nuzhno-li-fotografu-vesti-dnevnik
Photo by Calum MacAulay on Unsplash

Фотограф мыслит образами. Общается — притчами. Фиксирует — сердцем. Живет — всегда, в движении. Смотрит на все происходящее, внутри и вне его, — со всех возможных сторон. В сознании большинства людей, это недостижимая величина. Но, как известно, «Дорогу осилит идущий». И первый шаг на этом Пути — личный дневник.
/2020/

Объективное исследование творчества классиков фотографии весьма затруднительно:

  • светская история не скрывает материальных аспектов, но душевные — как реагирует в бесчеловечных условиях автор на происходящее, — мы можем лишь догадываться;
  • переписка и сами фотографии — не всегда отражают отношение автора к ситуации, — в фотографии, к сожалению, распространено механическое выполнение работы;
  • социальный образ многих авторов — противоположен их сути, внутреннему портрету; просто иначе — он остался бы без заказов или поддержки власть имущих, к примеру.

В большинстве случаев, прояснить ситуацию помогли бы личные записи, дневник или просто — зафиксированные мысли на бумаге, оставленные в минуты радости или отчаяния… Но как быть, если таковых нет?

На мой взгляд, никак: чего нет — того нет. Мы не можем изменить прошлое, но можем что-то сделать для будущего, к примеру — можем научиться видеть себя; объективно, без вранья. — Внимательный читатель, возможно, меня поправит: к примеру, меня не интересует то, кем и в какой эпохе меня увидят, зачем мне отвлекаться на «заумь»?

Осмысленное ведение личного дневника полезно не только потомкам, но и самому автору:

  1. Дневник — наиболее внимательный собеседник. Молчаливый и все запоминающий —напомнит наиболее трогательные моменты, пристыдит за излишнюю откровенность и, что наиболее важно в наши дни, — поможет не потерять над собою контроль.
  2. Дневник — инструмент, одна из функций которого — образование. Проанализировать, заново пережить непростые ситуации и наиболее значимые проекты, вопросы и места, — письменная фиксация мыслей замедляет их течение, позволяя рассуждать более глубоко.
  3. Дневник — возможность стать подлинным автором (человеком обладающим системой профессионального мышления, свойственного области профессиональных знаний); не сразу, конечно, но постепенно научишься рассуждать как мастер светописи.
  4. Дневник — лучшая «плоскость», на которой можно зафиксировать рождение снимка и собственные мысли по этому поводу: что необходимо изучить, найти и предусмотреть, возможно — исправить, пояснить, переосмыслить и… переснять (бывает и такое).
  5. Дневник — неплохая тренировка, перед началом ведения публичного блога (или перед написанием книги); а блог — возможность найти единомышленников, с которыми, как в творчестве, так и по жизни, — любое испытание по плечу.

<…>

Ведение дневника подразумевает уединение, способность наслаждаться внешней тишиной — понимание значения голоса тишины, внутреннего голоса и диалога между ними… приятно, и радостно, что столь великое богатство доступно каждому, главное — искренне этого захотеть.

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш,

Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: