Благодаря амбротипии фотография стала массовой.

Амбротипия — вариант мокроколлодионного процесса, изобретенного Фредериком Скоттом Арчером и представленный научному сообществу в 1851 году. Смысл процесса заключается в получении и последующем закреплении позитивного изображения на стеклянной пластине.

ambrotipiya

Злая ирония заключается в том, что Арчер изобрел, но не запатентовал свой метод и умер в нищете и безмолвии, а привычный нам термин амбротипия (англ. ambrotype, от греческого ambrotos — вечный) ввел Джеймс Ансон Каттинг, более известный как Джеймс Амброуз Каттинг (да, гордость вынудила его сменить имя :)), который и запатентовал метод получения изображения в 1854 году.

Амбротип и его преимущества.

Амбротипия — революция в истории фотографии. Шаг, имевший преимущества перед дагерротипией:

  • Уменьшилось время выдержки, что позволило фотографии открыть новые горизонты. Роджер Фентон был одним из первых военных фотографов той эпохи, а его фотографии Крымской войны позволили автору попасть в список 100 фотографов, изменивших мир. Своим успехом, он обязан амбротипии, и личному фургону, на котором фотограф разъезжал по местам сражений и фиксировал будни Британских подданных.
  • Заменив серебряную пластину на стекло, удалось снизить себестоимость производства фотографии, и вскоре, в фотоателье можно было видеть не только зажиточных, но и простых людей: офицеров, в низшем звании, и продавцов. Цене радовался и бизнес того времени, т. к. массовая индустрия всегда отзывалась звоном монет в бездонных карманах.

Решив вопрос доступа кислорода к полученному изображению (методом покрытия лаком слоя с коллодием и последующим накрыванием вторым стеклом) Каттинг увеличил срок хранения полученных фотографий. Амбротипия была принята с ликованием…

Технология.

Несмотря на все свои преимущества, и внешнюю легкость, амбротипия требовала от мастера аккуратности и четкости действий, ведь эмульсия на основе коллодия сохраняет необходимые свойства, пока светочувствительный слой не высох, а это примерно 10-15 минут.

Технологический процесс:

  • Полировка стекла. Бруском по краям, буквально парой движений, необходимо обработать приготовленные стеклянные пластины. А после: промыть стекло и просушить.
  • Тщательная очистка. Используется смесь мела, спирта и воды. А затем финальная очистка при помощи спирта. Важно не перепутать стороны после полировки и оставить готовое стекло в специальном ящике, для защиты стеклянной поверхности от пыли и случайных касаний.
  • Построение кадра. Да, непривычно для цифровой фотографии, где учат сначала нажать кнопку, а только потом — думать; в амбротипии, как правило, выделяется время на обдумывание композиции и т. д.
  • Создание светочувствительного слоя на пластине. Для этого необходимо: полить коллодий на отполированную поверхность пластины, и равномерно распределить; излишки слить с угла. Коллодий схватывается, через 20 секунд. Далее, необходимо погрузить пластину в раствор нитрата серебра и выдержать ее в течении 4-5 минут (за это время в слое коллодия образуются галогениды серебра).
  • Фотосъемка. Заряжая пластину в кассету, фотограф должен помнить, что у него остается примерно 10-12 минут, пока коллодий не высохнет (после с ним невозможно будет работать).
  • Экспонирование…
  • Проявка. Тут все как в нашу молодость: красная лампа и процесс возникновения изображения «из ниоткуда». Проявка пластины ведется при красном свете и вручную. Необходимое количество проявителя выливается прямо на пластину и распределяется по ее поверхности. Проявление длится 12-15 секунд. Сплошная романтика. 🙂
  • Фиксирование, полученного изображения, проходит при обычном свете, с использованием тиосульфата натрия или аммония, и длится минуту.

Заключительные этапы — лакировка и дополнительное стекло, дабы получить действительно вечный амбротип.

Амбротипы и мир.

Благодаря своей глубине резкости и тональным переходам, амбротипия получила широкое распространение в портретном жанре. Создаваемые амбротипы выглядят аристократично и подчеркивают благородство эпохи 19го века: выверенные позы, жесты, наплывы эмульсии и пятна микрозасветки создали новый мир, ценность которого превратила фотографию в настоящую фамильную реликвию.

В конце 1850х амбротипы обошли дагерротипы по популярности, хотя и сама амбротипия оказалась вытесненной уже к середине 1860х.

Да, в те далекие годы фотография была еще юной, чтобы ей указывали какой она должна (или не должна) быть. Она была тем, что хотели видеть фотографы: от высокого искусства, до низкой коммерции. А последующие процессы втянули фотографию в бессмысленную агонию, с целью навязать вседоступность. Хотя именно в этой гонке я нахожу объяснение (хоть и субъективное) современной востребованности амбротипов.

Амбротипия в наши дни.

Несмотря на замену более простыми / удобными / дешевыми методами, амбротипы популярны в наши дни и находят применение во множестве жанров: от натюрморта, до fashion.

Для ознакомления, творчество Миши Бурлацкого.

Амбротипия — последний оплот индивидуальности в мире фотографии: полученные снимки имеют неповторимый стиль и создаются в единственном экземпляре. И если быть честным, то, фотоискусство наконец стало таким, каким его хотят видеть фотографы, даже если это означает смену мастерства современности на магию прошлого.

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш,
Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: