Вначале творческого пути я не вел счет времени. Конечно, мне думалось обратное. Такой я из себя продуктивный, последовательный и разумный. Но, по прошествии лет, все видится чуть-чуть иначе: недостаточная автоматизация постобработки, увлечение соцмедиа, конкурсами — лишь малая часть моих просчетов, которые повлекли за собой напрасную трату времени.
В этой заметке мне хотелось бы затронуть тему обработки фотографий. Как ее можно сделать менее затратной по времени, но при этом — не менее качественной:
Формируем правильное отношение к съемке
С самого начала я слепо верил во «всемогущество» инструментов постобработки и потому не придавал значения выбитым локонам, лишним предметам в кадре, жирному блеску на лице, а то и явно неудачным позам или нелогичному кадрированию. Считал, что во время ретуши мы все исправим, а сейчас надо скорее (и больше) снимать-снимать.
И, действительно, так все и было: снимал я много, обрабатывал долго и время уходило… Уже не вспомню кто именно, но кто-то из более опытных коллег однажды произнес:
«Снимай так, чтобы остаться фотографом, а не прослыть гением постобработки.»
Из диалога на Творческой кухне.
Благодаря этому замечанию я понял, что эффективность моей работы немногим отлична от 0. И нужно что-то менять, если я хочу остаться фотографом, а не уйти в ретушеры.
Первым делом я стал требовательнее к себе: если вижу что-то лишнее в кадре — прерываюсь и убираю все отвлекающие предметы из кадра, или иначе компоную кадр (чтобы в него никак не попадало то, что потом отнимет мое время на этапе постобработки).
Не менее требователен я стал к коллегам и частным клиентам: если браслет на руке мешает, а портретируемый этого не осознает, то я терпеливо и настойчиво поясняю: почему стоит снять и положить украшение в сумку (один из примеров, — ред.).
Нелегко, наверно, со мной приходится и визажистам: я всегда показываю им референсы, если есть, то и подмалевки, подсказываю тип источников освещения, которые буду использовать, и прошу применять только те материалы, которые подходят к нашим условиям съемки.
Это не паранойя, а нормальное стремление не создавать вороха проблем: если визажист знает и учитывает все пожелания, и портретируемый подготовлен к съемке, то на выходе меня ждет фотография, требующая минимальных коррекций, а не «заготовка для глубокой ретуши».
Грамотно сортируем отснятый материал
Отбор кадров преследует цель: выделить то, что получилось и удалить то, что не получилось. Поначалу я считал, что «получилось» — все, что нравится инициатору съемки:
- заказчику, если это съемка по требованию;
- мне, если речь о творческом проекте;
- коллеге, если съемка — помощь новичку (визажисту, например).
Но я ошибался. «Получилось» — все, что соответствует ТЗ, брифу, или иной договоренности, в которой прописаны требования (или пожелания) к фото и количество снимков на выходе. И, к удивлению многих, авторский проект — не исключение.
Почему так?
Во-первых, заранее известное количество фотографий на выходе избавляет от неуместных (и, порой, оскорбительных, — ред.) замечаний со стороны заказчика и от неучтенной работы, и в этом не только экономия времени, но и максимизация прибыли от каждого проекта.
Во-вторых, ревностная сортировка скорее научает объективно смотреть на результаты труда в творчестве, где стремление «оставить что-то на потом» нередко отнимает время.
В общем, на этапе отбора я придерживаюсь правила:
Сортировка отснятого материала — удаление изобразительного и технического брака, не отвечающего требованиям и задачам съемки, а не поиск того, что можно «спасти».
Из опыта индустрии.
Актуально, причем не только для цифрового процесса (проверено на себе).
Персонализируем и автоматизируем процесс ретуши
На днях я заново обработал пару своих снимков из архивного проекта. (Кадры потребовались для книги, над которой я работаю в настоящее время.) В процессе я заметил, что почти все ни самые сложные, но рутинные операции (создать вспомогательный слой, увеличить объем, и т. д., и т. п.) выполняются по клику на панели ретуши, на которой за годы собрана моя личная, и потому отвечающая именно моим запросам коллекция экшенов и пресетов.
Это подтолкнуло меня к мысли, что максимальная персонализация дает ощутимую экономию времени; на этапе обработки в Ps, разумеется, но и это хорошо.
Конечно, автоматизация нередко упирается в доступные вычислительные мощности и потому моя следующая рекомендация проста: не скупитесь на модернизацию рабочего компьютера!
Используем горячие клавиши
Неплохо ускоряет процесс и знание горячих клавиш, причем любой программы, не только Ps, Lr, ACR или Bridge, например, но и всех, которые используются нами на этапе постобработки и потому напрямую влияют на скорость обработки фотографий.
Совершенствуем алгоритм обработки
Поначалу, как и многие из нас, я подсматривал за коллегами: в какой последовательности, как и почему они выполняют ту или иную операцию, как это выстраивается в единый процесс и с какого шага возможна «импровизация».
В общем, до боли известное «сначала повторяем популярные практики, находим близкую и, в случае необходимости, адаптируем ее под себя». Но со временем пришло понимание, что нам нужно не только сужать диапазон прилагаемых усилий, на этапе подготовки и съемки, но и от ретуши требуется тоже самое:
Каждая выполненная операция, в рамках единого алгоритма обработки, приближает проект к сдаче.
Со временем я узнал, что это тоже базовый принцип. И Колумб из меня не получился. 🙂
Не забываем про отдых
Переутомляясь, мы утрачиваем способность точно воспринимать «картинку», допускаем кое-какие огрехи, да и просто «тупим», снижая скорость обработки, а не только ее качество. И мы должны соответствующим образом планировать рабочий день, чтобы нам доставало отдыха и тогда риск «замедлиться», «ошибиться» и т. д., будет исключен.
Вместо заключения
Как показала практика, сокращение времени на обработку фотографий — не только вопросы, связанные с программной частью: необходимо расти в творческом плане и поддерживать кое-какой порядок в своей голове. Если это интересно, то все достижимо. Если нет, то изначально лучше найти опытного ретушера, который займется обработкой ваших фотографий (и ничего, на мой взгляд, в этом зазорного нет: привычное разделение труда).
Дополнено 15.10.2022
Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.
Ваш,
Андрей Бондарь.
Добавить комментарий