Нет ничего важнее непрочитанной библиотеки.

/Джон Уотерс/

Свободное время… каждый трактует этот термин по-своему: свободное от работы время, или время для полного бездействия, свободное от основного занятия время, или время для хлопот в быту. Как бы то ни было, многие сходятся во мнении, что выходной — отличный день, чтоб взять в руки интересную книгу и преобразовать свободное время в знания, применяя которые — получишь опыт. Читать для галочки бессмысленно.

«Что читать?» — очевидный вопрос, но советов я не даю, лишь изредка пишу списки книг, от прочтения которых на сердце становится легче, а в голове — чуточку «плотнее». Хоть я пишу на основе ревизий домашней библиотеки, многие приобретенные книги последних месяцев и лет — подарки коллег, или осмысленные покупки, благодаря вниманию учителей.

В этой заметке я постараюсь своевременно описывать книги, которые помогли найти ответ на интересующий вопрос, свойственный многим коллегам, и потому рассказать о таком издании — естественная потребность. Публикация этой заметки не помешает обновлениям других, в категории «книжная полка». Сюда войдут только те книги, которые не попадают под иные — уже созданные темы.

Что почитать фотографу на выходных

Почему я призываю уделять время чтению? Добротная литература вполне может заменить не только специальное образование, но и наставника. Конечно, если понимать, что перечитать за один присест всю подборку — глупо. Требуется время для переосмысления, сходу все понять и впитать невозможно. К тому же необходима практика, чтобы проверить полученные знания и через попытку — воссоздать, повторить, исследовать, — получить опыт, приобрести навык.

Жалоба — это подарок

chto-pochitat-fotografu-na-vyxodnyx-zhaloba-ehto-podarokАвторы: Клаус Меллер и Джанелл Барлоу

Необычная книга для моей библиотеки. Фотографию к сфере услуг не приравниваю, в работе ценю обратную связь, исключаю возможность сотрудничества с теми людьми, с кем у нас нет общих точек соприкосновения: в творчестве, в понимании образа, ценности итоговой работы. Не могу сказать, что меня подтолкнуло к прочтению книги… возможно — любопытство?

С одной стороны, сия книга — практическое руководство по работе с жалобами, претензиями и конфликтными людьми, с другой — набор частных случаев из международной практики (ее ценность и актуальность для России — большой вопрос). С одной стороны, авторы книги нас призывают воспринимать негативную обратную связь…

… и расценивать ее как бесплатную возможность, шанс или способ, — стать лучше. С другой — реальность устроена иначе: компании быстрее «выдавят» конструктивное мнение клиента, за пределы информационного поля фирмы — прибегнут к услугам маркетолога, копирайтера, специалистов по управлению репутацией в интернете (там это важнее). А не станут лучше.

Не могу знать, какую мораль вкладывали авторы в свою книгу, но выводы следующие:

  • Авторы правы: «Часто информацию, которая содержится в жалобах, нельзя получить никаким иным способом».
  • Авторы убедительны: «Жалоба — доходная статья предприятия. Преимущественно, жалуются лояльные к компании клиенты; нелояльные, как правило, просто уходят к конкурентам».
  • Авторы заблуждаются. Жалоба — не подарок, а медвежья услуга. Как и доля рынка — миф на котором выросли школы, образовательные программы и вот… сия книга.

Однозначно, умение работать с негативом — залог выживания компании или ремесленника и вначале творческого пути эта книга обязательна к прочтению для любого фотографа, но когда проработаешь 3-5 лет и найдешь своего зрителя, без книги придешь к пониманию: жалоба — рабочий момент, из которого не нужно делать культа — стремиться обслужить все прихоти, и с улыбкой произносить: «Чего изволите?» Жалоба — повод внимательно разобрать проблему, ее объективные основы, предложить решение — снять возражение, и сделать выводы: нужны ли подобные моменты в будущем, если нет — исправить, и главное — была ли проблема, или просто встретился «чужой зритель» и самое время принять меры, чтобы в дальнейшем вновь не встретиться. Всех денег не заработаешь, сколько жалоб не разбери…

Подробное описание и покупка: ЛитРес | Ozon.ru

Быть!

chto-pochitat-fotografu-na-vyxodnyx-byt-smoktunovskijАвтор: Иннокентий Смоктуновский

Удивительные мемуары уникального актера. Иннокентий Михайлович пишет с любовью и не отвлекается на собственное «Я», и спокойно рассказывает о людях, с которыми был знаком. В одной из глав вспоминает войну и плен, из которого удалось бежать, и рассказывает про чудо, освобождения и осознания реальной цены человечности.

В своей книге Иннокентий Смоктуновский предстает читателю в облике доброго человека — доброта и требовательность к себе, тонкий юмор, теплый взгляд на события своей жизни, без которых у нас не было бы такого гения перевоплощения, актера, чье участие в фильме всегда, и везде, создавало контраст внутри картины: своей манерой игры, умением жить в роли…

Ценность взгляда Иннокентия Михайловича, для фотографа, в его умении выхватывать самое незначительное (на первый взгляд), но странно цепляющее, отражающее потайные стороны и глубину души, не только нашей, но и самого автора, — все это из вороха событий, которые не замечает большинство, казалось бы — талантливых, людей. Мемуары человека, который видел Свет.

Подробное описание и покупка: ЛитРес | Ozon.ru

Клиенты на всю жизнь

chto-pochitat-fotografu-na-vyxodnyx-klienty-na-vsyu-zhiznАвтор: Карл Сьюэлл

Содержание книги прекрасно дополняет знания, полученные из книг:

  • Миф о доле рынка. Почему «доля рынка» — «золото дураков» в бизнесе

и

  • Моя жизнь, мои достижения

Подробнее описывал ранее, не стану повторяться.

Что до сего издания, то Карл Сьюэлл создал практическое руководство по работе с клиентами и наглядно пояснил — как работать над поиском и удержанием своего покупателя. В отличии от «Жалоба — подарок», в этой книге выстраивание долгосрочных отношений с клиентом — не сиюминутное удовлетворение капризов, а комплексный подход: организация труда, оплаты и в целом — бизнеса, когда владелец понимает, что бренд — обрамление продукта. А не сам продукт…

Книга интересная и, разумеется, — не про фотографию. Прочитать, и понять прочитанное, — начало, описанные схемы продуманы и универсальны, но фотография — сложная профессия, многое придется подстраивать под себя — перепроверять основы.

Подробное описание и покупка: ЛитРес | Ozon.ru

Редактируем дизайном

chto-pochitat-fotografu-na-vyxodnyx-redaktiruem-dizajnomАвтор: Ян В. Уайт

Сию книгу порекомендовал коллега, когда заметил, что мои стремления использовать все, что доступно и востребовано, в рамках оформления сайта-галереи, сделали из сайта технический набор стилей, слайдов, кнопок и всевозможных «полезных» форм. Прошло чуть более 2 лет и я все еще далек от своего идеала, но нам удалось сделать из сайта рабочий инструмент…

… в котором не только галерея; но и записная книжка — блог, — иное решение, для работы с которым требуются базовые навыки редактора. Зачем? Сайт-галерея — витрина, а не удобное или случайное место для размещения портфолио; записная книжка — ее противоположность, которая охватывает иные аспекты моего интернет-присутствия…

… но сколько я не говори про тему, которую только пытаюсь понять, сам автор обозначил все цели:

«Взгляд на издание как на продукт (или товар) сосредотачивается на его общей специфике, привлекательности и характере. Техника изложения представляет собой технику передачи конкретного сообщения в контексте данного товара. Человека, равнодушно листающего страницы, мы должны соблазнить, привлечь, показать, как важно наше содержание для его жизненных интересов. Затем нужно провести его по материалу, для чего понять и использовать физические свойства носителя материала и психологию читающего. Вот почему каждая глава этой книги начинается с напоминания о том, как связаны между собой форма и содержание».

Книга-учебник, пошаговое руководство, список почти всех вариантов того, что может быть, и с чем можно столкнуться в работе над дизайном: книги, блога, сайта-галереи.

Подробное описание и покупка: Ozon.ru

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.
Ваш,
Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: