«Путешествовать необходимо тем, кто учится.»
/Марк Твен/
Фототуры и этнографические экспедиции. Походы выходного дня и «пейзажные вылазки». — Вопреки расхожему мнению, «правильный» туризм для фотографа — не пассивность, не кем-то утвержденное расписание дня и «меню», из объектов кем-то обозначенного наследия, а ты, как опустошенный или еще не наполненный сосуд, который жаждет.
Речь, конечно же, о культуре.
<…>
Если бездумно перемещаться из одной точки в другую — передвижение, а не путешествие; и, к сожалению, современный туризм обслуживает только эту функцию. Это из нейтрального…
Если говорить, о вреде, то туристические поездки наших дней (для фотографа, естественно) я могу сравнить с экспресс-прогулкой по пепелищу: когда-то на этой территории была жизнь (в самом высоком смысле этого слова), но теперь лишь группа энтузиастов, пытается найти что-то философско-привлекательное, в объективно лишенном ценности.
В современном туризме, комфорт подавил истину. Турист видит местность «открыткой» и без помощи поводыря-экскурсовода… он беспомощен: потому что приезжает неподготовленным, не с теми людьми, согласно коммерчески выгодному графику.
Правильное путешествие начинается с подготовки — с изучения:
- современные культурные и религиозные традиции (и причины их возникновения);
- локально сохранившиеся культурные и религиозные традиции;
- исторические события, которыми обусловлен облик местности, населения;
- правила поведения, которые свойственны типичным туристам в этой местности;
- наиболее уважаемые личности, в истории и в современных реалиях;
- порицаемые действия и слова, из-за которых могут возникнуть проблемы.
Много? 🙂
И это мы не касается вопросов питания, ночлега и прочих бытовых мелочей (которые идут не сразу — уже непосредственно перед проработкой точного маршрута, согласования графика, и сроков, со всеми участниками этой затеи).
Дело в том, что визуальный опыт — понимание контекста, а не фиксирование картинки; и это аргумент, чтобы прекратить «румянить тушку» на пляже, или колесить в автобусе, от статуи к статуе, или от здания к зданию, с открытым ртом и рассеянным вниманием.
Подлинное путешествие — исследование; и преследование обозначенных целей, — и именно поэтому, я считаю этнографические экспедиции — не прерогативой музейных сотрудников (и схожих, по профессиональным обязанностям, бюджетных работников), а одним из вариантов, для фотографа, если это пойдет на пользу авторскому проекту (например).
Разумеется, речь не про освоение грантов и не про попытку возомнить себя ученым, нет. Речь о том, чтобы научиться понимать отличие путешественника от любопытствующего туриста.
<…>
Из истории цивилизации, актуальны для нашей темы следующие слова:
«Традиция — это передача огня, а не поклонение пеплу.»
— Густав Малер
Замени «традиция» на «путешествие» и по-другому начнешь воспринимать слова коллег, или самого себя:
— Посетил Рим… Посетил Венецию…
— Проехался по Золотому кольцу…
<…>
Интересоваться. Подмечать. Впитывать образы, осмысливать их и соотносить с наследием — образующим народность, я стремился всегда, еще до прихода в фотографию, благодаря труду, направленному на мое личностное формирование, со стороны отца и дедушки. Именно они, в процессе изучения народного промысла и традиций народной земли, научили пониманию: ты можешь фантазировать что угодно, но пока ты не перенял — не вжился, ты ничего не знаешь; и без людей ты — никто.
Собственно, в людях — и есть смысл путешествия. Ремесла, произведения и инструменты — все это идет фоном, пока ты вживаешься в ритмы улиц…
Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.
Ваш,
Андрей Бондарь.
Добавить комментарий