mify-o-fotografax

Заблуждение не перестаёт быть заблуждением от того, что большинство разделяет его.

/Лев Николаевич Толстой/

Заблуждение — очень интересное явление: с одной стороны, тебе нечего бояться — ведь тебя не касается то, во что кто-то верует, но с другой — если вовремя не заметить ком снега с горы несущийся, то неизвестно сколько разрушений он принесет…

Текст ниже — перечень основных мифов про фотографов. Некоторые из них подсмотрены — Интернет помогает, а иные подсказаны — коллегами, зрителями, СМИ. Этой заметкой (позже выяснилось, что циклом заметок) я надеюсь помочь начинающим фотографам, зрителям и, не в последнюю очередь, фотолюбителям… Чем? Тем, что развею популярные мифы.

Фотографы зарабатывают легкие деньги, и другие домыслы о профессии

1.

«Фотография — легко и просто, фотографу главное вовремя нажать на кнопку!»

— Нет, все немного иначе. За словом «Фотография» скрывается безграничное исследование и культура, как подлинный процесс непрестанного возделывания ума. Фиксирование видимого, как кульминация, — лишь точка, если мы рассматриваем фотографию, как повествование (а в ином значении — очередное заблуждение, причем грубое и массовое).

Но все это, вышеперечисленное, — интеллектуальный труд, который ничто без физического с которым, уж не знаю почему, редко связывают фотографию, а жаль… тогда бы многие смогли понять, что видеть кадр — достижение, навык, а не случайность.

2.

«Технологии развиваются, камеры умнеют и облегчают работу фотографа!»

— Нет, все несколько иначе. Изначально, камеры создавали физики (увлеченные фотографы в понимании которых фотография была лишь интересной технологией, а позднее — инженеры, не менее увлеченные люди, но реже фотографы), а наиболее ценные кадры (которые остались в истории) создавали лирики, но сейчас все «немного» усложнили:

  1. Физики предоставляют маркетологам список доступных технологий.
  2. Маркетологи прогоняют этот список через вымышленный черный ящик.
  3. Лирики получают в свои руки технологичный коктейль и пытаются не сойти с ума.

Современные фотокамеры содержат все больше «отвлекающих» функций, и дают все меньше повода воспитанию творческой нерасторопности, в духе «семь раз отмерь…» Комфорт — вот это дают современные фотокамеры, без позитивного влияния на изобразительную ценность.

3.

«В своей работе, фотографы используют только: canon, nikon и mac.»

— Нет, многообразие выбора никто не отменял. Делают ли его — вот тут надо искать ответ и, вполне возможно, еще какие-то заблуждения.

Есть множество фотографов, которые понимают, что выбор инструмента — частный случай и это всегда так, поэтому они выбирают камеры, таких производителей как Pentax, Hasselblad, с недавних пор стали популярны решения от Fujifilm и Sony, ну и про старую добрую Leica… в определенных кругах вспоминают.

Равноценная ситуация на рынке ПО. Фотографы используют: Windows, дистрибутивы на базе Linux и многочисленные Raw-конвертеры.

4.

«Опытные мастера используют только лучшие фотоаппараты.»

— Нет, точнее — не всегда. Все зависит от географии и поставленных целей. Окупаемость — не последний критерий, при выборе комплекта фототехники.

К примеру, многие авторы, снимая на средний формат (дорогой и капризный) коммерцию или для выставок, не брезгуют снимать на камеры с кроп-фактором, если задача — репортаж или, к примеру, микростоковая фотография, где важна минимальная себестоимость кадра.

5.

«Купил камеру, сходил в фотошколу, снял за еду. Все, фотограф!»

— Нет. Просто человек с камерой. Любитель — когда осознал разницу между фотографией и двумерной моделью видимого мира. Фотограф — перечитывание первого мифа, указанного в этом же тексте, осознание прочитанного и непрестанная практика, практика, практика…

6.

«Большинство авторов талантливы от рождения. Фотограф это призвание!»

— Нет. Выбор и ежедневный труд…

«Талант без труда — медный пятак. Им только глаза покойнику прикрывать.»

7.

«Цифровые времена, у всех фотоаппараты. Да сейчас каждый фотограф!»

— Нет. Просто увеличилась плотность людей (отсюда и количество, что «бьет по глазам»), но процент увлеченных фотографией остался неизменным, как и в прошлом веке. Да и картина в плане облика действующих лиц не изменилась. Фиксаторы, временщики, любители и мастера в облике свободных авторов или наемных, работающих на бизнес, — ничего нового.

В общем, миф развенчивается легко, согласно известной «формуле упорядочивания»:

Мухи отдельно, котлеты отдельно.

8.

«Фотограф зарабатывает легкие деньги!»

— Нет. Но это поймет лишь тот, кто сам непрестанно пропускает через себя знания, опыт или очередной виток творческого взросления; кто не отмахивается от базовых навыков фотографа и хотя бы раз попробовал самостоятельно выстроить свой быт, со всеми рисками (без подачек в виде субсидий).

Как говорили предшественники:

«…кто надел твои ботинки и прошел хотя бы пару верст твоего пути.»

Самый популярный миф, потому что основа его — поддевка. Терпите, коллеги. Терпите.

9.

«Требовательный фотограф — дурак! Сейчас фотошоп может все!»

— Нет. Он не может пояснить человеку, что фотограф фотографирует, а ретушер «живет» или выживает в рамках Adobe Photoshop. И не может пояснить, что «Сделайте мне красиво…» — не ТЗ, а скорее раздражающий часто встречающийся бытовой эпизод (в общем, он много чего не умеет).

10.

«Фотографы вступают в брак с моделями и прочие доводы о личной жизни.»

— Нет. Фотограф — название профессии. Человек свободен в выборе спутника жизни, и если мы касаемся темы брачного союза, то должны вести речь о людях, а не о профессиях. Ведь не говорим: банковский сотрудник вступает в брак с медицинским работником. Верно? Сааамую малость воспитания давайте не терять, чтобы не плодить аналогичных глупостей.

На сегодня все.

Желаете дополнить список? Оставьте комментарий, или пришлите письмо на почту.

Дополнено 10.11.2019

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш,

Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: