zachem-fotografu-sobstvennyj-sajt

«Я не особо рвусь тратить время на внимательное изучение портфолио каждого встречного. Оставьте документы в машине — мне нужен ваш сайт. И десять минут, чтобы его изучить. Если у вас нет сайта — создайте, а потом пришлите мне ссылку.»

/Элинор Уильямс/

Благодаря соцмедиа, отныне персональной страничкой в интернете может обзавестись любой желающий, причем не затрачивая много времени и не касаясь технической части вопроса (и в этом, безусловно, видна одна из главных причин, почему большинство из нас не торопится не только с разработкой собственного веб-сайта, но и с мыслью о нем).

Свое первое портфолио в интернете я опубликовал на личной странице ВКонтакте. А позднее перенес его на публичную. Еще чуть погодя — вернул все как было (поскольку появился блог и с этого момента я больше не видел смысла в общении на публичной странице ВК).

В промежутках были Facebook, Instagram, Одноклассники и ряд фотосайтов из списка. Всюду мне виделись преимущества: в соцмедиа — близок к аудитории, в редакторских подборках — к преуспеванию в ремесле. Но, со временем, мое понимание ситуации изменилось. В «Сетях» я стал видеть ограничения: аудитория фрагментирована, проекты быстро выгорают и т. д. Нет долгосрочной перспективы и от фотосайтов, потому что коллекционеры (в России по крайней мере, — ред.) предпочитают обращаться напрямую к автору, — и заставить их покупать через международную площадку… в общем, тот еще квест. 🙂

Признаться, вся эта «беготня» мне надоела и я обратил внимание на собственный веб-сайт, — его создал друг, еще в далеком 2013 году (а блог в 2014, — ред.), в надежде что я смогу что-то из этой затеи «выжать», но «выжать» получилось лишь в 2017 году, когда я понял, что сайт — главная онлайн-инвестиция современного ремесленника.

Свое лицо, голос и место

Все началось со слов Георгия Колосова:

«Собственный сайт для фотографа — в каком-то смысле, возможность выстроить объективное мнение о самом себе, в глазах своего зрителя; кристаллизация мысли — наверно, более точно будет сказано.»

В определенном смысле, самостоятельное наполнение сайта — сродни работе куратора. Итог, как верно подметил Георгий Мстиславович, прост: рассказ о том, кто мы есть, чем живем, кто может к нам обратиться и главное — почему? И в этом повествовании (как и в любом другом, если так подумать) имеет большее значение вовсе не то, все ли мы сказали или нет, а все ли, в глазах зрителя, взаимосвязано?

«Возможность полностью изменить верстку», — то, чего не хватает на чужих платформах (на всех, от фотосайтов до соцмедиа), тогда как в рамках своего проекта мы ограничены только, с позволения сказать, своей фантазией. К примеру, разрабатывая сайт на WordPress мы можем с базовыми шаблонами «играть», можем обратить внимание на готовые предложения, или идти своим путем, т. е. самостоятельно сверстать тему оформления (с нуля, или на основе готовых, как бесплатных, так и платных решений).

Все это помогает создать подлинно свою «страничку в сети», и причем без ограничения к ней доступа, что нередко устраивают владельцы соцмедиа и фотосайтов. И я всегда был против, и таких методов (по сути — принуждение) расширения аудитории, и самой необходимости что-то где-то указывать о себе, чтобы посмотреть портфолио фирмы или мастера.

Безусловно, разумные интернет-пользователи ценят внимательное отношение к себе и к тому, как им предоставляется информация, и это вызывает большее доверие, нежели безликий, и не пойми чей (на самом деле, — ред.) аккаунт в соцмедиа, к примеру. И доверие регулярно будет закрепляться, поскольку каждое повторное открытие сайта повышает «узнаваемость бренда», а проще говоря: способствует узнаваемости мастера и его профессиональной деятельности.

Уверенность в завтрашнем дне

В рамках соцмедиа или фотосайта, любой автор — обслуживающий персонал. Своим трудом, жертвуя время жизни, мы заменяем целые издательства, причем бесплатно — просто за право быть в определенном сегменте интернет-сообщества. В любой момент, часть наших данных и усилий — могут присвоить или уничтожить, а нам — запретить доступ к ресурсу.

В случае с личным сайтом, все иначе:

  1. Гибкость в плане контента и способов продвижения — защищает сайт от большинства проблем, связанных с падением внимания к своему творчеству. (Если «сеть выгорела», то пользователь теряет все, владелец сайта — просто один из источников трафика.)
  2. Законодательство большинства стран менее деспотично, в отличии от соцмедиа и если «не нарываться», то никто не заблокирует твой ресурс; причем без предупреждения — как это обычно происходит в социальных сетях (узнаем постфактум, — ред.).
  3. На период каких-то серьезных локальных социальных потрясений, если есть опасения — всегда можно сделать рабочую резервную копию, или сменить хостинг-провайдера; когда все закончится — вернуть все обратно.

<…>

Вместо заключения

Мягко говоря, я не совсем понимаю, зачем я вложил столько времени и сил в соцмедиа, да-да, с учетом полученной выгоды от привлеченного внимания к своей деятельности, поскольку ни проходило и пары-тройки лет, чтобы не угасала одна площадка, а ее место не занимала новая; ну ли просто — другая. (А тем временем персональные веб-сайты оставались актуальны.)

Вспоминая, как я пытался «полюбить» Одноклассники, Facebook или Instagram, я улыбаюсь и мне правда — смешно, от мысли, что я добровольно «сливал трафик» на их страницы; вместо того, чтобы наоборот: аккумулировать трафик из соцмедиа на своем веб-сайте…

Конечно, это опыт, но нужно было изначально учесть уже имеющийся; я ведь из поколения, в памяти которого еще свежи воспоминания «взлетов и падений» IRC, ICQ, Jabber, Skype и мне стоило изначально играть вдолгую, развивая собственный веб-сайт.

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш,

Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: