pochemu-ne-otdayut-iskhodniki
Photo by Perry Grone on Unsplash

«А исходники?» — в сознании многих людей, рабочий фотоархив фотографа представляет ни больше ни меньше, а «кладбище недооцененных кадров», которые, благодаря общедоступной и, во многом, автоматизированной средствами машинного обучения, ретуши, можно «спасти» и получить в качестве бонуса, причем «за так» или, если «автор — жадина», то за «бонус», — прописанный в договоре.

Из этой заметки вы узнаете:

  • почему исходники — не то, что вам нужно,
  • и почему, не отдавая их, фотограф поступает правильно.

Читайте внимательно.

Культура

Объективно, негатив / raw-файлы — сырой материал, требующий личностной интерпретации автором, в результате которой и возникает то, что называют фотографией, но в общем смысле — произведением.

Это не прихоть и на заумь, а исторический факт.

Отдать сырой материал вам — обесценить свою профессию, обесценить свой труд; в итоге — самолично разорвать производственный цикл:

  1. Подготовка
  2. Фотосъемка
  3. Постобработка
  4. Печать
  5. Оформление

Объективно: брать деньги за незавершенную работу.

«Защита от дурака»

Отказывая в исходниках, фотограф защищает свой труд, свою репутацию, — никто не увидит вольных интерпретаций, по сути — подделок. (Автоматизированные решения для ретуши, — сегодня и всегда, не смогут главного: понять, почему именно этот момент зафиксирован и что движет автором, при выборе одного кадра из множества дублей; по сути, это напоминает труд писателей, где несколько авторов могут взяться за одну тему, но в результате получатся разные произведения. И, отказывая вам в подобных «развлечениях» за свой счет, фотограф оберегает, как уже говорилось, и себя, и вас, — вы получаете то, что оплатили.)

Авторские права

Отказ от авторских прав — редкое явление, да и то в области рекламной фотографии. (Но там это уместно, чего не сказать об арт-фотографии, или сфере бытовых услуг.)

В иных же направлениях, фотографы свято чтут традиции. Кто владелец пленочного негатива или raw-файла, — тот и получает неоспоримые аргументы во время судебных разбирательств (все бывает). И в трезвом уме, ни один фотограф не станет лишать себя подобной защиты.

Вместо заключения

Покупая, к примеру, пальто или костюм, мы приобретаем готовое изделие и не просим отдать нам обрезки или все по отдельности: ткань, пуговицы и так далее. Покупая хлеб, мы не ведем разговоры о том, чтобы получить «набор пекаря-самоучки»: муку, воду, дрожжи и так далее, а приобретаем булочку формового хлеба, к примеру.

С фотографией, все обстоит также: покупайте итоговый продукт, а не полуфабрикат (конечно, если вы не маркетолог или контент-менеджер, а простой человек).

Дополнено 16.05.2018

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш,

Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: