
Творческий кризис — уныние. Абсолютно все иные многобуквенные умозаключения пояснят тоже самое, только их прочтение займет намного больше времени.
Традиционное словоблудие, по данной теме, обычно, прикрывает закономерный интерес:
- презентация авторской книги;
- продвижение услуг: консультаций или наставничества;
- попытка защиты «какой-то» степени.
Ну и прочее, что мне мало интересно.
Почему?
Я простой фотограф. Увлечен творческой жизнью, необходимостью непрестанно думать, как-то выстраивать свой творческий быт. Творческий кризис — знакомое явление, пройденное, от которого пытаюсь уберечь коллег.
Причины творческого кризиса
В 9-ти из 10-ти легенд, «о внезапно наступившем творческом кризисе» (при внимательном — неспешном анализе), происходящему есть разумное объяснение:
- Нарушение режима: труд / отдых.
- Увлечение мотивацией.
- Избыточная суетливость.
- Завышенные ожидания, не аргументированное целеполагание.
- Боязнь провала.
- Критические отзывы, и их неправильное восприятие.
- Накопленная физическая и эмоциональная усталость.
В общем, личностный бардак, который переходит в творчество, рассеивает внимание, мешает трудиться, радоваться маленьким шажкам-победам, над собой и своей ленью и приводит кое-куда, как говорит мой коллега: «В чулан несбывшихся желаний», — он прав!
Как преодолеть творческий кризис
Самое действенное — оно же и самое доступное:
- Устроиться поудобнее (в любимом кресле или на диване).
- Замолчать.
- Отключиться от сети Интернет.
В идеале — вспомнить замечательные строчки:
Да, бой с собой самим есть самый трудный бой,
Фридрих фон Логау
Победа из побед — победа над собой.
И взять в руки семейный фотоальбом. Позднее — открыть рабочий архив; раннее творчество. Соотнести оба архива, семейный и рабочий, и найти разницу: между тем, когда ты автор, ну и тем, когда ты — простой человек.
Если есть такая возможность, то неплохо бы послушать классическую музыку; одному, чтобы обойтись без диалогов, и понять: необходимо прибраться в собственной жизни.
Будет ко времени: чтение книг, ведение дневника, создание заметок, на основе прочитанных в этот период изданий, и неплохой выбор — мемуары классиков, которые боролись, учились — не сдавались. Конечно, интересны и Ролан Быков, и Иннокентий Смоктуновский. Но разве же это все интересные личности? Нет, конечно. Так, просто, первыми вспомнил.
<…>
Музыка, чтение хорошей литературы, — природу не стоит забывать. Прогулки; внимательное созерцание ускользающих моментов, гармоничного уклада, тишины. Этим богаты парки, да и скверы, поэтому бежать за билетом на самолет не обязательно, — все необходимое рядом.
Учиться видеть кадр или свет, — во время «реабилитации» это хорошая «процедура», потому что накопленный визуальный опыт, позднее, пригодится в работе.
<…>
Как долго не снимать? — Трудно ответить на этот вопрос. Тут наверно уместен иной: Когда и в каком объеме возобновлять?
Представим, что это чек-лист:
- Основа труда — регулярность (ритм) и дисциплина, а не объем.
- Если не идет малое, то можно переключиться на большее (и наоборот).
- Неудачи, ошибки, переделки, — нормально; на ошибках учатся.
- Критика — рабочий момент, не более.
- Отсутствие ясности в голове — присутствие агонии в делах.
- Тупик — повод обратиться за советом, а не опускать руки.
- Упрощение, снижение издержек — хорошо. Скупость — плохо.
- Без фанатизма. Всё. Всегда.
Нет возражений — можешь возвращаться к съемкам.
Вместо заключения
Когда мы выбираем профессию, то соглашаемся с ее требованиями; хирург не может падать в обморок, при виде крови, а пастух — при виде волков, змей и так далее. Для каждого ремесла существует перечень обязательных условий, о которых нужно знать.
Творческий кризис — хорошо ожидаемое препятствие во всех сферах искусства. Но почему и кто придумал выставлять его напоказ?
Иван Айвазовский, в ответ на аналогичное «нытье» ученика, произнес:
«В нашем искусстве, плоды которого достигаются, как и во всех специальностях вообще, только настойчивым трудом, более чем где-нибудь важно не распускать себя… Художнику в сравнении с человеком всякой другой профессии гораздо легче именно «распустить себя», потому что для нас во всякую минуту готова на выручку отговорка: «не расположен писать», «нет вдохновения». И я должен сказать, что отговорка эта тем опаснее, что ею художники очень часто просто сами себя вводят в заблуждение и подолгу бездействуют. Тут-то как раз и кроется нередко самообман. Все дело в том, что нужно приучить себя прежде всего к труду, нужно довести себя до того состояния, чтобы внешняя, физическая сторона дела не составляла для художника ни малейшего препятствия. И поверьте, что истинное дарование, врожденный художественный талант всегда найдут в себе материал, из которого станут черпать. А сравнение с пустым колодезем, которое вы сделали, так это просто — не взыщите за выражение — логическая потуга, которая мало общего имеет с искусством. И в самом деле, коли ты пустой колодезь, так ты, значит, вовсе уже не колодезь, а просто яма, дыра в земле, все что угодно, но только не колодезь, не хранилище чистой влаги, которое имеет своим питомником постоянную внутреннюю, неиссякаемую струю…»
Все излечимо, если вовремя диагностируется.
Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.
Ваш,
Андрей Бондарь.
Добавить комментарий