s-kakogo-rasstoyaniya-rassmatrivat-fotografii

Много ли фотографий мы смотрим? Возможно. Правильно ли мы это делаем? Нет, причем не только обыватели, но и многие фотографы. Почему? Мы утратили понимание фотографии, ее облик; предпочитаем оценивать «полуфабрикат», в виде цифровой информации на экране. Но каким бы удобным не казался экран смартфона или монитора, 4 или 30 дюймов не позволяют зрителю найти точку зрения фотографа, получить такое же зрительное впечатление от снимка как и от самой натуры; неверно подобранный угол зрения, искаженное восприятие глубины и объема изображения… но мы смотрим, хотя знаем, что не понимаем, но оцениваем… глупо.

С какого расстояния

Одни фотографии мы храним в альбомах, другие — оформляем в виде книг, наиболее ценные работы оформляем (консервируем) согласно музейным стандартам (паспарту, стекло, багет) и вешаем на стену. Размер таких изображений различен, но в основном от 9х12 до 40х60 и если задуматься, хоть на минуту, то можно вспомнить, или понять, что на размер отпечатка влияет, увы, не наши планы и условия просмотра, а стоимость печати, или удобство хранения.

Подобрать оптимальный формат — задача автора, не клиента. Заказчик должен лишь указать, или подсказать, где будет размещен отпечаток, и принять мнение фотографа, который знает, и учитывает фокусное расстояние своего объектива, которым была снята фотография и условия просмотра: листаем ли книгу, или открываем альбом, из которого любим достать снимок, или хотим расположить снимок на стене, чтобы наслаждаться им, не покидая любимого кресла.

s-kakogo-rasstoyaniya-rassmatrivat-fotografii-soveti

рис. 1

Более подробно, про расстояние просмотра и объективы, а заодно — про устройство техники, можно узнать из книги «Занимательная физика», автор Яков Перельман; давно оцифровано и, что хорошо, размещено в свободном доступе, именно глава про восприятие фотографии (увы, но про все содержание сказать не могу, не интересовался). Чтобы дополнить Перельмана, где, неизвестно почему, не подведены итоги, предлагаю учитывать значения из таблицы (рис. 1).

И как рассматривать

Всем знакомо выражение: «Водит носом по картине!» Многие слышали, а некоторым, думаю, «посчастливилось» заслужить это замечание. Но справедливо и встречное замечание, что нам без надобности смотреть на снимок одним глазом, когда удобнее двумя. Действительно, пора, и давно, оставить лупу и привычку фрагментарного восприятия целостного изображения, где иллюзия объема создается светом и композицией, во время фотосъемки.

Культура восприятия фотографии — не только оптимальное расстояние просмотра, в котором упрощенное правило, размер наибольшей стороны фотографии умножаем на 3 и получаем, то самое расстояние для просмотра и погружения в произведение изобразительного искусства, и понимание объема, и угла съемки, но и умение читать повествование на языке фотографии. В котором, как и в любом другом, трудно разобраться, но при должном усердии — возможно.

Язык фотографии — символы, образы, контрасты, ритмы и колорит. Базовые знания по этому вопросу можно получить из книг: «Поэтика фотографии», «Фотография как…» и «Стрит-фотография: Открытие плоскости». Но несмотря на то, что в них сделаны попытки, и весьма успешные, сформировать «азбуку фотографии», зритель должен не только читать (что само по себе неплохо), но и пропускать видимое через себя. Зачем? Давайте подумаем.

Визуальное произведение, как и хорошая книга, — требует от читателя внимательности. И не только к мелочам, но и к неосознанной привычке противопоставлять себя тому, что познаешь из книги или, в нашем случае, фотографии. Мы ищем на фотографии известное и пропускаем видимое через себя, в каком-то смысле, в работах автора мы видим свое отражение и поэтому нам свойственно искажать авторский замысел.

Невнимательность, спешка, субъективные оценки — показатели неосторожности, которые во многом лишают зрителя понимания видимого, а если вспомнить про технический момент — размер отпечатка и расстояние просмотра, то лишают нас удовольствия от просмотра работ, в которых мы видим новое, или под новым углом. Я уверен, что только осторожность и умение дать исчерпывающую оценку видимому, помогут научиться рассматривать фотографии.

Вместо заключения

Чтобы правильно рассматривать фотографии, необходимо учитывать физику:

  • формат отпечатка
  • расстояние просмотра

и лирику:

  • язык фотографии
  • точка зрения автора

Когда зритель сможет видеть все (правильно подобран формат и дистанция просмотра), тогда он сможет воспользоваться знанием языка фотографии, чтобы оценить качества объекта или события, дать характеристику общему повествованию, проследить мысль автора и тем самым выделить идею, для понимания которой пригодится культурная и духовная база.

Дополнено 27.12.2017

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.
Ваш,
Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: