«Нет ничего бесполезнее, чем эффективно выполнять работу, которую вообще не стоит делать.»

/Питер Друкер/

Задержка оплаты клиентом, порча произведения на этапе транспортировки, — да, все это (без преувеличения) «страшный сон» творческого человека, но иногда реальность не менее пугает — я про мысль «хорошо выполнил то, что и делать не стоило», на исходе дня. Признаться, я в каждый такой момент вздрагиваю, поскольку осознаю, что час-другой был потрачен зря и как не укоряй себя — его (их) не вернешь. Не впасть в уныние помогает привычка оценивать — и себя, и ситуацию — со стороны (ну и делать выводы, естественно).

Речь не про (порядком надоевший, — ред.) тайм-менеджмент, а про самоанализ, самокритику и понимание, что рабочие моменты, которые прямо не касаются творчества, должны быть сведены к минимально возможному количеству (жизненно необходимый минимум).

Необходимость продиктована пониманием, что технологический скачок, который и привнес в нашу жизнь относительно дешевые вычислительные мощности, стал самым неприметным — и в тоже время — самым ненасытным вором времени. (Бесчисленные системы учета, онлайн-помощники, соцмедиа, мессенджеры и т. д.)

<…>

Заметка (для удобства, — ред.) разделена на три части:

  1. Планирование
  2. Делегирование
  3. Упрощение

Последовательность отражает развитие мысли по данной теме: будучи совсем «зеленым» мне было радостно от мысли, что я научился не делать лишнего; затем (по мере усложнения быта, — ред.) мне стало важно найти партнеров, которые взяли бы на себя часть нагрузки; а теперь, когда я ушел от работы на заказчика, сохранение баланса между работой и личной жизнью — нет более насущной для меня темы.

Планирование

Признаться, в начале творческого пути я недолюбливал планирование. Мне оно казалось чем-то неуместным в творчестве, ведь в искусстве царят свобода и самовыражение (мое «мнение» подпитывалось популярными книгами для творческих). Но все изменилось в один момент, — с его уроков и начну объяснение пользы от планирования.

В течении многих лет я прибегал к закону Парето, чтобы «разгрести ворох дел», которым я то и дело обрастал, не понимая, что у меня серьезные проблемы с целеполаганием. Мне знакомо «планирование», в котором по 3 и более целей в отчетном периоде, что (насколько мне теперь известно) противоречит основам планирования:

  • цель — всегда одна;
  • задач — множество.

Иными словами: я тратил время на решение задач; да, необходимых, в большинстве своем, но не объединенных одной (главной, — ред.) целью. В высшем смысле, такой целью является ни что иное, как смысл жизни, которому подчиняется весь наш быт, в том числе — и ремесло, — творчество всего лишь инструмент, обеспечивающий достижение главной цели жизни автора.

<…>

Постараюсь объяснить все более наглядно:

Подытожим:

Любое ремесло — инструмент, эдакая «удочка» из житейской притчи, с помощью которой мы добываем рыбку, и это задача в иерархии, вершина которой — главная цель; которой мы сами подчиняем все попутные задачи, как в области ремесла, так и в других областях жизни.

Делегирование

Признаться, в течении многих лет я не был сторонником делегирования. Онлайн-общение, — с клиентами и партнерами, ретушь фотографий, организационные (технические) моменты, ну и конечно — реклама, — всем этим занимался самостоятельно. Благо многое было для меня в определенном смысле в новинку и поэтому не замечал, как проходят минуты, часы и дни…

Со временем, конечно, все изменилось. Во-первых, я стал больше уделять времени съемке и в социальных сетях поползли недовольства в мой адрес: редко появляюсь, медленно отвечаю (я бы рад счесть их обоснованными, но фотографии от этого хуже не стали). Во-вторых, себя я в принципе больше не видел в сегменте «фотограф по-найму» и нужно было перестраиваться.

Требовалось немногое:

  • онлайн-общение, с покупателями и партнерами;
  • сортировка поступающих предложений;
  • изучение новых ниш / сегментов рынка;
  • подбор реквизита для фотосъемки;
  • работа курьера (забрать оформленные снимки из мастерской и т. п.).

— всем этим должен был заняться ответственный человек и такого я нашел в своей семье. Не стану говорить, что все прошло гладко: было недопонимание и взаимные претензии, но я все-таки остался доволен как все получилось в итоге.

Я спокойно занимаюсь:

  • самообразованием;
  • поиском натуры;
  • осмотром локаций;
  • проявкой фотопленок;
  • ручной оптической печатью;
  • ведением блога и информационных рассылок.

И не отвлекаюсь на звонки, и сообщения. Что важно: что меня касается — узнаю вечером, и в виде отчета / сводки новостей, а не лавиной информационного шума, если бы зашел в Fb, или VK, или оставил включенным телефон во время работы.

<…>

Подытожим:

Переложить часть процессов, не связанных с творчеством, на помощника — уместно. Только, на мой взгляд, не стоит это делать изначально. Во-первых, ребята из Basecamp были правы — нужно делегировать, когда совсем невмоготу, и тебе известны нюансы процесса. Во-вторых, в книге Такаси Цукияма есть множество фактов и примеров из его практики, когда человек был в самой настоящей зависимости от своих ассистентов, потому что неправильно понял «смысл делегирования», который состоит в высвобождении времени для главных процессов, а вовсе не в высвобождении времени для ничегонеделания.

Упрощение

В письмах Плиния Младшего есть интересные строки:

Удивительно, как в Риме каждый день занят или кажется занятым; если же собрать вместе много таких дней — окажется, ничего ты не делал. Спроси любого: «Что ты сегодня делал?», он ответит: «Присутствовал на празднике совершеннолетия, был на сговоре или на свадьбе. Один просил меня подписать завещание, другой защищать его в суде, третий придти на совет». Все это было нужно в тот день, когда ты этим был занят, но это же самое, если подумаешь, что занимался этим изо дня в день, покажется бессмыслицей, особенно если ты уедешь из города. И тогда вспомнишь: «сколько дней потратил я на пустяки!»

Письма Плиния Младшего

Они возвращают к вечным темам (смысл жизни, мотивация и так далее). И еще они как-то уж совсем иначе раскрывают изречение:

«Величайшее умение писателя — это уметь вычёркивать. Кто умеет и кто в силах своё вычёркивать, тот далеко пойдёт.»

Федор Достоевский

Под «вычеркивать…» можно понимать внимательность: к себе (к жизни), к окружающим (и в том числе к близким), ну и конечно — к творчеству. И последнее, в контексте темы заметки, я бы хотел пояснить на этой странице.

Случается, что творчество настолько завладевает вниманием автора, что «идут по боку», если не все, то многие (объективные) жизненные ценности, забывается конечный смысл жизни (ну или конечная цель, — ред.), и в итоге человек преуспевает в одном, но теряет во всем… мы (в высшем смысле) сотворены не ради ремесел и живем не для них, но упражняясь в ремеслах и в преодолении трудностей, с которыми они связаны, можем добывать хлеб насущный и «чуть возрастать над собой», иначе говоря: возрастать, как личность.

<…>

Подытожим:

Оптимизация деятельности не имеет высшей целью автоматизацию, ускорение и подобное — конечная цель в другом: гармонизация жизни.

Дополнено 10.11.2021

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш,

Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: