Традиционные музеи самодостаточны, но далеко не безальтернативны, — особенно в области современного изобразительного искусства. Ангажированность большинства музеев не смогла ускользнуть от моего внимания и я задумался об альтернативных источниках информации, — в этой заметке речь пойдет о наиболее актуальных для фотографа.
Частные коллекции
Речь не о громких именах и спекуляциях, а о региональных коллекционерах-любителях, опыт которых очень интересен: как они находят артефакты, как общаются с авторами, кто помог — и помогает им оценивать произведения, и так далее.
Не менее ценны — их скромные по размерам коллекции: картины, фотографии, иконы. Да, не исключено, что там будет «современный бред», но может быть иначе: ценное произведение, с которого начнется знакомство с новой школой, с новым автором и так далее.
Авторские издания
Эпоха меценатов быстро закончилась на Руси. Сейчас авторы выживают как могут и издание, авторских альбомов или книг, — одна из форм заработка.
Мы можем так поддерживать друг друга, не говоря более: знакомиться с творчеством, причем неважно — откуда мы.
Авторские издания — квинтэссенция эпохи, авторской мысли и это замена экспозиции (пусть и по менее привлекательной цене), которой может никогда и не открыться в музее.
Виртуальные экспозиции
…частных музеев, частных онлайн-проектов, на которых авторы выставляют свои работы как на продажу, так и просто ради привлечения внимания.
Владельцы таких онлайн-площадок, иногда, ведут информационные рассылки, в которых мы, при желании, можем найти массу полезной информации (состояние рынка, основные тренды, действующие лица и обнаруженные артефакты, и многое другое).
Исследовательские работы
Искусствоведов, авторов, которые занимаются анализом, рынка и собственных артефактов — все это информационный ворох, из которого, при желании, можно «вытянуть» знание (правда все труднее это, поскольку подлинно независимых исследователей в мире искусства мало и, с каждым годом, становится все меньше и меньше).
<…>
Вместо заключения
В завершении хотелось бы сказать, что неплохо бы подружиться с хорошим реставратором — вокруг таких мастеров всегда вращаются интересные люди, с которыми приятно общаться и с помощью которых можно иначе взглянуть на мир искусства, на тот же рынок фотографии… и понять, что мир за пределами сферы услуг — реален.
Дополнено 29.05.2021
Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.
Ваш,
Андрей Бондарь.
Добавить комментарий