Сегодня мы поговорим о портфолио фотографа. О его назначении, виде, особенностях. Определим и разберем рекомендации, которые необходимо помнить при создании продающего портфолио.

Статья пишется для портретистов, но будет полезна приверженцам и других жанров, т. к. содержит основы.

Приступим.

Задачи портфолио

portfolio-fotografa

Формирование грамотного портфолио для фотографа — первостепенная задача.

Без примеров работы, невозможна демонстрация своего опыта, навыков, стиля, трудно представляется и диалог с потенциальными клиентами, которым необходимо взглянуть на фотографии автора, а не слушать бизнес-речь.

Иными словами:

Если у вас нет портфолио — вам нечего продавать.

Создание портфолио преследует простую цель — демонстрация своих работ, языка повествования и навыков, позволяющих творить в рамках авторского стиля, мира. Роль гаранта, вашей компетентности решить проблему заказчика, выполнить поставленную, в рамках ТЗ, задачу.

Но не стоит бездумно вываливать в сеть (печатать в папку/буклет/книгу) свои фотографии и ждать клиентов, давайте еще чуть-чуть подумаем.

Прежде чем создавать свое портфолио, уместно посмотреть вокруг, на других фотографов. Оценить их портфолио, обозначить привлекательность своих работ на их фоне и определиться с целевой аудиторией (далее — ЦА), на которую вы настраиваетесь.

Ваше портфолио не должно нравится всем, угождать массовой публике. Его задача — привести именного вашего клиента.

Как это сделать?

Это тема отдельного разговора (можете оставлять заявки в комментариях, с удовольствием напишу подробный гайд), но «уроним» пару фраз:

  • Выбирая жанр и стиль съемки, фотограф, неосознанно, определяется с аудиторией, на которую направлено его творчество.
  • Порядок, содержательность и единство повествования в портфолио, укажет на грамотность фотографа. Поверьте, это оценит клиент, который ищет надежность, а не бомбилу на раз.

Портфолио фотографа обязано задерживать зрителя. Останавливать его при просмотре, побуждать задаваться вопросами. При ознакомлении, потенциальный клиент может всего и не понять, но это станет соблазном, провокацией, интригой, которая и приведет его к вам на встречу, а там не плошайте. 🙂

Количество фотографий в портфолио

Говоря о количестве фотографий в портфолио, уместно забыть про арифметику. Фотографу вновь необходимо подумать и снова — над собой.

Желает он показать много или качество?

Увы, но эту задачку решают единицы. В большинстве портфолио царит кавардак: перегружены жанрами, стилями, не имеют общего тона повествования и создают двойственное впечатление в глазах потенциального заказчика.

Кто не верит – может забежать на множество сайтов (google помогает), где с трудом можно догадаться (а не понять) какой жанр фотографии «исповедует» автор. И людей он снимает, и авто, и еду, и цветы, и строения, и предметку, и интерьеры, и…

Список можно продолжать долго. Каша в голове образовалась? В этом и проблема.

Даже неопытный и далекий от искусства человек, прекрасно понимает – невозможно быть мастером во всем, а посредственностью – с легкостью. Именно многостаночника он и видит в этих карточках, попутно спрашивая себя: «А зачем мне такой автор?»

Да, действительно. Бардак в работах является наглядной демонстрацией бардака в голове и как следствия – слабости работ.

История фотографии знала (и знает в наши дни) авторов, которые могли совмещать пару разных жанров и достигать творческих высот, грамотности повествования в своих фотографиях. Это реально, но при условии — у «разности» есть нечто общее.

К примеру:

Иногда, портретисты снимают для себя (или же по заказу) натюрморты, пейзажи или картинки для фотостоков. Практикуется светопись, навыки построения композиции, которыми можно воспользоваться и при фотосъемке портретов.

Но если вы вначале пути и не гонитесь за количеством фотографий в портфолио, то смело заглядывайте в современные СМИ:

Которые переполнены разносортной информацией. Не имеют порядка и грамотности. Полнейший кавардак в содержании. На соседних полосах могут «жить» и новости спорта, и культуры и некролог.

И не повторяйте их ошибок — сортируйте свои фотографии. Как? Сейчас поясню.

Портфолио фотографа — мир автора. Портфолио бизнесмена — трудовая книжка.

  1. Научитесь разделять коммерческую фотосъемку и работу на портфолио, свои творческие изыскания. В примерах ваших работ не должно оказаться случайных фотографий.
  2. Не стремитесь протоколировать каждый шаг своей деятельности (отсняли — показал, заказали — репортаж). Не превращайте свое портфолио в «инстахлам».
  3. Не задумывайтесь о периодичности. В маркетинговых планах участвуют фотографии другого уровня и преследуют иные цели. Появится что-то ценное — опубликуете. А там хоть 2 дня подряд, хоть 1 раз в год.
  4. Оптимальное стартовое количество фотографий в портфолио — 20.
  5. Устаревшие, потерявшие актуальность, не вписывающиеся в ваш нынешний стиль фотографии убирайте с глаз. Количество ради объема — утопия и кавардак.
  6. Помните правило: Опубликуете 20 (любое количество) отличных фотографий — воспримут как данность и забудут. Опубликуете одну плохую — запомнят навсегда.
  7. В портфолио добавляются работы, способные выдержать проверку временем, задержать внимание, «выбить» слезу, задеть/зацепить, вызвать отклик в сердце зрителя.

Выбирая снимки для портфолио, размышляйте отстраненно. Забудьте о своем авторстве, пережитых эмоциях.

Смотрите здраво и решайте:

  • Интересен снимок зрителю?
  • Ценна фотография по прошествии лет?
  • В работе видна ваша индивидуальность?

Ваша задача — сформировать в своей голове узконаправленное направление, которому вы станете следовать. От съемки к съемке, из года в год. Такой подход может показаться странным, но поверьте, кто бьет в одну точку — непременно достигает поставленной цели.

Возможно, на первых порах творчества это повлечет за собой некоторый отток заказчиков (и почитателей) и как следствие – финансовых поступлений, но в дальнейшем — окупится. Причем как в финансовом вопросе, так и в плане личностного роста и изобразительной грамотности. Вас перестанут считать «официантом», а это начало уважения.

portfolio-fotografa-sti

Пока вы отбираете фотографии, я расскажу о видах портфолио.

Виды портфолио

Портфолио фотографа принято разделять на две категории, основанные на физическом облике и технологиях создания.

Портфолио в электронном виде

К данному виду относятся:

  • Персональные сайты-галереи.
  • Портфолио, размещенное на сторонних ресурсах (сообщества фотографов).
  • Социальные сети.
  • Слайд-шоу.
  • Набор картинок, россыпью.

Портфолио печатного вида

К данному виду относятся:

  • Печатные снимки.
  • Фотокниги.
  • Снимки, обрамленные в классическое паспарту.

Вот основа классификации, а теперь разберем каждый вид в отдельности. Начнем с цифровых портфолио.

Персональные сайты-галереи

portfolio-fotografa-site

Плюсы:

  • Возможность управлять качеством демонстрируемых работ, что позволяет донести изображения до зрителя без серьезных видимых искажений.
  • Доступ из любой точки мира, что несомненно удобно для «приглашения» новых зрителей и потенциальных клиентов.
  • Авторская манера демонстрации своих работ.
  • Итоговое впечатление о вас, как о творце, без лишних отвлекающих деталей.
  • Возможность структурировать все данные на едином ресурсе и не зависеть от форс-мажоров.

Минусы:

  • Финансовые затраты. Как на создание, так и поддержание в рабочем состоянии.
  • Во множестве вопросов потребуется прибегнуть к помощи специалиста, а то и вовсе доверить «власть» над сайтом иному лицу, чтобы не забивать свою голову лишним.
  • Определенное количество затраченного времени на «обкатку» получившегося проекта.

В целом, на мой взгляд, это самый удобный и надежный вариант для портфолио в электронном виде. Сочетает в себе (столь важные) надежность, удобство и качество. Что разумеется, важно для серьезных мастеров и работы с грамотным заказчиком. Сайты-галереи являются долгосрочными проектами, с перспективой развития. Само наличие грамотного ресурса, с первых же секунд, позволяет понять зрителю, что он заинтересовался творчеством надежного и ответственного мастера.

Портфолио, размещенное на сторонних ресурсах (сообщества фотографов)

portfolio-fotografa-social

Плюсы:

  • Частичная возможность управлять качеством демонстрируемых работ.
  • Демонстрация отношения к своим работам со стороны общественности (весьма спорный плюс, но все же).

Минусы:

  • Отсутствует удобство доступа для потенциального клиента. Наши потенциальные клиенты не сидят в сообществах, будьте реалистами и не тратьте время на «павлиний хвост» в кругу коллег.
  • Примитивная настройка навигации и внешнего вида, однотипность.
  • Падение авторитетности в лице заказчика. Ведь если у вас нет возможности разместить свое портфолио на авторской площадке, то увы, это говорит об отсутствии вашей востребованности. Это маленькое, но «пятно» последующего просмотра ваших фотографий.
  • Зависимость от «иных факторов». Сколько «проживет» ресурс, как вам улыбнется администрация и сколько лицемерия и ругани вы способны вытерпеть (только ради чего? Гордыни и своего Я?).

В целом, сообщества фотографов, необходимы лишь для общения с коллегами. Узконаправленная сфера, которая никак не интересна обывателю и заказчику. И единственный весомый плюс – качество, достигается лишь на малой части таких порталов.

Социальные сети

portfolio-fotografa-social-media

Плюсы:

  • Относительное удобство доступа.
  • Относительная надежность.
  • Возможность быстрее заявить о себе, «сколотить» целевую аудиторию.
  • Удобство общения с потенциальным клиентом.
  • Как стартовая площадка, для последующего визита на сайт, к грамотному и качественному варианту портфолио.
  • Относительное удобство навигации.

Минусы:

  • Качество сервиса изображений крайне низко, что накладывает ряд ограничений при демонстрации своих работ.
  • Возможность быстрого превращения своего портфолио в свалку.
  • Необходимость высокого онлайна.
  • Серьезная зависимость от надежности ресурса. Сегодня популярна одна соц. сеть, завтра другая. А через год – совсем иная. Это подталкивает к постоянному мониторингу «пульса выбранной площадки» и регулярной смене акцентов, или очередному размещению портфолио с нуля…
  • Довольна низкая платежеспособность, даже саморожденной целевой аудитории. Большинство приходят в соц. сети лишь посмотреть кошечек/собачек, прожечь время, пообщаться, а не искать специалиста.

В целом, соц. сети весьма полезное дополнение (ключевой момент) для основного портфолио. При грамотном сочетании с сайтом и постоянном администрировании, вы заметите массу плюсов благодаря «социальному сарафану» и удобству удаленного общения с клиентом. Но подводные камни не стоит забывать. «Мода» ежедневно что-то рассказывать запросто может превратить некогда оригинальное портфолио, в огромную свалку из 500+ работ, в которых мало кто захочет ковыряться и понимать – как же вы работаете именно сейчас. К тому же, только наличие страницы в соц. сети, может натолкнуть на мысль – вы однодневка, или студент, которому не хватает «пиастров» для оплаты обучения. А это определенная ниша и качество работ.

Слайд-шоу и набор картинок, россыпью

Бегло, стоит упомянуть об этих малозначимых и непопулярных видах портфолио.

Прошли времена, когда фотографы отправляли свои работы по электронной почте и ждали ответа. Это неудобно, глупо. Как для вас, так и для зрителя. Разумеется, весьма нелепо смотрится и демонстрация своих фотографий на планшете. Вы затрачиваете уйму времени на организацию встречи с потенциальным клиентом, и… Ради чего? Крутить перед ним планшетом и говорить: «А вот смотрите и т.д., и т.п.» С тем же успехом человек мог зайти к вам на сайт или страницу в соц. сети и пролистать тот же список… Только затратив на это минуту (указывается основываясь на объективном понимании уровня работ, исходя из такой организованности и подхода к делу), а не час, а то и более (добираясь в другой конец города).

Уважайте своего зрителя и не ленитесь, ведь есть более удобные (для обеих сторон) типы портфолио. Завоевать статус «бомбилы» или «зайки» проще всего. Но как показывает история, из этих ниш труднее и выбраться. Думайте на шаг вперед, а порой – на два.

Слайд-шоу

portfolio-fotografa-slide

Некогда этот вид портфолио был утрачен, по объективным причинам, но сейчас вновь появляется в арсенале многих мастеров. В чем тут дело? В узкой направленности. Создавая короткий ролик, при помощи звукового сопровождения, можно расставить акценты восприятия (да и в целом порядок хода снимков, как вы считаете верным) и полностью управлять зрителем. Этим то и стоит пользоваться. Потрудились вечер, создали ролик. Разместили его, к примеру, на ютуб и забыли. Но однажды может возникнуть ситуация. Вы погружены в съемочный процесс, а вокруг масса зевак (это часто знакомо коллегам-свадебщикам), которым можно ненавязчиво преподнести свое портфолио. Тут то и помогает слайд-шоу. Пару кликов и ролик с ютуб, крутится на самом большом экране перед десятками потенциальных клиентов. Удобно, правда? Это то и заметили свадебные фотографы, чьи мысли в маркетинге порой удивляют, но радуют подкрепленным практическим опытом.

Если подытожить, то все виды цифрового портфолио преследуют одну цель – удобство. Доступа, демонстрации, обновления, создания и развития целевой аудитории. Соц. сети лидируют в вопросе доступности, а персональные галереи – в вопросе надежности и качества. Но все портфолио в электронном виде объединяет одно – это не истинное лицо вашей фотографии. Оно ограничено рядом технических условий, ключевое из которых – видимость результата путем свечения на экране. Тогда как в жизни, мы видим окружающий нас мир в отраженном свете, что и влияет на восприятие фотографии и ее реальный вид. Углубляться в это не буду, все расписано в соответствующих статьях. (говоря о восприятии и облике итоговой фотографии)

А теперь разберем портфолио печатного вида.

Печатные снимки

portfolio-fotografa-photo

Плюсы:

  • Эталонный вид вашей фотографии. Зритель ее видит такой, какой ее создал автор.
  • Тактильное восприятие.
  • Видимость фотографии в отраженном свете.
  • Возможность управлять уже готовым рассказом (с помощью размера печатного оттиска, мы способны корректировать акценты зрительного восприятия).
  • Для заказчика это великолепная демонстрация ваших работ, за стилистикой исполнения которых, он к вам обратился.
  • Удобство транспортировки (в сравнении с другими физическими версиями портфолио).

Минусы:

  • Необходимость личной встречи, для демонстрации такого портфолио (хотя и неоднозначный минус)
  • Необходимость посещения типографии, собственно зависимость и временные затраты.
  • Трудность в поисках грамотных специалистов в сфере печати фотографии. К сожалению, сей факт пугает. Даже в нашей столице (и культурной, и которая не очень) типографию, в которой бы все настраивали и делали как надо – замучаешься искать.
  • Недолговечность. Где-то что-то не усмотрели, пролили и «привет», вновь печатаем испорченный снимок в портфолио.
  • Дополнительные финансовые затраты, хотя и смешно писать сей пункт. Но увы, еще не «умерли последние мамонты», жмущиеся за копейку затрат…
  • Замена снимков в портфолио, рождает «проблему» — куда девать ненужные фотографии? Ответ прост – дарить, или хранить. При умелом подходе и доброй душе – сей минус превратится в плюс, попробуйте.

Собственно искомая и вечная фотография. Эталон, который создает фотограф. Минусы заключаются лишь в отходе от пиксельного мира, который так плотно опутывает свой паутиной. Хотя и с маленькой поправкой на халтуру наших типографий, но это отдельная тема для разговоров. В целом, печатное портфолио необходимо фотографу, стремящемуся творить и быть истинным сыном этой сферы искусства. Именно такой человек, способен обратить «минус» личной встречи в весомый и неоспоримый плюс. Когда незнакомый человек погружается в ваш фотографический мир, и вы не замечаете ход времени. Разговор затягивается, вы узнаете массу нового и интересного о человеке, с которым будете работать уже скоро. А сегодня, вы лишь подготовили все условия, для создания последующего шедевра.

Фотокниги

portfolio-fotografa-book

Плюсы:

  • Тактильное восприятие.
  • «Оригинальный» вариант преподнести зрителю ваши работы.
  • Лицезрение в отраженном свете.
  • Возможность создания рассказа в процессе верстки фотокниги.
  • Относительное удобство транспортировки.

Минусы:

  • Личная демонстрация клиенту.
  • Существенная зависимость от типографии.
  • Невозможность дополнить такое портфолио новыми работами.
  • Это не фотография, а лишь коллаж. А порой – печатная раскадровка, с целью заполнить пространство.
  • Недолговечность. Что-то пролили, уронили… Вновь печать, целиком и полностью.
  • Качественный продукт стоит дорого.
  • Узкая специфика применения.
  • Невозможность полностью контролировать и гарантировать итоговый вид фотокниги.
  • Невозможность демонстрации большой аудитории зрителей. Вы не можете повесить фотокнигу (подобно традиционной печатной фотографии) на стену и обсуждать ее с большим количеством зрителей.

Весомых минусов очень много, что делает фотокнигу отнюдь не массовым вариантом для портфолио. Да, она нашла свое применение в свадебной фотосъемке и прочих конвейерных интерпретациях фотографии, но все же не стоит забывать «титула», коим награждены фотокниги – продукт. Это более лаконично позволяет пояснить почему она применима в вопросах халтуры и скорости. К тому же неоправданная стоимость (обложка дороже содержимого) и посредственное качество печати содержимого страниц – делают фотокнигу «рабыней» отрасли, где правят ванильки и няшки.

p.s. имеется исключение, когда автор занимается производством фотокниг с целью продажи фотопроекта, или же оставляя наследие своей творческой жизни, но тамошние законы и стандарты специфичны и не рассматриваются в рамках этой статьи.

А теперь, коротко поговорим о третьем варианте портфолио в печатном виде.

Снимки, обрамленные в классическое паспарту

portfolio-fotografa-p

По большому счету, такой вид портфолио перенял от классических печатных снимков все плюсы и минусы, немного добавив своего. А именно:

Плюсы:

  • Облегчает визуальное восприятие.
  • Долговечность, защита от «оплошностей» внешней среды.
  • Эстетическое удовольствие и статность, подчеркиваемое паспарту.
  • Добавление «воздуха», для все того же, улучшенного и акцентированного погружения в фотографию.

Минус:

  • Стоимость изготовления.

Портфолио, значимость работ которого, подчеркнуто грамотным паспарту – имеет существенный вес. Т.к. настраивает зрителя на определенную «волну» и позволяет вести разговор в иной манере повествования. Хотя нужно понимать, что данный вид портфолио подойдет далеко не всем (необходима соответствующая обстановка, простор, атмосфера, ценовой и культурный уровень клиента).

Вот мы и разобрали варианты портфолио в печатном виде. В чем же его плюсы? В грамотности! Это эталонный вид фотографии, который вы можете продемонстрировать вашему зрителю, заказчику. Аналогично цифровой версии, имеются огрехи и узкие направленности.

Общие рекомендации по созданию портфолио:

  • Портфолио — ваша визитная карточка. Хотите получить серьезную работу — вызовете чувство доверия, надежности и профессионализма.
  • Уровень фотографий в портфолио должен соответствовать уровню ЦА, на которую вы планируете выйти. Малейший просчет и вы обзаведетесь «не тем» клиентом.
  • Не ограничивайте себя одним видом портфолио, комбинируйте. Для «приманки» и дистанционного общения используйте персональный сайт (социальные сети), а на встречу приносите печатные версии ваших работ.
  • Если вы работаете в разных жанрах, то ваше портфолио: 1 жанр — 1 подборка фотографий. Одного портфолио для всех ситуаций не существует.
  • Некоммерческие работы в приоритете. У вас был творческий проект и снимок оказался в портфолио? Скажите об этом потенциальному заказчику. Творческие фотографии позволяют оценить предел возможностей фотографа, когда он не ограничен мнением со стороны.

Портфолио фотографа — его лицо и отражение души. Не спешите его демонстрировать широкой публике, возможно у вас в руках бета-версия и стоит показать более узкому кругу людей. Друзьям, родным, коллегам. Главное чтобы их взгляд совпадал с предполагаемой ЦА, иначе ваше действие бессмысленно.

Обновление портфолио

Вынужден оставить субъективное мнение, т. к. не работаю на всех, а только на свою аудиторию. В моем случае работает, возможно и вам пойдет на пользу.

  • Избегайте трендов. Сезон того, сезон сего… Закабаление. Ежегодно вам нужно подстраиваться, выполнять правила, а цель? Быть на плаву. Не вижу выгоды. Т.к. ежегодно модное портфолио устаревает и точно говорит о временных рамках, когда создавались снимки. В моем понимании — это клеймо и неуместно в продающем портфолио.
  • Избегайте кардинальных перемен. Если необходимо заменить 50% (и более) фотографий — не спешите. Вполне вероятно вы ошибаетесь. Дайте отдохнуть глазам, забыть о портфолио. Если спустя неделю мнение не изменилось — корректируйте, но знайте, вы ошиблись в прошлом и снимали по трендам, или в роли официанта.
  • Используйте «буфер обмена». Решили добавить фотографию в портфолио? Не спешите, отложите ее на месяц-другой. Пускай полежит в дали от глаз. Забудьте о ней. Прошло время, взглянули и… Еще интересна? Ответ «почему» развернутый и с аргументами? Смело добавляйте фотографию в портфолио. В противном случае — урна.
  • Оценивайте долговечность фотографии. Ваше портфолио должно жить, желательно годы. Если снимок носит конвейерный характер или «пахнет популярностью» — не стоит его размещать в авангарде, возможно его место в Instagram.
  • Помните, хорошее портфолио — ваш мир, который вы создаете средствами фотографии. Эти работы продолжение вас. Реакция на мир, интерпретация чувств и взглядов. Если новая фотография выбивается из общего потока и не характеризует ваш стиль — оставьте ее вне портфолио. Не искажайте мнение аудитории о вас.
  • Периодичность обновления — показатель силы портфолио. Если обновления ежедневны — фастфуд. Если снимки способны долгое время не терять актуальности и приводить вашего клиента — вы грамотно подобрали демонстрационные фотографии.

Обновляя портфолио, всегда думайте о «завтра». Такой подход убережет вас от ошибок.

Продающее портфолио

Советы просты, опять же, из личного опыта.

  • Обозначьте свое уникальное торговое предложение. Иными словами — стиль, о котором я твержу на каждом шагу. Вы должны выделиться среди других фотографов, только тогда портфолио будет продавать, в иных случаях — работает маркетинг, сам фотограф.
  • Структурируйте портфолио. Создавайте категории для каждого жанра, не берите на встречу (не показывайте дистанционно) все направления своей деятельности.
  • Покажите надежность. Большинству заказчиков необходим стабильный результат, без эксцессов. Не выкидывайте фортель.

Говоря о продающем портфолио, стоит помнить:

Рынок переполнен и клиент выбирает среди множества предложений. Если вы не будете выделяться на фоне других, то на каком основании он сделает выбор в вашу пользу? Отличиться — это гораздо больше, чем просто снизить цену.

Заключение

Портфолио — собрание работ фотографа, эдакий молчаливый посредник между миром автора и требованиями заказчика. Достойная «витрина» формируется долго. Месяцы и годы кропотливого труда.

Надеюсь, своими советами, я ответил на все ваши вопросы и смог уберечь от ряда ошибок. В противном случае, смело обращайтесь в комментарии. Дополню и расскажу все, что потребуется.

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш,
Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: