«Путешествовать необходимо тем, кто учится.»
/Марк Твен/

Фототуры и этнографические экспедиции. Походы выходного дня и «пейзажные вылазки». — Вопреки расхожему мнению, «правильный» туризм для фотографа — не пассивность, не кем-то утвержденное расписание дня и «меню», из объектов кем-то обозначенного наследия, а ты, как опустошенный или еще не наполненный сосуд, который жаждет.

Речь, конечно же, о культуре.

<…>

kakie-puteshestviya-pomogayut-fotografu-nakaplivat-vizualnyj-opyt
Photo by Patrick Schneider on Unsplash

Если бездумно перемещаться из одной точки в другую — передвижение, а не путешествие; и, к сожалению, современный туризм обслуживает только эту функцию. Это из нейтрального…

Если говорить, о вреде, то туристические поездки наших дней (для фотографа, естественно) я могу сравнить с экспресс-прогулкой по пепелищу: когда-то на этой территории была жизнь (в самом высоком смысле этого слова), но теперь лишь группа энтузиастов, пытается найти что-то философско-привлекательное, в объективно лишенном ценности.

В современном туризме, комфорт подавил истину. Турист видит местность «открыткой» и без помощи поводыря-экскурсовода… он беспомощен: потому что приезжает неподготовленным, не с теми людьми, согласно коммерчески выгодному графику.

Правильное путешествие начинается с подготовки — с изучения:

  • современные культурные и религиозные традиции (и причины их возникновения);
  • локально сохранившиеся культурные и религиозные традиции;
  • исторические события, которыми обусловлен облик местности, населения;
  • правила поведения, которые свойственны типичным туристам в этой местности;
  • наиболее уважаемые личности, в истории и в современных реалиях;
  • порицаемые действия и слова, из-за которых могут возникнуть проблемы.

Много? 🙂

И это мы не касается вопросов питания, ночлега и прочих бытовых мелочей (которые идут не сразу — уже непосредственно перед проработкой точного маршрута, согласования графика, и сроков, со всеми участниками этой затеи).

Дело в том, что визуальный опыт — понимание контекста, а не фиксирование картинки; и это аргумент, чтобы прекратить «румянить тушку» на пляже, или колесить в автобусе, от статуи к статуе, или от здания к зданию, с открытым ртом и рассеянным вниманием.

Подлинное путешествие — исследование; и преследование обозначенных целей, — и именно поэтому, я считаю этнографические экспедиции — не прерогативой музейных сотрудников (и схожих, по профессиональным обязанностям, бюджетных работников), а одним из вариантов, для фотографа, если это пойдет на пользу авторскому проекту (например).

Разумеется, речь не про освоение грантов и не про попытку возомнить себя ученым, нет. Речь о том, чтобы научиться понимать отличие путешественника от любопытствующего туриста.

<…>

Из истории цивилизации, актуальны для нашей темы следующие слова:

«Традиция — это передача огня, а не поклонение пеплу.»

— Густав Малер

Замени «традиция» на «путешествие» и по-другому начнешь воспринимать слова коллег, или самого себя:

— Посетил Рим… Посетил Венецию…

— Проехался по Золотому кольцу…

<…>

Интересоваться. Подмечать. Впитывать образы, осмысливать их и соотносить с наследием — образующим народность, я стремился всегда, еще до прихода в фотографию, благодаря труду, направленному на мое личностное формирование, со стороны отца и дедушки. Именно они, в процессе изучения народного промысла и традиций народной земли, научили пониманию: ты можешь фантазировать что угодно, но пока ты не перенял — не вжился, ты ничего не знаешь; и без людей ты — никто.

Собственно, в людях — и есть смысл путешествия. Ремесла, произведения и инструменты — все это идет фоном, пока ты вживаешься в ритмы улиц…

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш,

Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: