Действительно, почему? Что там делать, если уже все отснято. На дворе 21й век, «щелк» и готово. Утром к завтраку подайте свежие фотографии.

Любого, кто хоть раз обращался к фотографу, посещали подобные мысли, а возможно – негодование. Так в чем же проблема и есть ли она? Давайте разбираться.

Цифровой век частично облегчил работу современного фотографа, хотя и не полностью:

  • добавилась необходимость цветокоррекции, перевода цвета с «машинного языка», на наш – человеческий. Если взглянуть на «сырой» raw, то складывается впечатление, что «япошки» очень интересные специалисты, т.к. их восприятию цвета позавидует и дальтоник. Прошли пленочные времена, теперь все ручками…
  • возможности камер растут, но ума им не прибавляется, поэтому «железка» по своей «природной топорности» фиксирует все, что видит. Любые пигменты и дефекты, которые еще раньше не воспринимались камерой – теперь с легкостью фиксируются и раздражают глаз. Отсюда вытекает еще одна потребность для просиживания времени у пк. Привет «Photoshop».
  • кстати о часах потраченных у пк. Фотограф — человек, а разумный – не враг своему здоровью и не сидит 25 часов в сутки у экрана. Вот такой «плюс» наших дней, хотя… Может кому-то это приятней, чем промывать и закреплять…

Вот, всего лишь три момента, а уже становится ясным, что получить фотографии завтра поутру не получится. И это лишь «вершина айсберга», предлагаю углубиться в данную тему и прояснить моменты, благодаря которым фотограф долго не отдает фотографии. А то вдруг… Он просто нехороший человек…

Восстановим все в хронологической последовательности:

1 – подышать

По окончании фотосъемки фотограф переполнен эмоциями смотрит на получившиеся фотографии «искаженно» – ему все нравится. С таким взглядом можно пропустить многие огрехи, в том числе – технические. Про художественные молчу, тут и так понятно. Требуется время, чтобы «выветрить» зрительное и эмоциональное восприятие фотографии из головы. Минимум – пара дней. Идеально – неделя/месяц.

2 – чистка

Глаза фотографа «отдохнули», голова «проветрилась» и он уже занят другими проектами. Самое время вспомнить ранее отснятое и отобрать технический брак. Он присутствует всегда, даже при 100% хирургической точности автора. Брак с удовольствием сделает техника (вот она, железка). А еще в пятом дубле вы моргнули, в седьмом чихнули, а в 10 поставили не туда ногу и т.д.

3 – отбор

На мой взгляд, это самый важный этап в пост-продакшн. На предыдущей стадии фотограф избавился от мусора (заветной кнопкой del) и теперь никто не узнает, что вы можете походить на китайца. Требуется отбор именно того (или тех) кадра(ов), которые соответствуют тз и имеют художественную ценность. Над этими кадрами ведется дальнейшая работа, с целью довести до идеала. Важность и ответственность заключается в том, что именно эти фотографии, в дальнейшем, бросают вызов времени.

4 – проявка, баланс белого

Получение технически грамотной фотографии – основа, с которой в дальнейшем фотограф топает в типографию, или продолжает свои «шаманства» в «Photoshop».

5 – ретушь, при необходимости

Вы знаете сколько у вас прыщиков? А волосков на подбородке? А где явная асимметрия? Чистка от дефектов (признанных обществом) проходит именно на этом этапе. Затратить время можно много или мало, от нескольких часов, до нескольких дней/недель. Четких рамок нет. Т.к. зависит от сложности отснятого материала, его количества, грамотности визажиста и персональных пожеланий заказчика. Ну и свободного времени фотографа, хотя кого это волнует…

6 – финальная работа с цветом

Цветовой колорит, восприятие, игра цвета и тональных ритмов. Вся итоговая работа с восприятием именно тут. По времени – недолго, но есть важный момент. Работа с цветом, контрастом и восприятием, полностью подчинена психике. Такова природа человека. Из этого следует, что требуется вдохновение и творческое расположение духа, умиротворение в душе. Стресс или проблемы со здоровьем – не способствуют продуктивной работе. Следовательно – нет торопливости, большие временные затраты на вдохновение. Разумеется, если в приоритете качество и индивидуальность.

p.s. есть возможность технической автоматизации, ради шаблонности, но подобным не балуюсь, посему прояснить возможные плюсы сможет кто-нибудь другой.

7 – подготовка к печати

Технический момент. Затраты времени небольшие.

8 – печать

Итоговый облик проделанной работы, по крайней мере для меня, т.к. работаю исключительно ради традиционной фотографии, а не пиксельного наполнителя. Временные рамки – от 1 часа до нескольких дней. Все зависит от формата.

Фух. 8 пунктов получилось, это при беглом анализе своей фотографической деятельности

Хотя кое-что и пропустил. Фотограф – человек, спешу напомнить. У него семья, личная жизнь и множество повседневных дел, аналогичных вашим. А если не быть эгоистом, и понять, что не только вы заказали у автора работу, то с улыбкой согласитесь, что оправданные пару недель пост-продакшн и вашего ожидания – вполне обоснованно.

p.s. со временем, прогрессирующий фотограф снимает меньше, тщательнее. Время, затрачиваемое на «пк-тонкости» уменьшается, но поглощается вдохновением. Тренируется художественное и образное мышление, отличающее автора от официанта.

p.s.s. изначально хотел написать обобщенно, но потом вспомнил, что всегда пишу опираясь на собственный опыт.

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш,
Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: