«Люди не хотят учиться, им нравится получать знания».

/Устами интернета/

На протяжении последних трех лет приходится много работать над фотографией. И дело не в обработке или команде, вопрос в другом — в основе профессии. Изначально я искал баланс между количеством заказов и стоимостью оплаты труда, но со временем, по мере накопления опыта, стал задумываться об оптимизации: съемочного процесса, личного времени, команды.

Текст ниже — личный опыт, результат проб и ошибок. Я не буду писать о бизнесе, креативе и прочей туфте. Прости читатель, но в статье речь про тупые рабочие принципы и творчество.

Планирование.

«Смирись, праздный человек, и прежде всего потрудись на родной ниве».

/Ф. М. Достоевский/

Вначале пути, многие фотографы сталкиваются с проблемой, идентичной и для других профессий, а именно — поиски секрета и кнопки шедевр, используя которые, однажды, автор проснется богатым и счастливым. Как бы не так…

optimizaciya-deyatelnosti-fotografa-planirovanie-delegirovanie-i-uproshhenie-001

Системный подход в работе фотографа.

На пути фотографа преуспевает тот, кто успел потрудиться в крупных компаниях и научиться планированию, выстраиванию собственной стратегии, а не тот, кто лихо обходит конкурентов (конкуренция — не проблема и с ней все просто: выигрывает тот, кто предложит лучшее соотношение цены и качества, или тот, кто выдержит демпинг, получая удовольствие от питания сухарями; конечно, речь об идентичном продукте).

С годами приходит понимание, что качество, в условиях перенасыщенного рынка, значит куда меньше, чем системность, которой никто и нигде не учит, кроме компаний, в которых она отлажена на уровне всех процессов. Регламенты, планирование, статистика, отчеты — все это, по молодости, кажется не нужным, но отмахиваясь, фотограф лишает себя главного фактора для дальнейшего роста.

Успех деятельности — не креатив и талант, как многим кажется со стороны, а умение быстро восстановить историю своей работы над завершенными проектами; на листе бумаги, а не в голове.

Заметки на полях:

  • Нет ничего зазорного в том, чтобы учиться, спрашивать совета у представителей других профессий.

Как раскрутиться фотографу.

Необходим план: на день, неделю, месяц, год и пятилетку.

Но главное — понимание, что «как раскрутиться» и «как заработать» — ошибочная постановка вопроса, надо иначе — как организовать собственную деятельность?

Освоение профессии фотографа — реализация проекта, а основная цель — приобретение знаний и опыта, которые должны обеспечить стабильный результат и оплату труда, затраченного времени. А это, в 90% случаев, тупое следование ТЗ (рекламная фотография), мудбордам, рефам и скетчам, т. к. за спиной портфолио, ниже которого падать нельзя.

А еще партнерство, работа с агентами… Работа на имя, которое спустя годы работает на тебя…

Если фотограф думает, что от «правильного угла света» клиентов станет больше, то это не так.

Заметки на полях:

  • Сказка ложь, да в ней намек! В борьбе за принцессу побеждает не мастер серенады под окном, а тот, кто не боится войти в дом и поговорить с отцом. Ну или ломает дракону шею. 🙂

Как фотографу начать проект.

Основа любого проекта — выгода, а будет ли она направлена на демонстрацию творческих или технических навыков фотографа, или на тупую коммерцию — неважно. Без выгоды, автор не видит цели, а без планирования и организации — суета, а не работа над проектом.

Начиная проект, нужно быть готовым к уникальности:

  • Аудитории. Оценивая опыт предшественников, необходимо спрашивать себя: а вот мне, да-да, именно мне, нужна аудитория коллеги, или может требуются совсем другие, свои зрители?

и

  • Планирования. Уникальность — преимущество, но в долгосрочной перспективе. Начинается все рутинно, с понимания, что большинство проектов в истории умерли, так и не став популярными. А самый честный совет, который можно получить — пробовать и впахивать. Любой проект, выходит на свой пик спустя годы после старта, а это системность, планирование…

Заметки на полях:

  • Смысл оптимизации деятельности — сохранение творчества, о важности которого, хорошо сказал владелец сервиса «Smartresponder», перед его закрытием…

Делегирование.

«Деньги — это чеканная свобода».

/Ф. М. Достоевский/

Делегирование задач — востребованный подход к организации своей деятельности: позволяет высвободить время, которое можно инвестировать в развитие творчества или в личную жизнь.

Но отдавая часть работы иному лицу, важно помнить, что стоимость единицы рабочего времени фотографа должна быть выше, чем специалиста на удаленке, минимум — вдвое; отдавать необходимо только рутину, или процессы, которые внештатный сотрудник выполнит качественнее и быстрее, нежели фотограф.

optimizaciya-deyatelnosti-fotografa-planirovanie-delegirovanie-i-uproshhenie-002

Нужен ли фотографу ретушер.

Вначале своего пути, фотограф не способен оплачивать качественную работу, а передавать снимки в руки посредственности — деньги на ветер и поощрение собственной лени. Выход — самостоятельные шаги в обработке…

Если не забрасывать и ежегодно инвестировать в обучение ретуши по 100-300$, и навыками фотосъемки сокращать зависимость от постобработки, которая автоматизируется, благо есть экшены и луты, то денег и времени для творчества будет в достатке.

Заметки на полях:

  • Оптимизируя процесс фотосъемки, ретушь превращается в финальный штрих, который не стоит превращать в зависимость от специалиста на стороне, учитывая что многие из них, намечен такой тренд, уходят в фотографы, или в другие профессии, оставляя фотографу проблему поиска нового, возможно временного, ретушера.

Нужна ли фотографу команда.

Собрать команду трудно, т. к. не все способны работать на результат, и по сути, коллектив — набор механизмов для выполнения поставленной задачи, а не ворох болтов и гаек, которые лидер тянет на себе, добровольно растя бюджеты.

Команда нужна и может быть постоянной, или собираться ради проекта. Главное помнить, что работа команды помогает фотографу утратить практические навыки: что не практикуется — теряется, увы. Нельзя отдавать все, только самое необходимое, на что сам не способен.

Заметки на полях:

  • Увлекаясь делегированием, необходимо помнить о балансе, избегать роста объемов работы, и неизменной рентабельности.

Суть руководства и роль лидера.

Смысл руководства — планирование, делегирование и контроль. Все. Ни надо читать книги, посещать тренинги и семинары. Только практика: не бьешь себя в грудь, а молча указываешь на ошибку; не критикуешь, а пишешь инструкцию; не упираешься в собственный авторитет, а вносишь вклад в общее дело и т. д.

Заметки на полях:

  • Хороший руководитель — пустые слова. Руководитель — справедливость и мудрость в шкуре лидера.

Упрощение.

«Величайшее умение писателя — это уметь вычёркивать. Кто умеет и кто в силах своё вычёркивать, тот далеко пойдёт».

/Ф. М. Достоевский/

Эффективность деятельности выше у того, кто не отдает все, а концентрирует внутри штата, или в своих руках; не стремится лезть во все точки соприкосновения с клиентом, а выбирает 1-3 канала, развивая качество; не усложняет свою систему, а упрощает, понимая каждую ее часть: что, где, зачем и почему; не игнорирует общеизвестные принципы; переключается на другие задачи, если для решения текущей необходимо время на обучение, опыт; уменьшает количество оборудования, автоматизируя второстепенные процессы: продвижение, реклама, связь; снижает объемы, ради удержания или развития качества.

Тонкий баланс, но только так сохраняется творчество.

optimizaciya-deyatelnosti-fotografa-planirovanie-delegirovanie-i-uproshhenie-003

Как фотографу снизить издержки и сохранить качество.

Оптимизация. Всех процессов, без исключения. Приоритет на качество, снижая объемы, т. к. лучше работать над штучной фотографией, создавая уникальный продукт, а не увеличивать проходимость (назовем это так); инвестиция времени и финансов в собственные знания, а не в аренду чужих; сокращение затрат, времени и финансов, на второстепенные вещи; сбор всех цифровых инструментов в ноуте; отказ от посредников.

Заметки на полях:

  • Основа каждого шага — аналитика.

Техническое задание.

Оптимизация должна привести фотографа к отказу от технического задания (кроме рекламной фотографии). Фотография — продукт визуального мышления и нужно учиться работать с мудбордами, «умными картами», рефами и подмалевками; общаться с заказчиком и командой образами, а не словом.

Заметки на полях:

  • Техническое задание для фотографа — бюрократический элемент, результат сребролюбия и отсутствия таланта.

Общение фотографа с клиентом.

Продолжительность диалога должна зависеть от фотографа, а не от клиента. Никакой психологии и приемов из арсенала мастеров словоблудия. Люди чувствуют фальшь, но ценят уверенного в себе человека. А это опыт и коммуникабельность, а не созданный образ на просторах социальных сетей…

Заметки на полях:

  • Полезно поучиться, немного, экономике, чтобы смотреть на свою работу глазами клиента.

Маркетинг для фотографа.

Умение продавать полезно, главное развивать его в себе, а не арендовать у члена команды, пусть и на время.

Никто, лучше фотографа, не раскрутит сайт и не сделает выборку фотографий в портфолио; не составит портрет целевой аудитории; не проконтролирует рекламный бюджет; не оценит результативность каждого шага; не оценит перспективы будущего и т. д.

Заметки на полях:

  • Фотограф мотивирован на результат, чего не сказать о стороннем сотруднике, для которого это простая работа. Но все это видно в перспективе, а это время, деньги и планирование…

Постскриптум.

Жизнь фотографа не должна сводиться к бессмысленному накоплению друзей и лестных отзывов; необходимо создать аргументы, которые позволят отправлять подхалимов и европейскую вежливость, в простом направлении — в задницу.

Чтобы заработать такие аргументы, не получится что-то купить, с кем-то удачно покушать, кого-то где-то продвинуть и прочнее. Нет. Нужно кем-то стать. А для этого — каторжный труд.

И со временем, опять же, не в 30-40-50 лет, а ближе к закату жизни, появятся аргументы, задача которых — отправить подхалимов в известном направлении, и оставить рядом тех, кто все это время помогал: оптимизировать деятельность, планировать и упрощать.

Да, таких людей не будет много, но тем они ценней.

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш,
Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: