mikhail-nesterov-self-portrait
Михаил Нестеров. Автопортрет. 1915. (Фрагмент)

В течении многих лет повторяю, себе и собеседникам, слова Михаила Нестерова, которые он, в одной бесед, адресовал своему ученику — Павлу Корину:

«Художник должен обладать обширными и разносторонними взглядами, в культуре и искусстве.»

Михаил Нестеров

Постепенно уточняю отражение содержания своей библиотеки в рубрике Книжная полка и, надеюсь, кому-то эта моя деятельность полезна.

В этой заметке мне хочется затронуть темы, актуальные для более-менее зрелых авторов, и от этого — требующие немалой подготовки (иначе полученные знания попросту не применить в фотографии):

  • Культура книги
  • Культура музыки
  • Культура древнерусской живописи
  • Культура художественной критики

По мере углубления в прочтение заметки, вы поймете почему.

Как читать книги

Заголовок, тема и заголовок нестареющей книги Сергея Поварнина. Ее сделал настольной, — считаю это логичным, поскольку в школьные годы нас учили разборчивости, в словах, книгах и прочем. Объясняли значение «проработки книг», особенно научного характера, но потом ни с того ни с сего, — как мне тогда показалось, я начал замечать снижение качество чтения.

Читать стал быстрее и больше, но понимать с первого раза — меньше.

Во многом, это логично: емкость современных книг оставляет желать лучшего; да и интернет — прямо скажем, не способствует развитию концентрации мысли, а скорее наоборот.

В общем, пришлось вспоминать основы, причем не только про карандаш и блокнот, — с этим у меня проблем нет, сами понимаете, а про «умение работать с книгой», в которое входит:

  1. Определение цели чтения
  2. Борьба с ленью мышления
  3. Выявление сущности книги

И т. д.

Одна из мыслей Сергея Иннокентьевича — нужно руководствоваться планом чтения, стала, в моем случае, основой рубрики Книжная полка. Подборки — не что иное, как планы по темам и постоянно уточняемые, по мере прочтения новых (для меня) книг, и по мере осознания кое-каких негласных проблем, с которыми нам приходиться сталкиваться регулярно.

Купить книгу: Лабиринт | Читай-город

Музыка

Игрой на музыкальном инструменте не могу себя побаловать: времени не хватит, да и дома (я так полагаю) меня не поймут. А вот слушать Реквием Моцарта и Берлиоза — очень люблю, и, в какой-то момент, мне стало интересно: почему мне нравятся оба сочинения?

Поскольку в музыкальных школах я не обучался, шел в этом вопросе по наитию, по отблеску, вернее сказать, красоты, подмечаемой в природе, на полке стали появляться книги, которые, в контексте этой публикации, стоит рассмотреть.

Как слушать музыку

Автор: Ляля Кандаурова

Емкость, — первое, что замечаешь в книгах данного автора. Складывается впечатление, что в «единицу» (страница / книга) она вкладывает больше информации, чем вмещает носитель. И, например, в данном издании, рассказывая о том, как слушать музыкальные произведения, она попутно помогает нам усвоить «опорные точки» в истории музыки.

Если книга Сергея Поварнина — настольная книга читателя, то эта — слушателя.

Купить книгу: ЛитРес | Читай-город | Альпина | My-shop

Полчаса музыки. Как понять и полюбить классику

Автор: Ляля Кандаурова

Книга посвящена западноевропейской музыке и мне, как человеку поставившему цель скорее понять притягательность произведений Моцарта и Берлиоза, она была кстати.

Через последовательное объяснение основных моментов почти шестисотлетней истории, я не только понял, почему мне нравятся оба произведения, но и почему оба соответствуют канону, т. е. религиозному духу, Писанию.

По сути, с помощью этой книги можно «открыть» для себя любого западного автора, т. е. нет, не обязательно полюбить, а именно понять: что лежит в основе его творчества, возвышает ли оно нас, или наоборот — упирает носом в грязь.

Купить книгу: ЛитРес | Читай-город | Альпина | My-shop

Древнерусская живопись

Обратная перспектива. К необходимости ее осмысления приходят многие фотографы. Кто-то, к примеру, из-за необходимости понять возможности пейзажной фотосъемки. Кто-то, и такое, к счастью, еще бывает, чтобы научиться подбирать фокусное расстояние под сюжет, сцену, — согласен, непривычный метод, хотя и оптимальный, если внимательно изучить работу Бориса Раушенбаха (речь про «Общая теория перспективы»).

В моем случае, поводом стала русская икона.

В XX веке она была открыта заново, хотя едва ли можно назвать открытием реставрацию, без которой, естественно, не сохранилось бы множество значимых произведений, но…

Чтение монографий по теме все сильнее склоняло к мысли, что икону пытаются «изучать» — открывать через «рацио», через «манометры-дерьмометры» (вспоминаем фильм «Сталкер») и через привычные искусствоведческие методы, без касания догматики и т. д.

На какой-то момент, не стану скрывать, охладел: смирился с мыслью, что икона — не мое, и с ней если и «разберусь», то позднее, когда что-то недостающее отыщу, осмыслю.

Этим «недостающим» оказалось понимание обратной перспективы — камня преткновения и, в каком-то смысле, наиболее принципиального момента: почему не линейная перспектива?

Пространственные построения в живописи. Очерк основных методов

Автор: Борис Раушенбах

Через уточнение термина «пространственные построения», Борис Викторович объясняет, чем руководствуется художник, передавая трехмерный мир на плоскости картины и почему в этой ситуации объяснение не может сводиться только к геометрии. В равной степени, имеет смысл — значение, и светотень, и цвет, и органически слитый с ними культурно-духовный опыт.

Книга непростая, вполне себе учебник и не годится для неспешного чтения перед сном. И мы должны относиться к этому труду с должной серьезностью, если хотим понять, насколько же, в самом-то деле, совершенными знаниями изобразительных средств обладали люди ранее, — жившие во времена Древней Руси, к примеру.

Купить книгу: Лабиринт | Читай-город | My-shop

Труд иконописца

Автор: Мария Соколова

Можно не читать первую главу (писана не Марией Николаевной) и не касаться «техпроцесса» — книга ценна тем, что в ней приведены основы богословия иконы, образа и духовной жизни иконописца, по крайней мере — того, кто себя хочет к таковым причислить.

Во многом, содержание обусловлено тем, что руководство создавалось для учеников; и читая, будучи фотографом, отчетливо понимаешь, что иконопись — не живописание, и исследование иконы, методом искусствоведческим, — это и впрямь, путь в никуда.

Купить книгу: Лабиринт | My-shop

Богословие иконы Православной Церкви

Автор: Леонид Успенский

Без преувеличения, не имеющая аналогов монография по богословскому осмыслению иконы; через объяснение борьбы против обмирщения церковного искусства, автор показывает, что от черт, свойственных искусству светскому, икона защищена ровно в той степени, в какой защищена и богословская мысль, а поскольку в разные эпохи этот уровень разнится, то и, как не приятно это осознавать, разнится уровень иконописания, что влечет за собой готовность и, в отдельные исторические моменты, — необходимость не принимать на веру всякий образ — пусть он даже будет и древний, и красивый.

Писаный в эпоху упадка, он может вводить в заблуждение, вместо того, чтобы наставлять, и в этом нужно видеть данность и понуждение, чтобы изучать догматы Церкви.

Купить книгу: Лабиринт

Смысл икон

Авторы: Владимир Лосский, Леонид Успенский

Прекрасно проиллюстрированная книга, ценность которой в последовательном раскрытии — в объяснении основных типов икон, или иконографий:

  1. Иисуса Христа
  2. Богородицы
  3. Святых
  4. Основных праздников

С учетом выше перечисленных книг, эта — завершающая, которую, на данный момент, смело можно рекомендовать тем, кто, так же как и я, интересуется миром русской иконы.

Купить книгу: Лабиринт

Мемуары. Художественная критика

Мемуары актеров, кинорежиссеров, художников, и представителей иных творческих ремесел, — ларчик, ценность содержимого которого сильно варьируется, в зависимости от эпохи или в зависимости от системы ценностей автора, от его силы духа и творческого пути.

Иногда, достаешь из этого «тайника» что-то полезное, например: понимание эпохи, автора — его работ, какого-то периода жизни, а порой и то, и другое.

Бывают, конечно, и неприятные исключения. Но это реальность: не всегда же празднику быть на нашей улице.

Запечатленное время

Автор: Андрей Тарковский

Непростой автор. Непростая книга. Читать ее, что называется «взахлеб» — неправильно, и от такого исследовательского метода, первым делом, удерживал себя. Во многом потому что мне интересен подход, когда автор пытается осмыслить свою моральную ответственность и место свое в этом мире.

Читая строки Андрея Арсеньевича, про его взгляды на эстетику кинематографа — невольно в свое ремесло заглядываешь и проводишь параллели, занимаешься кристаллизацией мысли, и, пусть и не сразу, начинаешь выстраивать свою твердую позицию в своем ремесле.

Подробнее»

О значении Иванова в русском искусстве

Автор: Владимир Стасов

Жизненный путь Александра Иванова знаком многим (по крайней мере тем, кто пытался как-то понять его мотивы, «причуды» самоотверженной жизни). Но, вот сопоставлять биографии, того же Брюллова и Иванова — брались единицы.

Владимир Стасов был наиболее объективен, не умаляя значения творчества Брюллова, он нас ведет к понимаю подлинной жизни в искусстве, к понимаю назначения подлинного искусства — пусть и в непростые годы, духовной неразберихи и светского «брожения».

Подробнее»

Вместо заключения

Вначале творческого пути я читал взахлеб техническую литературу и смотрел видеоуроки; на YouTube и Vimeo. Это логично, необходимо и ранний период требует, чтобы фотограф учился «ходить»; «бегать» — позднее.

«Спринтером» я пока не стал, но, чтобы правильно произошел «переход от ходьбы к бегу» — нужно читать хорошие книги, нужно не допускать упадка мысли, особенно в вопросах своего происхождения, своей национальной культуры.

Литература, которая способствует правильному «переходу», всегда будет уточняться здесь — в этой неброской заметке. Если не хотите пропустить обновлений, подписывайтесь.

Дополнено 26.03.2021

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш,

Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: