Сделайте мне красиво — неточная постановка задачи, куда лучше — техническое задание, правда его место в коммерческой, рекламной фотографии (в арт-фотографии главенствуют референсы, умные карты, мудборды и подмалевки).

Текст ниже — памятка заказчика, которому необходимо составить техническое задание для фотографа и не пропустить основные требования. Пишу сжато и по делу. Будут вопросы — спрашивайте.

ТЗ, как основа диалога с фотографом.

kak-sostavit-tz-texnicheskoe-zadanie-fotografu-001

Черновая версия технического задания пишется самим клиентом. Заранее, в идеале — еще до поиска фотографа.

Удивлены?

Я лично удивлен, что кто-то думает иначе.

Заказчик должен самостоятельно обозначить свои требования к итоговой фотографии:

  1. Стиль. Техническое (или техничное) или художественное исполнение; эмоциональное и сюжетное повествование (при необходимости).
  2. Объем. Количество итоговых работ.
  3. Завершенность. Итог или заготовка для последующей работы (ретушеру, дизайнеру и т. д.)

Ответили на вопросы и записали свои мысли? Хорошо. Приступайте к поиску фотографа. Но именно сейчас, а не шагом раньше. Сами подумайте, если вы не знаете что вам нужно, то как можно выбирать автора для реализации неизвестного? Абсурд!

Пишем техническое задание.

kak-sostavit-tz-texnicheskoe-zadanie-fotografu-002

Изучили все (или не все) предложения на рынке, ознакомились с портфолио, нашли автора, чей стиль интересен и подходит под ваши требования? Отлично! Самое время организовать встречу и, вместе с фотографом, написать ТЗ.

Техническое задание на фотосъемку включает в себя:

  1. Концепция. Короткое описание: потребности или проблемы, которую решает ваша деятельность (или продукт); подробное описание целевой аудитории.
  2. Стиль. Требования к манере исполнения фотографии: от жанра, до цветовой палитры. Как правило продиктовано стилем автора, которого выбирает заказчик.
  3. Технические характеристики. Расположение элементов на фото, брендированный цвет, кадрирование и ориентация кадра. Укажите, что вы получаете в итоге: цифровую или традиционную фотографию (или готовую полиграфическую продукцию); итоговый снимок или raw-архив; технические аспекты файлов: формат, цветовой профиль и размер.
  4. Терминология, справочная информация. Определения, которые необходимо запомнить фотографу (актуально для предметной фотографии). Список источников, с детальной информацией по вашему продукту (или услуге).
  5. Реквизит. Что предоставляете вы, а что не имеет отношения к бренду и должно быть найдено на стороне: фотографом, стилистом, дизайнером и т. д.
  6. Место фотосъемки. Пленэр или студия. Технические требования к помещению: зона для визажиста, кухня и т. д. Время проведения фотосъемки.
  7. Модель. Будут ли задействованы модели (или модель), порядок поиска и отбора: клиентом, агентством, скаутом или фотографом.
  8. Команда. Составление технического задания с каждым членом команды — идеальное решение, не ленитесь.
  9. Сопутствующие затраты. Все зависит от регламента и команды. Если фотограф берет коллег в наем, то они — сопутствующие затраты, как и модель, реквизит и т. д. Если у фотографа своя команда, то список будет меньше. 🙂
  10. Авторские права. Конфликты бывали. Лучше прояснить заранее: передает ли автор свои права, или же вы распоряжаетесь копиями, не имея лицензии (традиционная фотография).
  11. Сроки выполнения. От начала подготовки, до съемочного дня. От начала фотосъемки, до ее окончания (с указанием всех перерывов). От начала постобработки, до передачи итогового продукта клиенту.
  12. Порядок приемки. Кто и как принимает, и проверяет выполненную работу. Порядок исправления ошибок и недочетов: сроки и финансовые взыскания.

Примечания к техническому заданию:

  1. Обязательное условие создания технического задания — личная встреча. Никаких «я напишу вам в социальных сетях или пришлю письмо на почту, позвоню и мы обсудим.» Нет!
  2. Передача составления ТЗ иному лицу — ошибка. Никто лучше вас не обрисует задачу, не обозначит цель перед фотографом. Не ленитесь, принимайте личное участие в решении творческих задач.
  3. Техническое задание — юридический документ, договор между исполнителем и заказчиком, но не спешите нанимать юриста и морочить себе голову. Данная практика актуальна для компаний, чья деятельность требует юридического сопровождения заказа.
  4. Техническое задание должно писаться доступным языком: без эмоций, абстракций и двояких формулировок. Хорошее решение — информационный стиль.
  5. Техническое задание — не сочинение на вольную тему, а структурированный текст: по пунктам и с форматированием.

Постскриптум.

При составлении технического задания необходимо слушать фотографа. Прислушиваться к аргументированным указаниям на нелепые и абсурдные моменты, т. к. автор компетентен в своей профессии, имеет опыт и лучше заказчика понимает происходящее.

Если вы не можете всецело довериться фотографу — обратитесь к другому, это нормально.

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш,
Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению:

  • Как выбрать фотографа? Сталкиваясь с необходимостью получить качественные фотографии, человек обращается к фотографу. Профессия эта творческая, с рядом […]
  • Как выбрать фотоаппарат. Сегодня мы затронем тему, которая первостепенна для любого новичка в фотографии — выбор фотоаппарата. Согласен, много уже сказано, […]
  • Эмоции в фотографии. Не первый год, в фотографии формируется мнение о великой роли эмоции для создания шедевра. Если вы зашли в тупик и не знаете, что и как […]