за пример!

Конечно, все меркнет перед экспозицией в музее, но пока об этом говорить не могу; не дорос.

P. S.

Для фототусовки и понтов — множество решений, для заработка, и творческой жизни — куда меньше. В профессии для меня важны снимки и доход, беготню за статусом как-то не понял и сомневаюсь, что вкус жизни такой, каким его формирует индустрия.

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.
Ваш,
Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: