Не первый год, в фотографии формируется мнение о великой роли эмоции для создания шедевра. Если вы зашли в тупик и не знаете, что и как снять – приступайте к протоколированию эмоциональности снимаемого объекта и будет вам счастье. Так ли это? Сегодня мы выясним что же делают эмоции в фотографии.

Периодически оглядываясь на просторах интернета, в последнее время я стал замечать наличие неких раскадровок эмоций. Стоит человек у стенки и кривляется (точь-в-точь, как мы в детстве, только за свою шалость по заднице не получает).

Честно говоря, первое впечатление помогло вспомнить о Эдварде Мейбридже (фотограф, оставшийся в истории благодаря тому, что первым решил применять несколько фотокамер одновременно) и о его эксперименте с бегом лошади (в последствии протоколировал и других животных).

Но его снимки создавались исключительно в исследовательских целях и не претендовали ни на шедевральность, ни на статус «Искусство». Т.е. фотография с ее технической протокольностью, в самом примитивном ее виде.

Не знаю связан ли этот момент истории и современная реальность, но уж больно схожи подходы (кроме кол-ва камер) и конечный результат. Вместо лошади – люди, вместо бега – работа мимики и иногда конечностей.

О чем нам говорят под этими картинками? Такой-то человек сфотографировался (покривлялся) на камеру и показал всем «как надо». Правда что понимается под этим «надо», я так и не понял, да и вряд ли пойму, т.к. истина очевидна. Но не будем спешить.

В процессе фотосъемки (или ее подготовки, если тз составлено заранее) любой уважающий себя фотограф заводит речь об эмоциях. Вполне важный вопрос, т.к. образ необходимо подкреплять эмоциональным состоянием. Не эмоцией, а комплексно – состоянием. Что это значит? Беглое строительство бровей домиком и добавка бантика из губ – не увенчает кадр жизнью, т.к. наигранная фальшь будет «резать глаз» зрителя. Если человек не прочувствовал свой образ и не вжился в перевоплощение, то будет дешевый «спектакль на коленке». Именно поэтому так важно спросить у фотографируемого человека (будь то модель или обыватель) его эмоциональные особенности. В чем силен, что привычно, каким порой бывает и т.д. Фотографу очень важно узнать плюсы и минусы своего героя. Именно после этого и корректируется образ (для тех кто еще в танке: образ формируется из множества составляющих и не является лишь шаблоном в лице тряпочек на человеке), определяется референс (при необходимости) и намечаются дальнейшие действия. Вспомните подготовку к киносъемке блистательных актеров, вошедших в историю. Шаляпин, Раневская, Миронов, Чаплин. При желании этот список может стать отдельной статьей (но не станет, т.к. блог о фотографии), но даже из приведенных, в качестве примера, личностей можно понять нужное. При подготовке к своим ролям они читали соответствующую литературу (дабы лучше понять эпоху, в которую они погружаются), слушали музыку или просто наблюдали за людьми, которых им придется «копировать». Да, это старая школа, но эталонная (хотя еще остаются в наши дни сильные актеры, готовящиеся к новой роли схожим образом), что и следует понять, и принять. Именно такой ревностный (если хотите) подход и позволяет делать фотографии, способные пережить годы, эпохи, войти в историю. Именно ради такой скрупулезной достоверности некоторые фотографы тянут музыкальные композиции на место съемки, дожидаются необходимых условий (погодных), продумывают окружающую среду и пристально наблюдают за состоянием героя в кадре. Разумеется никаких отвлеканий на мобильники и прочую суматоху наших дней. Образ вытачивается ювелирно и не приемлет прыжков из одного состояния в другое, ведь теряется вера зрителя в происходящее.

Вот вам и коротко об эмоциях, что держатся в рамках состояния, которое и позволяет творить на одной волне. Речь конечно же идет о художественной (не по титулу или тонировке, а по своей природе) арт фотографии, этим и объясняется скрупулезность ради получаемого результата.

Такой подход дает свои результаты (главное что прогнозируемые, а не случайные), но бывают и трудности. К примеру: пришедший человек плохо знает себя или считается, обществом (ох уж эта тяга к болванкам), неэмоциональным. Не стоит от него отмахиваться и бросаться на поиски другого коллеги или клиента. Такая ситуация лишь дает вам толчок к началу диалога за чашкой чая (или кофе, все же зависит от предпочтений, а то можно и градус бахнуть) и налаживания «контакта». Если вы умеете вести беседу и располагать к себе – успех будет, к любому найдется подход и вы сделаете интересную (пусть даже и не шедевр) фотографию.

На примере короткого пояснения, думаю многим стала понятна роль эмоции в фотографии. Ее вклад в общую копилку. Но внимательный читатель не мог пропустить и той мелочи, что эмоции – еще один инструмент в фотографии, которым необходимо уметь пользоваться, но только одной эмоцией не построить кадра. Так же как и не построить дома из одного только цемента. Да, необходимый компонент в строительстве (и необходимо знать все его свойства и сочетания, рецепты), но сам по себе он ничего не значит и не позволит создать строение.

Так важны ли эмоции в фотографии? Безусловно!

Но только не спешите бежать и «штопать» эмоциональные ряды понравившегося вам человека, прочтите, еще раз, что написано выше. «…Еще один инструмент». Т.е. для отправки в «путешествие» вам необходимо вспомнить и о других «китах»: свет, композиция, контраст, символ и т.д.

Когда страсти внутри улягутся и придет понимание единения (эгоизм, «увы», в фотографии неприемлем) всех составляющих фотографии, тогда и стоит для себя подтянуть знания в области эмоций.

Для начала достаточно быть внимательным к людям. Смотреть на них, вникать и пытаться делать мимолетные заметки. Ведь кто знает, возможно завтра, к вам придет дворник, с целью сделать портрет. А вы начнете вешать на него «ярлыки», т.к. никогда не здоровались с такими людьми и при встрече, отводили свои глаза в сторону или «окунались» в экран мобильника. И соответственно ничего не знаете о внутреннем мире таких людей. А теперь ситуация изменилась, и вы произносите шаблонное: «Здравствуйте. Чем я могу вам помочь?»

А что же делать с раскадровкой?

Она вам так нужна? Думаю нет. Ведь для чего она? Заплатили денег – человек сделал. В портфолио такие глупости не берутся, в истории им места не досталось. Ну заплатили обывателю денег – он покривлялся так, просто, для тренда, чтобы не выбиваться из толпы. Как говорится: «Ничего личного…»

В наши дни, фотография вновь вовлечена в борьбу, как и во времена первого «Kodak». Сухое протоколирование действительности или же художественный язык повествования? Ответ на этот вопрос каждый для себя находит сам, оттого и остается этот выбор за вами.

Главное помнить, что беря в руку камеру — вы стремитесь к самовыражению. Демонстрируя результаты – вы берете на себя ответственность за культурный фон зрителя. За его чувство прекрасного, визуальное восприятие и культурный уровень, который в ваших руках и его нельзя ронять в грязь. Исходя из этого вы и определяетесь со своей творческой дорогой. Или развить умение строить повествование и создавать рассказы, пьесы. Или же зазубрить одного слово и только им общаться, например – эмоция.

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш,
Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: