«… Запишите исходные файлы на диск!»
/Со слов коллег/
Хипстеры диктуют моду, дедушки сбривают бороды, а внуки их носят. Всюду максимализм и лозунги: «Заплати, я все отдам!»
Вновь появились слухи о «раздаче мусора». Общество заволакивает туман неопределенности и выбор не кажется очевидным: «Итог или полуфабрикат?»
Оставлю мысли.
Почему фотографы не отдают исходники
Отбросим эмоции и взглянем на аргументы:
- Результат. Клиент оплачивает результат, а не статус, время или процесс. Платить за должность — ошибка, от которой трудно уберечь (об этом чуть позже). Фотосъемка — один из этапов создания фотографии. Их три: подготовка, фотосъемка, постобработка. Если оплачиваемый итог — печатная продукция, то печать — четвертый этап. Разрыв производственного цикла — создание брака. Мастер на это не пойдет.
- Защита от дурака. Выбор лучшего дубля для последующей обработки — ответственно и очень сложно, в подтверждение моих слов — цикл «Контрольные отпечатки». А еще качественная ретушь (годы практики, или наемный ретушер) и допечатная подготовка изображений. Мастер контролирует все процессы, тем самым предостерегая клиента от ошибок.
- Приобретение. Фотография — тактильные ощущения, а не усталость глаз от листания файлов на экране. Фотографы уходят от цифровых носителей, предоставляя клиентам готовое печатное решение: оттиски, книги и т. д. Исключение — рекламная продукция и файлы для виртуальных ресурсов (стоков и сайтов).
- Авторские права. Исходник — raw-файл. В нем прописана техническая информация о камере, настройках, времени съемки и т. д. В конфликтных ситуациях — аргумент для фотографа и лишается он его редко, на основании договора о передачи прав и оплаты, которая превышает стоимость итоговой фотографии в несколько раз.
- Культура. Зрелый мастер работает по своим правилам: стиль фотосъемки и обработки, личные сюжеты для повествований, фильтрация работ, которые могут быть увидены общественностью. Кто-то называет это репутаций, но в моем круге все звучит иначе — не обесценивать профессию легкомысленным отношением коллег и заказчиков, думать о завершенности повествования, которое трогает душу и культурный фон клиента.
Почему недовольны клиенты
Жизненные ценности и вкус формируются у человека в юные годы, в ту самую пору когда он сталкивается с необходимостью получить виньетку, или книгу своего школьного выпуска. Ему повезет, если выбор за него сделают родители, но если придется идти на поводу у толпы — доступ под личным паролем, ковыряние исходников, указание пальчиком на приемлемый кадр. И все, подход сформирован, человек не узнал — как оно на самом деле.
Прошли годы. Вчерашний ребенок вырос, материально окреп и ради наследия, обращается к мастеру за фотографией своих родителей, но подход автора «странный». Начинается знакомая песня:
- Фотографы жадные. Нет, просто есть регламент: что, сколько и когда. Как мама в детстве, ударяя ложкой по руке: «Не хватай, еще не готово! Мой руки, садись за стол, скоро будем кушать…»
- Фотографы закрытые. Нет, фотографы ценят доверие, опираются на мастерство и не приемлют правила — клиент всегда прав (увы, но это удел сферы мелких бытовых услуг и новичков, которые только пришли в фотографию, не понимая ремесла в сфере визуального искусства).
- Фотографы непонятные. Нет, фотографы наигрались с исходниками, просто еще не сложилось единого мнения на всех уровнях. Текущая неразбериха — последствие от используемой технологии: пленка или цифра.
Недовольство заказчика — рукотворная проблема и хозяин ей — фотограф. Нужно отвечать на вопросы, пояснять очевидные, и не очень, моменты:
— Фотосъемка займет два часа.
— Что это? Оплата двух часов времени фотографа? А итог деятельности мне и разбежались?
— Нет. Два часа — время, чтобы отснять указанное количество фотографий. И это вторая часть процесса. Далее третья — выборка и постобработка. А после — печать.
Фотография — не сфера услуг. Фотография — не раскадровка.
Клиент, которому нужны исходники, не нужен фотографу. Правда.
Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.
Ваш,
Андрей Бондарь.
Добавить комментарий