В течении многих лет повторяю, себе и собеседникам, слова Михаила Нестерова, которые он, в одной бесед, адресовал своему ученику — Павлу Корину:
«Художник должен обладать обширными и разносторонними взглядами, в культуре и искусстве.»
Михаил Нестеров
Постепенно уточняю отражение содержания своей библиотеки в рубрике Книжная полка и, надеюсь, кому-то эта моя деятельность полезна.
В этой заметке мне хочется затронуть темы, актуальные для более-менее зрелых авторов, и от этого — требующие немалой подготовки (иначе полученные знания попросту не применить в фотографии):
- Культура книги
- Культура музыки
- Культура древнерусской живописи
- Культура художественной критики
По мере углубления в прочтение заметки, вы поймете почему.
Как читать книги
Заголовок, тема и заголовок нестареющей книги Сергея Поварнина. Ее сделал настольной, — считаю это логичным, поскольку в школьные годы нас учили разборчивости, в словах, книгах и прочем. Объясняли значение «проработки книг», особенно научного характера, но потом ни с того ни с сего, — как мне тогда показалось, я начал замечать снижение качество чтения.
Читать стал быстрее и больше, но понимать с первого раза — меньше.
Во многом, это логично: емкость современных книг оставляет желать лучшего; да и интернет — прямо скажем, не способствует развитию концентрации мысли, а скорее наоборот.
В общем, пришлось вспоминать основы, причем не только про карандаш и блокнот, — с этим у меня проблем нет, сами понимаете, а про «умение работать с книгой», в которое входит:
- Определение цели чтения
- Борьба с ленью мышления
- Выявление сущности книги
И т. д.
Одна из мыслей Сергея Иннокентьевича — нужно руководствоваться планом чтения, стала, в моем случае, основой рубрики Книжная полка. Подборки — не что иное, как планы по темам и постоянно уточняемые, по мере прочтения новых (для меня) книг, и по мере осознания кое-каких негласных проблем, с которыми нам приходиться сталкиваться регулярно.
Купить книгу: Лабиринт | Читай-город | Book24
Музыка
Игрой на музыкальном инструменте не могу себя побаловать: времени не хватит, да и дома (я так полагаю) меня не поймут. А вот слушать Реквием Моцарта и Берлиоза — очень люблю, и, в какой-то момент, мне стало интересно: почему мне нравятся оба сочинения?
Поскольку в музыкальных школах я не обучался, шел в этом вопросе по наитию, по отблеску, вернее сказать, красоты, подмечаемой в природе, на полке стали появляться книги, которые, в контексте этой публикации, стоит рассмотреть.
Как слушать музыку
Автор: Ляля Кандаурова
Емкость, — первое, что замечаешь в книгах данного автора. Складывается впечатление, что в «единицу» (страница / книга) она вкладывает больше информации, чем вмещает носитель. И, например, в данном издании, рассказывая о том, как слушать музыкальные произведения, она попутно помогает нам усвоить «опорные точки» в истории музыки.
Если книга Сергея Поварнина — настольная книга читателя, то эта — слушателя.
Купить книгу: Альпина | Читай-город | Book24
Полчаса музыки. Как понять и полюбить классику
Автор: Ляля Кандаурова
Книга посвящена западноевропейской музыке и мне, как человеку поставившему цель скорее понять притягательность произведений Моцарта и Берлиоза, она была кстати.
Через последовательное объяснение основных моментов почти шестисотлетней истории, я не только понял, почему мне нравятся оба произведения, но и почему оба соответствуют канону, т. е. религиозному духу, Писанию.
По сути, с помощью этой книги можно «открыть» для себя любого западного автора, т. е. нет, не обязательно полюбить, а именно понять: что лежит в основе его творчества, возвышает ли оно нас, или наоборот — упирает носом в грязь.
Купить книгу: Альпина | Читай-город | Book24
Древнерусская живопись
Обратная перспектива. К необходимости ее осмысления приходят многие фотографы. Кто-то, к примеру, из-за необходимости понять возможности пейзажной фотосъемки. Кто-то, и такое, к счастью, еще бывает, чтобы научиться подбирать фокусное расстояние под сюжет, сцену, — согласен, непривычный метод, хотя и оптимальный, если внимательно изучить работу Бориса Раушенбаха (речь про «Общая теория перспективы»).
В моем случае, поводом стала русская икона.
В XX веке она была открыта заново, хотя едва ли можно назвать открытием реставрацию, без которой, естественно, не сохранилось бы множество значимых произведений, но…
Чтение монографий по теме все сильнее склоняло к мысли, что икону пытаются «изучать» — открывать через «рацио», через «манометры-дерьмометры» (вспоминаем фильм «Сталкер») и через привычные искусствоведческие методы, без касания догматики и т. д.
На какой-то момент, не стану скрывать, охладел: смирился с мыслью, что икона — не мое, и с ней если и «разберусь», то позднее, когда что-то недостающее отыщу, осмыслю.
Этим «недостающим» оказалось понимание обратной перспективы — камня преткновения и, в каком-то смысле, наиболее принципиального момента: почему не линейная перспектива?
Пространственные построения в живописи. Очерк основных методов
Автор: Борис Раушенбах
Через уточнение термина «пространственные построения», Борис Викторович объясняет, чем руководствуется художник, передавая трехмерный мир на плоскости картины и почему в этой ситуации объяснение не может сводиться только к геометрии. В равной степени, имеет смысл — значение, и светотень, и цвет, и органически слитый с ними культурно-духовный опыт.
Книга непростая, вполне себе учебник и не годится для неспешного чтения перед сном. И мы должны относиться к этому труду с должной серьезностью, если хотим понять, насколько же, в самом-то деле, совершенными знаниями изобразительных средств обладали люди ранее, — жившие во времена Древней Руси, к примеру.
Купить книгу: Лабиринт | Читай-город | Book24
Труд иконописца
Автор: Мария Соколова
Можно не читать первую главу (писана не Марией Николаевной) и не касаться «техпроцесса» — книга ценна тем, что в ней приведены основы богословия иконы, образа и духовной жизни иконописца, по крайней мере — того, кто себя хочет к таковым причислить.
Во многом, содержание обусловлено тем, что руководство создавалось для учеников; и читая, будучи фотографом, отчетливо понимаешь, что иконопись — не живописание, и исследование иконы, методом искусствоведческим, — это и впрямь, путь в никуда.
Купить книгу: Лабиринт
Богословие иконы Православной Церкви
Автор: Леонид Успенский
Без преувеличения, не имеющая аналогов монография по богословскому осмыслению иконы; через объяснение борьбы против обмирщения церковного искусства, автор показывает, что от черт, свойственных искусству светскому, икона защищена ровно в той степени, в какой защищена и богословская мысль, а поскольку в разные эпохи этот уровень разнится, то и, как не приятно это осознавать, разнится уровень иконописания, что влечет за собой готовность и, в отдельные исторические моменты, — необходимость не принимать на веру всякий образ — пусть он даже будет и древний, и красивый.
Писаный в эпоху упадка, он может вводить в заблуждение, вместо того, чтобы наставлять, и в этом нужно видеть данность и понуждение, чтобы изучать догматы Церкви.
Купить книгу: Лабиринт
Смысл икон
Авторы: Владимир Лосский, Леонид Успенский
Прекрасно проиллюстрированная книга, ценность которой в последовательном раскрытии — в объяснении основных типов икон, или иконографий:
- Иисуса Христа
- Богородицы
- Святых
- Основных праздников
С учетом выше перечисленных книг, эта — завершающая, которую, на данный момент, смело можно рекомендовать тем, кто, так же как и я, интересуется миром русской иконы.
Купить книгу: Лабиринт
Мемуары. Художественная критика
Мемуары актеров, кинорежиссеров, художников, и представителей иных творческих ремесел, — ларчик, ценность содержимого которого сильно варьируется, в зависимости от эпохи или в зависимости от системы ценностей автора, от его силы духа и творческого пути.
Иногда, достаешь из этого «тайника» что-то полезное, например: понимание эпохи, автора — его работ, какого-то периода жизни, а порой и то, и другое.
Бывают, конечно, и неприятные исключения. Но это реальность: не всегда же празднику быть на нашей улице.
Критики и искусство
Автор: Алла Верещагина
Обширная монография по истории русской художественной критики, по истории и развитию, без принижения заслуг ее главных действующих лиц в период с середины XVIII века и до 30-х годов XIX столетия.
В книге много цитат, имен и минимум попыток (со стороны Аллы Глебовны) «думать за нас», что с одной стороны приятно, а с другой — понуждает к факультативному изучению архивов; в книге хорошо отражены такие темы, как «национальное в искусстве…» и «борьба западных настроений за право доминировать в русском искусстве».
Купить книгу: Direct-Media
Запечатленное время
Автор: Андрей Тарковский
Непростой автор. Непростая книга. Читать ее, что называется «взахлеб» — неправильно, и от такого исследовательского метода, первым делом, удерживал себя. Во многом потому что мне интересен подход, когда автор пытается осмыслить свою моральную ответственность и место свое в этом мире.
Читая строки Андрея Арсеньевича, про его взгляды на эстетику кинематографа — невольно в свое ремесло заглядываешь и проводишь параллели, занимаешься кристаллизацией мысли, и, пусть и не сразу, начинаешь выстраивать свою твердую позицию в своем ремесле.
О значении Иванова в русском искусстве
Автор: Владимир Стасов
Жизненный путь Александра Иванова знаком многим (по крайней мере тем, кто пытался как-то понять его мотивы, «причуды» самоотверженной жизни). Но, вот сопоставлять биографии, того же Брюллова и Иванова — брались единицы.
Владимир Стасов был наиболее объективен, не умаляя значения творчества Брюллова, он нас ведет к понимаю подлинной жизни в искусстве, к понимаю назначения подлинного искусства — пусть и в непростые годы, духовной неразберихи и светского «брожения».
Вместо заключения
Вначале творческого пути я читал взахлеб техническую литературу и смотрел видеоуроки; на YouTube и Vimeo. Это логично, необходимо и ранний период требует, чтобы фотограф учился «ходить»; «бегать» — позднее.
«Спринтером» я пока не стал, но, чтобы правильно произошел «переход от ходьбы к бегу» — нужно читать хорошие книги, нужно не допускать упадка мысли, особенно в вопросах своего происхождения, своей национальной культуры.
Литература, которая способствует правильному «переходу», всегда будет уточняться здесь — в этой неброской заметке. Если не хотите пропустить обновлений, подписывайтесь.
Дополнено 27.08.2021
Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.
Ваш,
Андрей Бондарь.
Добавить комментарий