kak-tratit-menshe-vremeni-na-obrabotku-fotografij

Чем больше съемок, тем больше хочется уделять время подготовке, съемочному процессу; и в какой-то момент приходит понимание, что выше головы то не прыгнешь: в сутках 24 часа, и в жизни фотографа сон играет не меньшую роль, чем питание.

Дополнительные минуты можно только высвободить из существующих процессов, — из того же процесса обработки фотографий. Ниже — своеобразный чек-лист, следуя которому можно начать тратить меньше времени на постобработку фотоснимков, без потери качества.

Ускоряем обработку фотографий

Если внимательно проанализировать свой рабочий процесс, то можно заметить что он совсем неидеален: всегда найдется пара лишних кликов и последовательность, которую можно взять, да и записать в экшен. Но это, конечно, полумеры, и полный список выглядит так:

  1. Отбор снимков. Выборка должна преследовать цель: удаление технического (а так же изобразительного) брака, а не поиск того, что можно «спасти», — на этом этапе нужно приучить себя мыслить как фотограф — чем продолжительнее подготовка съемки, тем быстрее отбор. (Почему именно такой подход ускоряет процесс отбора фотографий — и попутно повышает их качество, можно узнать из базовой заметки.)
  2. Алгоритм обработки. Понятное дело, каждый со временем выводит свой, но базис — един для всех: сужаем диапазон прилагаемых усилий. Подробнее об этом рассказывал, в одном из своих обучающих уроков, Максим Кучма. Именно такой подход помогает, а изначально и научает, мыслить правильно: чем больше времени отдаем проекту — тем ближе сроки его сдачи, а не наоборот.
  3. Программные хитрости. С помощью горячих клавиш — Capture One, darktable, ACR, RawTherapee, Bridge, Lightroom, Photoshop, панелей автоматизации для Ps, а так же — благодаря использованию экшенов, и плагинов, можно не только существенно снизить временные затраты на постобработку, но и повысить качество.
  4. Железные нюансы. Хороший планшет помогает значительно ускорить обработку, что важно — в отличии от «мыши», разгружает запястье (чрезмерные нагрузки опасны — можно получить травму). Ну и конечно, если компьютер, при пакетной обработке, или при работе над большим документом в Ps, «тормозит», стоит произвести апгрейд.
  5. Отдых. От продолжительного сидения за компьютером организм утомляется, теряется точное восприятие «картинки» и шансы допустить ошибку повышаются, а это «откат» на шаг, а то и два назад… к сожалению, это один из самых частых «воров времени» — именно начинающих фотографов.

<…>

Как показала практика, сокращение времени на обработку фотографий — не только вопросы, связанные с программной частью.

Переосмысляем съемочный процесс

Как портретист, не смогу касаться иных жанров, но думаю внимательный читатель найдет то, что нас объединяет:

  1. Нужно внимательно следить за тем, что происходит в кадре. Выбился локон, видна недоработка визажиста, перекошена сережка (на заднем плане — лишний предмет или человек, к примеру), проступающий жирный блеск на коже, — за всем нужно следить! Упущенная «мелочь» на съемке — лишние минуты на постобработке.
  2. Меньше развлечений — больше труда. Общение: с коллегой / заказчиком / клиентом — выстраивается ради результата, а не с целью «проглотить»: «Да ладно! Ты же потом зашопишь, верно?» Не запланирован браслет на руке — просим снять. Нужны чистые, без блесток, и естественные ногти — просим подготовиться, и так далее.
  3. Количество кадров уточняется заранее. Договор упрощает жизнь и дисциплинирует — в первую очередь, фотографа. Перед съемкой подбираются референсы, раскадровки и подмалевки, чтобы не только знать — сколько отдавать, но и главное — что «искать» на стадии отбора / сортировки.
  4. Хороший визажист обязателен. Особенно если работаем с источниками импульсного света, — подчеркивает все недостатки плохого макияжа. Под хорошим мастером стоит понимать не ценник (хотя он многое определяет), а коллегу, который(ая) понимает, что будет использоваться «такой-то» свет, под «таким-то» углом и т. д.
  5. Свет — наше всё. Не нужно откладывать на потом правку светотеневого рисунка, или поиск источника паразитной засветки: заметил просчет — переснял, что-то мешает — убрал подальше, чтобы не отбрасывало оттенок. Чем чище кадр получится изначально — тем быстрее он уйдет на печать и т. п.

<…>

Со временем, я согласился с более опытными коллегами, которые всегда учили: «Снимай так, чтобы остаться фотографом, а не прослыть гением постобработки.»

Пользуемся услугами ретушера

В качестве заключения, хотелось бы признать, что самое действенное решение — нанять, или «побеспокоить» опытного ретушера, который займется постобработкой, а фотографу оставит: отбор и подготовку фотографий к печати.

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш,

Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: