Общение с заказчиком — словесный поединок. В этом нас убеждают маркетологи, психологи и копирайтеры. Верить или доверять — личный выбор. Сегодня речь о другом.

Темы, на которые не следует тратить время в общении с заказчиком, опубликованы отдельно, а заезженные фразы, которые я собирал в течении года, — перед вами.

Отныне это не четыре главы одной темы, а четыре родственные темы:

  1. Клише в речи фотографа
  2. Шаблонные фразы из лексикона фотографа
  3. Пустословие и речевые обороты фотографа
  4. Продающие фразы в речи фотографа

Решение создать категории — необходимость, поскольку количество фраз растет, а мотив их употребления неизменен — деньги.

Клише в речи фотографа

zaezzhennye-frazy-fotografa

Опять вы с этими словами…

Признаться, я не верю, что отдельно взятое слово, или фраза, гарантирует успех переговоров, но упреки коллег — «Все говорят, а чем я хуже?», — нельзя игнорировать.

Рассмотрим основные шаблонные фразы и оценим возможные последствия их употребления.

Нацеленность на результат

Правда?

Спрашиваю, у читателя, поскольку «нацеленность на результат» — первое, что замечаешь на многих сайтах коллег. Именно фразу, а не организацию портфолио, его сообщение зрителю. А жаль…

Фраза не пригодится в беседе с заказчиком, поскольку производимое впечатление — шок, что в наши дни кто-то еще способен выполнять работу за деньги — быстро пройдет, взгляд вновь падет на портфолио, а там… или да, или — давайте не будем знакомы.

Нацеленность на результат — не слова, а интерес фотографа к проекту, который виден заказчику.

Индивидуальный подход

Правда?

Спрашиваю, у читателя, поскольку «индивидуальный подход» — рекламный слоган, который украшает многие публичные страницы в социальных сетях, не только фотографов. Плагиат не пошел в прок, оглянитесь…

Одни фотографы понимают постановку задачи и работают в своем стиле, посматривая в ТЗ, а другие тиражируют собственное портфолио: тонировка, кадрирование, поза и т. д.

В первом случае — индивидуальность, а не слова. Во втором — подход, слова без дела.

Конечно, заказчик не станет обличать фотографа, но сколько можно терять заказы из-за слов?

По делам познается человек и фотограф — не исключение.

Гарантия возврата денег

Правда?

Спрашиваю, у читателя, поскольку желание вернуть деньги — маркетинг, а не голос разума, и данная фраза в лексиконе — отчаяние, попытка хоть как-то удержать клиента, а не сделать его заказчиком.

Обслуживание, а не ремесло — первая мысль клиента, а вторая — «Зачем рисковать? Мне нужна фотография, а не трата времени и перемещение денег из рук в руки.»

Обещание вернуть деньги, когда еще ничего не сделано, — отсутствие индивидуального подхода, нацеленности на результат и прочего, что успел наговорить потенциальному заказчику. Фотографу нужно внимание — единственное, что запомнит клиент и будет прав.

Звоните в любое время

Правда?

Спрашиваю, у читателя, поскольку электронная почта, социальные сети и мессенджеры не оставили этой фразе шансов на привлечение внимания клиента.

Подобные призывы — гарантия неопытности и первых шагов в профессии.

Хотите проверить?

Бронирование дат (принимаю заказы на…)

Правда?

Спрашиваю, у читателя, поскольку бронирование дат — свадебная ниша, а там всегда печаль: с марта по октябрь.

Искусственная востребованность — инструмент маркетинга, попытка привлечь внимание, но бронь — безнадега и сигнал для клиента — пора торговаться, что-то требовать для себя.

Грязные приемы — показатель неопытности и отсутствия востребованности.

Предложение ограничено (по времени или количеству)

Правда?

Спрашиваю, у читателя, поскольку фотография — не средство первой необходимости. И если расценивать слова:

  • Впервые
  • Предложение ограничено
  • Спешите
  • Торопитесь
  • Срок действия предложения истекает
  • Осталось всего
  • Последний шанс

как продающие, то необходимо вспомнить «магазин на диване», где всегда торопят, обещают и ограничивают по времени, чтобы человек не успел подумать и сказать: «А зачем это мне?»

Это грязный прием и да — он работает, но в нише, где работают и другие слова: бесплатно и халява. Вам туда? Не думаю.

Слова без понимания — реальные проблемы.

Специально (или только) для вас

Правда?

Спрашиваю, у читателя, поскольку персональное предложение — не индивидуальный подход и тут есть нюансы:

  1. Если фотограф личный мастер одного человека или компании, то персонально — не его случай, потому-что он работает по принципу «как скажут», а не как решил или предложил. Личное мнение и предложение, для третьей стороны, отторгается.
  2. Если фотограф волен озвучивать и предлагать свои идеи, то он может сформировать предложение и найти для него зрителя — потенциального заказчика. В таком случае, «специально для вас» лучше заменить на «специально для *целевая аудитория*» и да, такой подход будет успешным, при должном усердии и затратах на рекламу.

Отсутствие конкретики — единственная причина, из-за которой хороший подход стал просто фразой, а она — клише.

Делом, а не словом.

И все будет хорошо.

«…» лет работы на рынке

Правда?

Спрашиваю, у читателя, поскольку эта информация интересна только налоговой, да и то, по известному вопросу. На творчество фотографа ей…

Сами знаете.

Идем дальше, не задерживаемся.

Фотографирую много, большой опыт

Правда?

Спрашиваю, у читателя, поскольку фразу любят новички. Бывалые не обращают внимание на бахвальство, а молча, на деле, демонстрируют свой опыт.

Опыт, он в мелочах, а не на словах.

Знают об этом и заказчики, будьте осторожны.

Со мной надежно, волшебно, тепло и т. д.

Правда?

Спрашиваю, у читателя, поскольку к «волшебно» добавляю фразы:

  • Фотографирую вас красивых и счастливых
  • Ваша красивая свадьба в моих руках

и предостерегаю от их употребления, потому-что они формируют облик «домохозяйки», а не фотографа.

«Волшебство» и обилие лести — путь в нишу из бюджетных фотосъемок и свадебных плясок вокруг заказчика. Попасть легко, вернуться, для многих, — невозможно.

Не ищите волшебства в словах, копите аргументы.

Дополнено 31.05.2017

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.
Ваш,
Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: