Сегодня мы разберем основные ошибки, которые допускают фотографы в рассказах о себе.

Приготовьтесь к большому количеству букв и необходимости думать.

Начнем.

obo-mne

Обо мне — излюбленная тема в наши дни, которой отводятся отдельные страницы сайта, журналов, личных пиар-презентаций. Но так ли важно заявлять о себе биографией при жизни? И так ли необходимо указывать хронологию своих шагов для общественности? Ведь вы же творческая личность и отличаетесь от мирского человека, верно?

Классика «обо мне»

В классическом понимании, «обо мне» — страница, рассказывающая о достижениях автора и как следствие — попытка заявить о себе. Беда лишь в том, что все чаще люди стремятся говорить, когда уместней промолчать.

Новичок, подталкиваемый народным мнением, подходит к рассказу о себе весьма рьяно. Зачастую это «откат» ко времени кормления молоком матери и рассказывание о «трудности его шагов»: как рос, как учился, как ходил мыть пол к мастеру и где в итоге ему улыбнулись.

Разумеется, необходимо еще вовремя себя «короновать», но для начала — оглянуться по сторонам и найти готовый шаблон с «продающим» повествованием.

Но даже классика, содранная под копирку, вызывает негодование:

Ох и список, ох и требования! – вопит новичок, но продолжает торопливо читать биографии коллег, предшественников и следовать ранее созданному (не под него) «шаблону». В итоге получается (в 99% случаев) коктейль «пафос» в авторской упаковке и замирание в ожидании — кто клюнет.

Но стоп! Давайте подумаем!

Так ли необходимо тратить драгоценное время на лобызание себя любимого?

Основные ошибки в рассказах о себе

За время существования статьи, я трижды ее переделывал. Изначально это было личное отношение к рассказу о себе, затем — взгляд действующих сторон: фотограф и заказчик. Но теперь я вношу правки и оставляю мысли о том, как воспринимается «обо мне» клиентами.

Почему?

Ответ прост: коллеги должны слышать свою целевую аудиторию (ЦА), говорить ей нужное и понимать, что личное мнение о себе — никому не интересно.

Люди интересны друг другу настолько, насколько они друг другу полезны.

Запомните это, а я перечислю основные ошибки.

Родился тогда-то…

Согласитесь, большинство начинает свое повествование с указания даты рождения и возраста.

По большому счету — это глупость, и непонимание, что обо мне — это не биография.

Возраст никак не влияет на портфолио, мастерство и опыт.

«Шарик» населяет более 7 миллиардов человек и никому нет дела, когда и где вы появились на свет.

Семейное положение, состав семьи

Социальные сети восполнили потребность общества в сплетнях. Теперь всем известно семейное положение собеседника, количество детей, наложниц и т. д. Вы никого не удивите своим «откровением» и главное — не решите проблему ЦА.

Помните, что люди приходят на сайт фотографа с необходимостью определиться:

Полезны вы или нет.

Любовь и сортировка

В большинстве рассказов мы видим:

Люблю то…

Люблю в жизни это…

Люблю…

Особенно этим грешат женщины, они более эмоциональны и мы это простим, но поясним:

Потенциальный заказчик, посещая страницу «обо мне», не интересуется вашими мысли о жизни, предпочтениях в любви, вкусах. Ему интересно другое — чем вы будете полезны.

Когда впервые взял камеру в руки

Бесполезная информация, которая равноценна пробегу у авто. Ни о чем не говорит и при необходимости, с легкостью «подкручивается».

Современного заказчика не обмануть цифрами. Он понимает за что платит и поверьте, ему нет дела, когда и где вы лишились «фотодевственности».

Пожалуйте портфолио, в нем виден опыт.

Оборудование

Нелепый пункт, который мелькает (и продолжит) в большинстве рассказов «обо мне».

Откуда такая популярность?

На мой взгляд, причина в комплексах. Большинство фотографов ищет аудиторию прошлого века, которая выбирает автора по оборудованию, игнорируя портфолио и манеру повествования в кадре.

Согласитесь, так проще оправдать себя, игнорировать развитие, обучение, формирование себя как личности.

Указать L-ку проще, чем сделать кадр для Vogue.

Образование

Весьма спорный момент, который уместен, но для узкой аудитории.

Большинство фотографов у кого-то учится: в подмастерье, посещая школы или МК.

С одной стороны, фотограф, демонстрируя «корочки» выглядит квалифицированным, но «шторки быстро падают» и приходит понимание:

Официальной сертификации и образования по профессии фотографа в нашей стране нет.

Иными словами:

На данный момент, диплом или сертификат может выдать (и следовательно — получить) любой, при наличии желания и N-ой суммы денег.

Следовательно:

Корочка, сама по себе, ничего не значит. Нет гарантии, что фотограф не потратил часы обучения на счет ворон, и не вышел из стен школы балбесом.

И как вывод:

  1. Большинство заказчиков игнорирует корочки и смотрит на практический опыт — портфолио. Что логично, согласитесь. Фотография зависит от навыков, а не от бумажки.
  2. Репутация фотошкол — величина непостоянная. Сегодня «красная бумажка» открывает двери любого редактора, а завтра, она же, станет «волчьим билетом» для обладателя.
  3. Заказчик, в большинстве случаев, ценит свое время и приходит к вам за решением проблемы, а не за изучением ваших наград, дипломов. Поверьте, цацки — это для коллег и для себя в зеркале.

Есть интересный и знакомый (особенно Ставропольцам) пример:

Гречишкин, Павел Моисеевич. Человек, мастерство которого покорило весь мир (без преувеличения), но он не обладал художественным образованием. Он был самородок, о чем при личной беседе, мне поведал его, так сказать, наставник. Вовремя заметили навыки, принялись за огранку… Как итог — заслуженный художник РСФСР, сотни картин, работы хранятся в частных коллекциях и музеях 40 стран мира.

Вновь напомню:

Главный секрет хорошей страницы «обо мне» — отход от собственного Я.

Участие / Победы в конкурсах

Вспоминаю слова учителя о конкурсах:

«Если у тебя завелись комплексы и хочется помериться сантиметрами, то выйди в подъезд… Там найдешь единомышленников, с которыми и увлечешься делом… Но прежде, скажи мне: Оно тебе надо? Если хочешь заняться делом — дерзай, время то идет. Создай авторский проект, опробуй новую стилистику или выведи на новый уровень свою…»

Согласен, не все заказчики реагируют на конкурсы подобным образом, поэтому, указать о победах можно, иногда — полезно. Но главное — в нужный момент (не первой строчкой) и лаконично.

Чем длиннее список «баталий» и побед, тем меньше шансов, что его прочтут. Любовь оставьте себе. Заказчику интересны 2 момента: наличие опыта у фотографа и решит ли он проблему клиента. Все!

Единственное что еще необходимо помнить — «облик» конкурса. Поясню.

Большинство «соревнований» политизированы, создаются для бизнеса, пиара спонсоров или просто — для любителей, нуждающихся в статусном маркере.

И если в этом убедится клиент, то можно остаться без просмотра портфолио и заказа. Но с рассказом о себе. Будьте благоразумны и помните:

Одним из показателей зрелости (а попутно и счастья, гармонии, духовной зрелости и силы), является отсутствие привычки, кому-то что-то доказывать.

Авторский «вкус» и видение мира

«Вода» для текста «обо мне». Иначе сказать нельзя. Подумайте сами:

Частенько, под данную тему закидывается рассказ о своих долгих странствиях по волнам жизни и «светлый час», когда «прибило к берегу». В руки попала камера (полученная на др от мужа), или родился ребенок и стало скучно. Вуаля…

Ой, что же это я. Прям все карты на стол. Думаю, вы поняли, что не нравится людям и дискредитирует фотографа в глазах почитателей творчества.

Хотите лирики в общении с клиентом? Для этого есть портфолио, стадия подготовки или простой диалог, свойственный людям.

Работа с именитыми людьми

Редкий (по объективным причинам), но имеющий значение пункт: говорит о профессионализме фотографа, его востребованности и уважении общественностью.

Но есть две проблемы:

  1. Многие идут на статус, следовательно — велик шанс «подцепить» клиента не из своей ЦА.
  2. Продолжение первого — условная постановка задачи, или ее отсутствие. Желание «хочу» приводит клиента к фотографу за копией увиденного в копилке кумира. Печаль/Беда, но заказчик без ТЗ — сплошное ХЗ.

Упоминая в портфолио, или в рассказе «обо мне», о работе с именитыми людьми, фотограф обязан думать о последствиях:

  1. С кем он планирует работать.
  2. Кого придется отсеять.

Иногда уместно повременить с публичной информацией и работать над решением задач собственной ЦА, а новую формировать постепенно, возможно — в рамках дополнительного портфолио.

Старый друг лучше новых двух.

В качестве заключения

Вот мы и разобрали основные ошибки, видимые в большинстве рассказов, которые пишут о себе фотографы.

Я не утверждаю, что мое мнение безукоризненно. Я тоже человек и могу ошибаться. Свои рекомендации по написанию рассказа о себе оставляю в отдельной заметке.

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Дополнено 07.06.2016

Ваш,
Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению:

  • Эмоции в фотографии. Не первый год, в фотографии формируется мнение о великой роли эмоции для создания шедевра. Если вы зашли в тупик и не знаете, что и как […]
  • Лучшее для фотографа. Топ-20. Многим знакома привычка делать заметки. В круговороте ежедневных событий или же в тиши, в моменты отдыха и поиска вдохновения. Короткие […]
  • Фотостудии с естественным светом. Откуда берется мода на фотостудии с естественным светом и в чем их особенность? Для начала заглянем в википедию. Фотостудия (от […]