Сделайте мне красиво — неточная постановка задачи, куда лучше — техническое задание, правда его место в коммерческой, рекламной фотографии (в арт-фотографии главенствуют референсы, умные карты, мудборды и подмалевки).
Текст ниже — памятка заказчика, которому необходимо составить техническое задание для фотографа и не пропустить основные требования. Пишу сжато и по делу. Будут вопросы — спрашивайте.
ТЗ, как основа диалога с фотографом
![kak-sostavit-tz-texnicheskoe-zadanie-fotografu-001](https://blog.andrewbondar.ru/wp-content/uploads/2015/09/kak-sostavit-tz-texnicheskoe-zadanie-fotografu-001.jpg)
Черновая версия технического задания пишется самим клиентом. Заранее, в идеале — еще до поиска фотографа.
Удивлены?
Я лично удивлен, что кто-то думает иначе.
Заказчик должен самостоятельно обозначить свои требования к итоговой фотографии:
- Стиль. Техническое (или техничное) или художественное исполнение; эмоциональное и сюжетное повествование (при необходимости).
- Объем. Количество итоговых работ.
- Завершенность. Итог или заготовка для последующей работы (ретушеру, дизайнеру и т. д.)
Ответили на вопросы и записали свои мысли? Хорошо. Приступайте к поиску фотографа. Но именно сейчас, а не шагом раньше. Сами подумайте, если вы не знаете что вам нужно, то как можно выбирать автора для реализации неизвестного? Абсурд!
Пишем техническое задание
![kak-sostavit-tz-texnicheskoe-zadanie-fotografu-002](https://blog.andrewbondar.ru/wp-content/uploads/2015/09/kak-sostavit-tz-texnicheskoe-zadanie-fotografu-002.jpg)
Изучили все (или не все) предложения на рынке, ознакомились с портфолио, нашли автора, чей стиль интересен и подходит под ваши требования? Отлично! Самое время организовать встречу и, вместе с фотографом, написать ТЗ.
Техническое задание на фотосъемку включает в себя:
- Концепция. Короткое описание: потребности или проблемы, которую решает ваша деятельность (или продукт); подробное описание целевой аудитории.
- Стиль. Требования к манере исполнения фотографии: от жанра, до цветовой палитры. Как правило продиктовано стилем автора, которого выбирает заказчик.
- Технические характеристики. Расположение элементов на фото, брендированный цвет, кадрирование и ориентация кадра. Укажите, что вы получаете в итоге: цифровую или традиционную фотографию (или готовую полиграфическую продукцию); итоговый снимок или raw-архив; технические аспекты файлов: формат, цветовой профиль и размер.
- Терминология, справочная информация. Определения, которые необходимо запомнить фотографу (актуально для предметной фотографии). Список источников, с детальной информацией по вашему продукту (или услуге).
- Реквизит. Что предоставляете вы, а что не имеет отношения к бренду и должно быть найдено на стороне: фотографом, стилистом, дизайнером и т. д.
- Место фотосъемки. Пленэр или студия. Технические требования к помещению: зона для визажиста, кухня и т. д. Время проведения фотосъемки.
- Модель. Будут ли задействованы модели (или модель), порядок поиска и отбора: клиентом, агентством, скаутом или фотографом.
- Команда. Составление технического задания с каждым членом команды — идеальное решение, не ленитесь.
- Сопутствующие затраты. Все зависит от регламента и команды. Если фотограф берет коллег в наем, то они — сопутствующие затраты, как и модель, реквизит и т. д. Если у фотографа своя команда, то список будет меньше. 🙂
- Авторские права. Конфликты бывали. Лучше прояснить заранее: передает ли автор свои права, или же вы распоряжаетесь копиями, не имея лицензии (традиционная фотография).
- Сроки выполнения. От начала подготовки, до съемочного дня. От начала фотосъемки, до ее окончания (с указанием всех перерывов). От начала постобработки, до передачи итогового продукта клиенту.
- Порядок приемки. Кто и как принимает, и проверяет выполненную работу. Порядок исправления ошибок и недочетов: сроки и финансовые взыскания.
Примечания к техническому заданию:
- Обязательное условие создания технического задания — личная встреча. Никаких «я напишу вам в социальных сетях или пришлю письмо на почту, позвоню и мы обсудим.» Нет!
- Передача составления ТЗ иному лицу — ошибка. Никто лучше вас не обрисует задачу, не обозначит цель перед фотографом. Не ленитесь, принимайте личное участие в решении творческих задач.
- Техническое задание — юридический документ, договор между исполнителем и заказчиком, но не спешите нанимать юриста и морочить себе голову. Данная практика актуальна для компаний, чья деятельность требует юридического сопровождения заказа.
- Техническое задание должно писаться доступным языком: без эмоций, абстракций и двояких формулировок. Хорошее решение — информационный стиль.
- Техническое задание — не сочинение на вольную тему, а структурированный текст: по пунктам и с форматированием.
Постскриптум
При составлении технического задания необходимо слушать фотографа. Прислушиваться к аргументированным указаниям на нелепые и абсурдные моменты, т. к. автор компетентен в своей профессии, имеет опыт и лучше заказчика понимает происходящее.
Если вы не можете всецело довериться фотографу — обратитесь к другому, это нормально.
Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.
Ваш,
Андрей Бондарь.
17.02.2020 в 17:20
Хорошая статья!
Идеально был бы еще пример ТЗ к примеру, на серию фото товара для размещения на сайте, МП, аккаунте соцсети компании.
20.02.2020 в 18:06
Спасибо за написание этого материала. Очень важно знать, чего ты хочешь, прежде чем требовать.
Здесь — понятный план для «укладывания в голове»: те исходные данные, которые необходимы для удачного взаимодействия сторон, чьи интересы пересеклись на слове «фотография».
26.02.2020 в 13:38
Рад, что пригодилась заметка.