Все, что дается даром, способно развращать.

/Древние греки/

«Ты же фотограф!» — знаменитая фраза, после которой следуют уговоры, приговоры, советы и мольбы. Обычно ее произносят друзья, родственники, начинающие фотомодели; чуть реже: стилисты, визажисты и партнеры — владельцы бизнеса, отличного от фотографии; их роднит — желание (иногда — привычка) получить вещественное за так, иначе — бесплатно; и если в семье это простительно, ведь нужно помогать друг другу, то с коллегами все иначе: бизнес — партнерство, взаимные обязанности участвующих сторон, и если кто-то не идет на уступки, и не готов ради нас работать бесплатно, то это не значит, что он плохой, и его нужно запугать, а если есть время, то и очернить, нет, нужно молча выслушать причины отказа, и успокоиться.

К сожалению, сию заметку не увидят те, кто обращается к фотографу со словами:

  • Нам нужно сэкономить, поснимай бесплатно. Что тебе стоит? Ты же фотограф!
  • Мы даем тебе шанс проявить себя. Ты же фотограф! Тебе нравится фотографировать!
  • Поработай бесплатно, а если нам понравится, то мы заплатим, чтоб не было обидно!

уверен в этом, потому-что их литературные предпочтения находятся в иной плоскости, а сама профессия — фотограф — что-то серое, примитивное и недалекое, отличающее людей иного, не свойственного им, взгляда на мир. Не стану перечить, оправдываться, искать истину, слова для вразумления. Эта заметка для коллег, по большей части — для новичков, счастье которых зависит от скорости понимания своей профессии, точнее ее устройства.

Вопреки расхожему мнению, что фотограф — это несчастный бездельник, которому приятно, полезно и необходимо работать за еду, и ради еды, смысл жизни ему неведом, размышления о горнем — это не про него, фотограф — это прежде всего человек. Свободный автор, который, если того требуют обстоятельства, создает изделия на продажу, или наемный мастер, который создает произведения, с учетом пожеланий заказчика. Но это внешнее проявление, и никто не понимает, что фотограф — человек, а фотография, которую так хочется получить бесплатно и поскорей, — результат, совокупность идеи, навыков, опыта и оборудования.

Объяснять ли сие тем, кто говорит: «Ты же фотограф!» — не знаю, но вот разобраться в этом, обозначить границы допустимого, свое отношение к TFP — необходимо. Опять же — личное мнение, на котором построена вся записная книжка. Для тех, кому оно интересно, поясню все заблуждения, которые стали основой моих ошибок, допущенных в ранние годы, и решение, с которым удается вовремя заметить тех, кому нужна помощь, и тех — кому хочется бесплатно; чтобы принять меры, а не угодить.

tfp-001

Фотосъемка на TFP условиях: мифы и заблуждения

Вначале пути может показаться, что TFP это:

  1. Оптимальный формат для работы над личными проектами.
  2. Бесплатная возможность, чтобы подтянуть портфолио.
  3. Единственная возможность, чтобы набраться опыта.
  4. Приемлемый вариант, чтобы скоротать время.
  5. Единственный сценарий работы с обывателем, в качестве модели.

Первые четыре пункта — непонимание затрат:

  • Время. TFP — Time for Print (с англ. — «Время за отпечатки»); это формат соглашения между фотографом и моделью — модель инвестирует время и получает фотографии, в благодарность; фотограф — все остальное: время на проработку идеи (рассказы о том, что автор может снимать то, что нравится модели — далеки от понимания реальных, и самых базовых аспектов пути фотографа), время на проявку и печать (или обработку и печать), и собственно — время на фотосъемку, которое равноценно времени модели. В большинстве случаев, суммарные затраты партнеров несоразмерны.
  • Опять время. Фотография, как итоговый продукт, — это не только фотосъемка, ретушь (иногда нужна), обработка и печать, но и навыки, оборудование, сопутствующие траты (интернет, электроэнергия и т. д.), суммируя которые, можно узнать реальные затраты: на TFP, попытки стать фотографом и стремление заменить опыт стажировкой. Именно непонимание, что время — основа всех приобретений, инвестиций и материальных, а не мифических, благ, приводит к заблуждению, что основа партнерства — взаимный интерес (исключительно), а не рентабельность.

А последний — простое незнание, неумение наладить контакт:

  • Можно так. Нравится человек — оплати его время: на обучение основам работы перед камерой, пониманию себя, жизни в образе. Оплата — не способ получить согласие, но более важное — аргумент, который позволит требовать, спрашивать, а не ожидать, или выпрашивать. Оплата помогает обозначить роли: работодатель, исполнитель.
  • А можно иначе. Нравится человек, но не за что платить — можно предложить процент от продаж: всего проекта, или каждого отпечатка; разово, или на постоянной основе. В таком формате не получится работать новичку (нет навыков, которые позволят создать произведения на продажу), но свободному фотографу — есть над чем призадуматься.

Вначале пути может показаться, что дешевле снимать простых людей, но если подсчитать все (в том числе возможные) затраты, то собрать портфолио (в начале пути речь только о нем) — витрину — гораздо дешевле и быстрее, с профессиональной моделью: меньше съемок, затрат на обработку (меньше съемок — меньше кадров), быстрее можно сформировать предложение и выйти с ним на рынок, чтобы окупить стартовые затраты (фототехника, компьютер и т. д.) и начать зарабатывать. Единственная проблема — таких фотомоделей очень мало в регионах.

Обывателю, который хочет получить фотографии бесплатно, может показаться, что фотограф, в его понимании, ничего не теряет, когда соглашается не брать деньги за свою работу, но если помочь ему в подсчетах стоимости — оборудования и времени жизни — то такие люди сразу, или почти, обижаются и показывают свой реальный облик, и более не беспокоят. Идеальный, и думаю — единственный, сценарий научить себя (а не кого-то другого) ценить свое время. В противном случае — если не ценишь сам, не жди этого от окружающих.

tfp-002

Должен ли фотограф работать бесплатно

Работа, всегда, подразумевает оплату. Иначе — это помощь: коллегам (фотомодели, стилисты или визажисты, к примеру) или самому себе (поиски тех, кто согласится помочь, чтобы автор набрался опыта, отточил навык, собрал портфолио и т. д.). Говорить о том, что фотограф, или его коллеги, должны работать бесплатно, если они равны — неверно. Безвозмездная основа и ее последствия — это добровольное волеизъявление, а не следование формату — TFP.

Фотограф должен избегать TFP, если:

  • Он расценивает Time for Print, как способ весело провести время или познакомиться: с моделями, агентствами (лучше найти своего скаута, который всегда найдет натурщицу под проект, а не девочку или мальчика, которым нужны бесплатные тесты), мастерами по стилю, макияжу и прическам (им не интересен формат TFP).
  • Нашел (или его нашли) человека, но не партнера; критерий сотрудничества — уровень понимания: ответственности друг перед другом, итогового результата (его применения и целесообразности создания). Если в глазах одного — бесплатно, а другого — проект, то TFP — это не «время за отпечатки», а впустую потраченное время (убытки).
  • Поставлена задача — собрать портфолио, выйти на рынок, вернуть базовые затраты и, что теряется из виду, обеспечить стабильную прибыль, накопление опыта, обновление оборудования. TFP — окольный путь, который увеличивает период окупаемости затеи, приучает обслуживать запросы, а не формировать предложение.

Фотограф может не брать оплату за свою работу, если:

  • Желает помочь. Виден талант, усердие и неиспорченность потреблением — почему бы не помочь новичку? Визажисту или модели, к примеру.
  • Нашел партнера. Найдена натура, или пара творческих рук, которые понимают мысли, цели и готовы трудиться в команде за процент от продаж? Есть над чем поразмыслить.

Вместо заключения

Нравится нам или нет TFP будет всегда: одним хочется бесплатно, другим — побыстрее, чтоб меньше затрат и побольше кадров. Собственно, на стремлении быстро обогатиться (не только финансово, есть же потребность — фоточки) и построен данный формат.

Конечно, поддерживать TFP или нет — это личное мнение. Моя заметка — не более чем одно из них.

Дополнено 8.02.2018

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.
Ваш,
Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: