Год 2017й: люди спешно покупают новые — отдельные устройства, чтобы обслуживать растущую фрагментацию мессенджеров…
/устами интернет-сообщества/
Времена jabber остались позади, рынок переполняют всевозможные мессенджеры; разделяют аудиторию на сегменты, пытаются властвовать; люди вынуждены регистрироваться и следить за списком контактов, чтобы вовремя сменить протокол — не потерять связь с коллегами, или друзьями. Хорошо это или плохо — вопрос риторический.
Вначале творческого пути я не стал отвлекаться на мессенджеры, тратить время на сторонние сервисы, цель создания которых — заработок разработчиков и формирование зависимости — воровство моего времени, насаждение агонии и суеты. Для отправки сообщений заказчикам я немного использовал социальные сети, но в основном — электронную почту.
По итогам — сэкономил много времени, научился вести деловую переписку, самостоятельно, после консультации со специалистом, запустил информационную рассылку для подписчиков, читателей блога, а спустя время — рекламную, для постоянных клиентов, которым полезно и необходимо знать о моих ежегодных преобразованиях в творчестве.
В этой заметке я расскажу о преимуществах использования электронной почты и недостатках современных мессенджеров, которым неведомо счастье от использования единого протокола, безбарьерной коммуникации интернет-пользователей. Заметка актуальна для коллег, которым надоело залипать в телефоне, тратить время на модные малоэффективные инструменты.
Существенные недостатки мессенджеров
Нам ежегодно демонстрируют новые мессенджеры: «Вам не нравится Facebook Messenger? В нем рекламы многовато? Вот досада! Попробуйте Telegram: приватно, без рекламы. Говорите, что настроили шифрование электронных писем и боитесь, что Telegram заблокируют в вашей стране — установите Viber. Не нравится спам? Попробуйте Signal, Allo или Threema, только в них вы не увидите своих друзей и коллег, никому эти мессенджеры не интересны…» Шутка, с долей шутки.
Оценим существенные недостатки мессенджеров:
- Отсутствие общего протокола. Разделяй и властвуй, в ситуации с мессенджерами — создай закрытую экосистему и никого не выпускай за ее пределы: показывай рекламу, проводи маркетинговые исследования, отслеживай телефонную книгу пользователя и, если потребуется, прививай моду — регистрироваться в «мегаполезных» сервисах.
- Общественная популярность. Одни пользователи заводят почтовый ящик на Yandex, другие — Google, Mail.ru или Rambler; выбираешь, а не подстраиваешься, потому-что обмен сообщениями обеспечивает единый протокол. С мессенджерами все иначе: тебе придется менять систему, как-только сменишь аудиторию, или она свои вкусы в ПО.
- Недолговечность. WhatsApp заблокирован в Китае, Telegram — скоро заблокируют у нас. Мессенджеры, как и другие СМИ, своим существованием обязаны идеологиям, и цензуре. Кого сделают изгоем, заблокируют завтра — мы не знаем. Да и нужно ли? Из своего инструментария необходимо вовремя исключать ненадежное.
- Фрагментация. Клиенты в Viber и WhatsApp, коллеги временно в Telegram, но семья и дальние родственники привыкли созваниваться в Skype, да и старые приятели так и не покинули ICQ; все это непрерывно синхронизируется, обновляется, спамит и шлет уведомления — поглощает заряд батареи… и время жизни фотографа.
- Спам. Viber-рассылки — реальность, аналогичные инструменты для бизнеса в других мессенджерах — будущее, не стоит обольщаться. Сначала формируют зависимость от использования сервиса, чуть попозже — адвокатов бренда, а далее пользователи сами теряют бдительность, и разработчики начинают зарабатывать. Известный сценарий…
Знакомство с мессенджерами лучше начать с вопроса: «Кому это выгодно?» — а потом, когда эйфория пройдет, лучше молча обратить внимание на возможности электронной почты.
Преимущества электронной почты
Электронная почта — очень личный канал общения, возможно единственный, в котором я не разочаруюсь.
Оцените преимущества:
- Удобство. Электронная почта не ограничивает пользователя: хочешь приватности — в твоем распоряжении PGP и GnuPG, не нравится стандартный интерфейс — выбирай, в интернете множество свободного и коммерческого ПО; в перспективе своя фотостудия — не волнуйся, электронная почта легко и быстро встраивается в любую CRM.
- Спам-фильтры. 99% всех вредных и опасных писем отсекают на уровне сервера и не помещают в папку «входящие» — почтовые сервисы постоянно совершенствуют свои алгоритмы выявления спама. Для пользователя — бесплатно и без лишних движений, что еще нужно?
- Универсальность. Децентрализация, общий протокол, отсутствие привязки к номеру телефона и программному обеспечению — главное преимущество электронной почты над мессенджерами.
- Структура повествований. Email — отсутствие непрерывного полотна чата; письмо — сформированная идея, завершенная мысль, собеседник вынужден структурировать свои мысли, иначе его не поймут, — экономия времени, отсев пользователей, которые могут в течении дня слать свои пожелания, без обозначения потребности, без цели.
- Возможности для маркетинга. Электронная почта — не только объединение деловой и личной переписки, но и возможность организовать рассылку: рекламы, уведомлений и персональных предложений для своих клиентов, читателей и т. д.
<…>
Вместо заключения
Электронная почта — отсутствие фрагментации и необходимости захламлять свой телефон (или и компьютер) программным обеспечением, которое содержит шпионские модули и уязвимости. Электронная почта — переписка, которая имеет юридическую силу; возможность создания и структуризации текстового архива, благодаря меткам, тегам и каталогам; классические plain-text письма, синоним которых — человечность.
<…>
Новое поколение инструментов (мессенджеры) продвигается на рынке с небывалой силой и в таких условиях немудрено запутаться, и поддаться влиянию масс. Мессенджеры (как и любая новинка) притягательны, но и как любая технология, она берет верх над неокрепшим умом. И если оглянуться вокруг, то всюду подтверждения: мало кто способен осознать, что его слова в чате — информационный шум, а тема которая кажется ему важной — отнюдь не главное событие дня, и можно было открыть почтовый клиент, начать набирать сообщение и самому в этом убедиться. Да, электронная почта всегда дает время подумать, мессенджеры — заставляют не думать, а отправлять и требовать ответа; не ждать, а требовать, ведь чат — это про общение в реальном времени и значит ответить мне без промедления — «ваша обязанность».
Мессенджеры постепенно выходят из области технологического новшества, в область социокультурных явлений, которые меняют нашу жизнь. В данном случае, совсем не в лучшую сторону, поскольку формируется привычка отвлекать других, пустяками и по пустякам, потому что это действие теперь ничего не стоит, и рассеянность, снижение эффективности труда — скорые, но боюсь не единственные последствия бездумного и чрезмерного увлечения современными мессенджерами.
<…>
В таких условиях, с новой силой звучат мудрые слова: «Все испытывайте, хорошего держитесь.»
Дополнено 11.10.2017
Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.
Ваш,
Андрей Бондарь.
08.07.2016 в 21:07
Полностью с вами согласен, почту на сегодняшний день, для работы заменить невозможно)
А соц сети зло, хотя как инструмент маркетинга при умелом использовании очень даже ничего)
Сам использую обновленный inbox от google.
26.07.2016 в 08:09
При желании, все можно. И замена почты на иной инструмент не исключение.
Хотя все зависит от ЦА (обозначение которой — проблема большинства), и верности поговорке «время — деньги». На этом и строится мое повествование.
Социальные сети — зло, но в этом наша (пользовательская) заслуга, т. к. ищем «волшебную таблетку» и универсальный инструмент, забывая о нестабильности, фрагментации и прочих «костылях», о которых, пожалуй, я поговорю в одной из ближайших статей.
P.S.
Спасибо за комментарий.
25.03.2017 в 14:49
скажите а с какого письма начать свою рассылку?
как сказать аудитории, что ребята, теперь вы будете получать от меня советы как жить с вашей фотографией 🙂
30.03.2017 в 06:44
Здравствуйте.
Насколько понимаю, два вопроса:
1. Как начать
Хорошая практика — приветственное письмо (или серия писем).
и
2. Как сказать
Тут сложнее, т. к. не знаю вашу аудиторию (желаемую, т. е. вашего зрителя) и ваш стиль общения.
Могу только поделиться размышлениями (пригодятся — хорошо, нет — не обессудьте):
— О чем
У вас есть тема для рассылки — хорошо. Поясните ее себе, написав текст. Выбросите эмоции и добавьте фактов, а главное — обозначьте выгоду для подписчика.
Напишите новый текст: основа — выгода для подписчика, бонус — субъективные факты автора. Вот вам первый абзац, или введение.
— Для кого
Расскажите о том, для кого вы пишите (опирайтесь на портрет своей целевой аудитории), какие цели преследуете, как задачи помогаете решить.
Вот вам еще один абзац.
— График
По каким часам / дням / неделям / числам / месяцам ждать от вас сообщений.
Вот вам и заключение.
Поясняйте выгоду. Не виляйте. Излагайте факты. Говорите простым языком, без штампов и продающих «примочек». Люди устают от канцеляризмов, чувствуют алгоритмы на той стороне…
Будьте честны и люди потянутся.
P. S. Моя стезя — фотография, а не маркетинг… в письме не силен, хотя и учусь.
02.11.2020 в 16:47
В мессенджерах нет фильтрации сообщений по категориям, а в почте это можно настроить. В Claws-mail для этого есть даже регулярные выражения!
В современных мессенжерах почему-то нет категорий контактов, как это было в старых версиях ICQ.
Мессенжеры зачем-то делают сильно требовательными к системным ресурсам. По электронной почте ты не привязан к конкретной программе. Не нравиться Thunderbird, ставь Claws-mail, The Bat, Evolution, Seamonkey или другие.
07.11.2020 в 11:49
«в мессенджерах нет фильтрации сообщений по категориям»,
«в мессенджерах почему-то нет категорий контактов»,
— думаю, что разработчики еще не придумали как извлечь из этого коммерческую выгоду, но пройдет время…
Посмотрим.