alternativy-poseshcheniyu-tradicionnogo-muzeya
© Сказания Земноморья, Gedo senki. 2006

Традиционные музеи самодостаточны, но далеко не безальтернативны, — особенно в области современного изобразительного искусства. Ангажированность большинства музеев не смогла ускользнуть от моего внимания и я задумался об альтернативных источниках информации, — в этой заметке речь пойдет о наиболее актуальных для фотографа.

Частные коллекции

Речь не о громких именах и спекуляциях, а о региональных коллекционерах-любителях, опыт которых очень интересен: как они находят артефакты, как общаются с авторами, кто помог — и помогает им оценивать произведения, и так далее.

Не менее ценны — их скромные по размерам коллекции: картины, фотографии, иконы. Да, не исключено, что там будет «современный бред», но может быть иначе: ценное произведение, с которого начнется знакомство с новой школой, с новым автором и так далее.

Авторские издания

Эпоха меценатов быстро закончилась на Руси. Сейчас авторы выживают как могут и издание, авторских альбомов или книг, — одна из форм заработка.

Мы можем так поддерживать друг друга, не говоря более: знакомиться с творчеством, причем неважно — откуда мы.

Авторские издания — квинтэссенция эпохи, авторской мысли и это замена экспозиции (пусть и по менее привлекательной цене), которой может никогда и не открыться в музее.

Виртуальные экспозиции

…частных музеев, частных онлайн-проектов, на которых авторы выставляют свои работы как на продажу, так и просто ради привлечения внимания.

Владельцы таких онлайн-площадок, иногда, ведут информационные рассылки, в которых мы, при желании, можем найти массу полезной информации (состояние рынка, основные тренды, действующие лица и обнаруженные артефакты, и многое другое).

Исследовательские работы

Искусствоведов, авторов, которые занимаются анализом, рынка и собственных артефактов — все это информационный ворох, из которого, при желании, можно «вытянуть» знание (правда все труднее это, поскольку подлинно независимых исследователей в мире искусства мало и, с каждым годом, становится все меньше и меньше).

<…>

Вместо заключения

В завершении хотелось бы сказать, что неплохо бы подружиться с хорошим реставратором — вокруг таких мастеров всегда вращаются интересные люди, с которыми приятно общаться и с помощью которых можно иначе взглянуть на мир искусства, на тот же рынок фотографии… и понять, что мир за пределами сферы услуг — реален.

Дополнено 29.05.2021

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш,

Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: