— Не забудьте удалить прыщик!

— Конечно, не забуду.

Спустя мгновение:

— Ой, а вы были правы, надо было бордовое платье надеть, а не салатовое. Цвет хотя бы измените?

— Ладно, исправим.

— Спасибо. И еще: мне всегда хотелось иметь голубые глаза, может измените цвет моих?

— В принципе, после платья, это уже мелочи.

— Ах, спасибочки! А может еще и губы мне сделаем более объемными? Ведь это не сложно…

— Да-да (отстранено).

— Да и грудь… Хочется такую, более спортивную что ли… Сделаете?

Молча вынимаю из своей визитницы карточку коллеги-художника и передаю ее клиенту.

Та в ответ, недоумевая:

— Это что?

— Контакты художника, который пишет заказные портреты, как и 100 и более лет назад. Напишет вас в любом обличье, в любом статусе, хоть королевой любой угодной вам страны… Вам к нему, не ко мне.

/Рабочий момент. 2016/

Когда я пришел в ремесло, то ошибочно полагал, что хоть я, хоть ретушеры, должны править, перерисовывать и всячески видоизменять отснятый материал до бесконечности, поскольку — с одной стороны, возможности ретуши безграничны, а с другой — главное, чтобы клиент был доволен результатом; а сколько этот результат отнимет сил и рабочего времени… О том я как-то не думал, как впрочем и о том, в чем же смысл ретуши.

Позднее, когда я уже подыскивал аналоговый фотопроцесс на замену цифровому, я понял, где находится грань между «интерпретацией отснятых данных» и цифровой живописью. Если ты воспринимаешь «сырые данные», как временно сокрытое, но завершенное повествование, и в процессе интерпретации ты ограничиваешься тем, что «прибираешь» огрехи техпроцесса (а в цифре их ого-го), то это постобработка. Если идешь дальше — скрадываешь дефекты натуры, фиксирования которых не удалось избежать в процессе фотосъемки, то это ретушь. А если же ты воспринимаешь исходник как подмалевок, то это уже подражание живописи.

Конечно, не во всех глазах я нашел понимание, но мне было важно стать фотографом. И если кому-то из читателей этих строк близки аналогичные мысли, то значит я не зря пишу заметку, в которой хотел бы рассказать о том, как научиться выполнять малозаметные коррекции:

Изучите историю ретуши

Как говорили мудрые люди: «История тем хороша, что помогает понять прошлое и заглянуть, при нашем желании и умении, в будущее.»

Начиная с 19 века, т. е. почти с самого момента зарождения фотографии, фотографы то и дело «занимались не своим делом»: удаляли неугодные (заказчику) объекты с фона, переносили ни в чем не провинившуюся голову с одних плеч на другую, рисовали текстуры и эффекты… вот уж чего проще, отснять, если не так — переснять, но нет, легкий путь всегда непопулярен.

Учитывая богатую историю «подражания живописи», фотографам нужен новый предмет, как, по моему мнению и учителя, которые бы обучали «Культуре ретуши». И, возможно, так стоит и предмет назвать, но важнее другое: важно, чтобы в процессе образования новички узнавали грани допустимого, при ретуши фотографии конкретного жанра, грани, после которых фото в принципе не фото, а коллаж или псевдо-живопись.

Поскольку такого предмета пока нет, то всем новичкам советую заняться самообразованием и чем скорее (и усерднее), тем лучше (хорошая отправная точка).

Соберите коллекцию референсов

У меня на ноутбуке есть подборка референсов, которые мне помогают понять, как правильно, т. е. максимально естественно, выглядит на изображении кожа, глаза, губы и так далее. Очень рекомендую каждому фотографу собрать такую же коллекцию, в которую бы входили снимки (репродукции, естественно) классиков фотографии, стоп-кадры из кинофильмов и т. д.

Это вечно пополняемая коллекция, к которой можно обращаться за подсказками, когда что-то схожее необходимо отретушировать в своей практике, но аналогичного опыта нет (или мало).

Выберите инструментарий

Конечно, Photoshop — отраслевой стандарт. Но Capture One и RawTherapee, например, уже не просто Raw-конвертеры, а удобные графические редакторы, в которых можно выполнять хоть базовую ретушь, хоть «dodge and burn», а ведь есть и другие приложения.

Если какой-то редактор удобнее, чем Ps, то ничего страшного; главное — изучить все нужные тебе инструменты, но об этом далее…

Освойте базовые инструменты и техники

Навык не берется из неоткуда. Нужна практика, опыт. Из выбранного инструментария нужно, как можно скорее, отобрать востребованные (именно в твоей практике) инструменты; хорошо ими овладеть, выстроить из них последовательный рабочий процесс…

Часто повторяющиеся операции нужно обязательно автоматизировать. Но это уже, конечно, к вопросу о комфорте и скорости. Отвлекся.

Вместо заключения

Касаясь темы профессионализма в ретуши, стоит отметить, что это не разговоры про степень, или силу воздействия. Оценивается заметность внесенных изменений. И чем они менее явны, тем профессиональнее ретушь (и выше мастерство автора). Все просто.

Дополнено 17.01.2023

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш,

Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: