С момента своего зарождения и по сей день, фотография борется за право быть искусством. Но часто, она «спотыкается» и приравнивается к предметам обихода. Неприятно конечно, но что поделать, если за два столетия мир даже не научился правильно смотреть на фотографию.

— Что? Фотограф, ты в своем уме? — предположу, что подобные слова могли сорваться с ваших уст.

Но давайте лучше подумаем, как мы рассматриваем наши фотографии

s-kakogo-rasstoyaniya-rassmatrivat-fotografii-logo

Листаем бездумно на 4-6 дюймовом экране пиксели, порой смотрим на банеры (стоя в пробке) и крайне редко достаем семейный фотоальбом, с карточками разного размера. Ах да, порой посещаем фотовыставки. Пожалуй все.

Сегодня я бы хотел поговорить о грамотности просмотра фотографии большого формата. Цель познания проста:

  • Проникнемся тональным колоритом и глубиной пространства в фотографии.
  • Лучше прочитаем авторское повествование.

Иными словами — будем грамотным зрителем, а не бестолковым невеждой, «водящим носом по картине».

В быту мелькает шутка:

Как вычислить фотографа в галерее? Очень просто! Смотри на тех, кто «водит носом по картине» и боится отойти от произведения хотя бы на 10 см. Не мешай ему, он ищет пиксель!

Шутка, но с долей шутки. Разумеется, не только фотографа можно увидеть по таким «ушам», но и человека незнающего изобразительного языка, привыкшего к технической оценке и письменности.

Чтобы не оказаться в подобной ситуации, следует прибегать к совету предшественников:

Размер наибольшей стороны фотографии умножаем на 3 и получаем минимальное расстояние для наилучшего рассматривания и погружения в произведение изобразительного искусства.

Есть и другие советы

Из разговоров с художниками, я узнал, что живопись и фотография лучше воспринимаются, если смотреть на изображение одним глазом. Для удобства, рекомендуется свернуть лист бумаги в трубу и через нее смотреть на произведение искусства.

Такой нехитрый прием позволяет обмануть особенность нашего зрения, разум и усилить восприятие объема, глубины в фотографии. Мы уже не можем ее воспринимать плоской, двумерной моделью этого мира. Мозг начинает «цепляться» за множество тональных деталей и наше зрительное впечатление не оставляет сомнений — эта фотография объемна, она не плоская картинка.

Но есть у этого способа и еще один важный момент. Внимательный зритель сможет понять точку съемки и фокусное расстояние, что в свою очередь подтолкнет к большей грамотности и полноте зрительного удовольствия.

Думаю многие замечали в выставочных залах расставленные определенным образом скамьи. Да, они для нашего удобства, но речь не о комфорте (для пятой точки). А опять же — грамотность (вспоминаем догадки о фокусном расстоянии). В большинстве случаев нам предлагают присесть на определенном расстоянии (а то и под углом к изображению), выверенном заранее.

Для чего столько сложностей? Подошел, посмотрел и шагаем дальше…

Возможно этого и достаточно, но всегда хочется большего и докопаться до сути — взгляда автора. Понять под каким углом он увидел и донес до зрителя изображенный сюжет… А для этого соблюдаем дистанцию в «общении» с фотографией.

Путем нехитрых экспериментов и наблюдений, исследователями были вычислены оптимальные расстояния для просмотра фотографий. Я нашел таблицу, в которой собраны наиболее применимые для нашей жизни варианты.

s-kakogo-rasstoyaniya-rassmatrivat-fotografii-soveti

Запоминаем, применяем и получаем удовольствие от грамотного прочтения фотографий.

Разумеется, это не все рекомендации для грамотного и комфортного просмотра фотографий. В ближайшее время я планирую продолжить свои беседы с художниками на эту тему и статья дополнится новыми советами.

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш,
Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: