Свои первые Raw-файлы я открывал в стандартном Digital Photo Professional от Canon. И есть тому простое объяснение: в тот момент я не занимался коммерческой деятельностью, а цвет и картинка в целом (в программе) соответствовали тому, что я видел на экране фотоаппарата.

Поиски альтернативы начались позднее — когда я принялся собирать свое первое портфолио. Так начались скитания от одного Raw-конвертера к другому, которые продолжаются и сейчас. Почему? Не знаю, хорошо это или плохо, но я выбираю инструменты под рабочий процесс — и если он меняется, то пересматривается инструментарий: что-то заменяется или добавляется и это я считаю нормальным. Например, снимая свадьбы, мне был удобен Lightroom. А когда в студии снимал рекламу — всегда использовал Capture One; и так далее.

Понимаю, это может показаться странным, но я не вижу ничего плохого в том, чтобы начать с нуля, переобучиться, но работать спокойно, комфортно, нежели нервничать, и работать не так эффективно, как мог бы, а все потому что использую пусть и хороший, но не подходящий, и к проекту, и к моему мышлению (в данный момент), инструмент.

Подводя итог сказанному, далее я хотел бы перечислить Raw-конвертеры, на которые смело, в самом начале творческого пути, может обратить свое внимание начинающий фотограф. Более полный список — можно найти на отдельной странице Записной книжки (а здесь, повторюсь, только лучшие решения), но там уже свои нюансы.

Проприетарное программное обеспечение

chem-otkryt-raw-fajly-proprietarnoe-programmnoe-obespechenie

Как и подобает новичку, первым делом я вспомнил про Adobe, наверно, потому что Photoshop и другие продукты компании считаются отраслевыми стандартами, а это значит, что проблем, с теми же обучающими материалами не будет, а это мне было важно, поскольку понимания (и опыта) профессиональной постобработки у меня на тот момент не было.

Adobe Camera Raw (ACR)

Штатный модуль (плагин) в составе Photoshop. Запускается при попытке открыть Raw-файл в Photoshop и представляет из себя аскетичный, интуитивно понятный конвертер, в котором мы можем быстро добиться удобоваримого результата и затем в один клик перейти в Ps.

Хорошо оптимизирован, работает быстро и без вылетов. Постепенно «обрастает» плохими — неуместными предустановками, но их можно отключить. Поддерживаются пресеты, причем я без проблем находил в Сети целые коллекции. Обучающие курсы тоже есть: раз, два, три. Кто заинтересован в каталогизации, может использовать его в связке с Bridge.

Adobe Photoshop Lightroom Classic (Lr)

По сути, тот же ACR, только с удобной каталогизацией, что выручает при съемке свадеб (ну и других потоковых проектов, подразумевающих пакетную обработку). И несмотря на попытки Adobe как-то его «причесать», и сделать менее глючным, стабильно и быстро работает только на мощных компьютерах, что может понравиться далеко не всем. Хотя, на мой взгляд, плохих особенностей в нем две: предустановки, которые (как и в случае с ACR) приходится обходить (неприятно, но поправимо), и плоский цвет. И это причины, почему я перешел от Lr к Capture One (об этом ниже).

Источником хороших знаний по Lightroom — могу считать Дмитрия Шатрова, поскольку ему хорошо знакомы нюансы работы всех инструментов, да и объясняет он доходчиво.

Capture One Pro (C1)

Изначально был штатным Raw-конвертером для владельцев камер Phase One, но чуть позднее разработчики добавили поддержку и других популярных камер и объективов.

В отличии от ACR и Lr, Capture One более грамотно интерпретирует «сырые» данные, в чем я убедился, как и многие другие коллеги. По цветопередачи, Raw-файлы, открытые в C1, более, нежели в других Raw-конвертерах, соответствуют тому, что я вижу на экране фотокамеры. Ну и в остальном, учитывая слои (да-да, есть и в Lightroom), скорость, при съемке на компьютер, и гибко настраиваемый интерфейс — удобная программа.

Обучающих курсов и материалов по Capture One Pro — немного и это, конечно же, минус. Но кто знает, быть может со временем ситуация изменится.

DxO PhotoLab

Интересный Raw-конвертер, ознакомительную версию которого я недавно попробовал и могу сказать, что по удобству рабочей среды, производительности и набору инструментов — это (в моем понимании, конечно) полноценный конкурент Capture One.

Хорошо удаляет хроматические аберрации. Проверил, открыв в конвертере архивные снимки, снятые еще на Canon EF 85mm F/1.8 USM (ACR и Lr полностью аберрации не удаляли и этим я всегда был недоволен).

Есть поддержка Nik Collection, что позволяет экспортировать фотографии в любимый плагин, минуя Photoshop (и если интересует рабочий процесс, независимый от решений Adobe, то это качественная основа).

На официальном сайте легко найти руководство пользователя. Но учитывая количество камер и объективов, которые поддерживаются, полагаю в будущем появятся и авторские курсы.

Exposure X7

Популярный плагин Exposure подрос и теперь может быть использован как полноценный, что важно — как независимый от Adobe графический редактор + Raw-конвертер, и это здорово.

Конечно, по точности цветопередачи он уступает Capture One. Но C1 — «Золотой стандарт» в рекламных съемках, а Exposure X7 хорош для творческой фотографии, поскольку пресетов — стилизаций, в том числе и под пленку, в нем предостаточно.

Поддерживаются популярные камеры и объективы. Есть руководства, вебинары и привычные обучающие уроки на YouTube, поэтому освоиться в рабочей среде можно за пару вечеров.

Свободное программное обеспечение

chem-otkryt-raw-fajly-svobodnoe-programmnoe-obespechenie

Всерьез увлекшись Xubuntu, я открыл для себя мир свободного программного обеспечения. С этой страницей моей жизни, конечно, связано немало конфузов, но по части Raw-конвертеров — приятные открытия.

LibRaw — библиотека на основе dcraw (консольный Raw-конвертер), которую можно легко и, зная нюансы, использовать для Raw-конвертации. Впрочем, можно сделать процесс «немного комфортнее», поскольку на основе LibRaw и dcraw — есть немало Raw-конвертеров:

RawTherapee

После C1 — первый Raw-конвертер, с помощью которого я могу вытянуть из Raw все детали. И это здорово. И принципиально, в моем случае, поскольку я предпочитаю экспортировать из конвертера «нейтрально-серую картинку», с избытком данных, которые я потом отсекаю в Ps, ну или в GIMP, когда работаю на ноутбуке, под управлением Xubuntu.

Интерфейс дружелюбный к новичку. А если до этого использовали C1 или Lr, то освоиться (и выполнить базовую конвертацию) получится с первого раза.

В плане поддержки, есть документация, форум и каналы на YouTube, из которых можно чуть-чуть больше узнать о том, как использовать основные алгоритмы и инструменты.

digiKam

Больше понравится стоковым и пейзажным фотографам, поскольку в плане работы с метками и метаданными, digiKam превосходит RawTherapee.

В остальном, это все тот же Raw-конвертер на основе LibRaw, хотя и с не совсем удобным, — в моем понимании, конечно, интерфейсом. Поэтому, выбирать его или нет — решайте сами (я просто обращаю ваше внимание на еще один качественный Raw-конвертер).

Если возникнут вопросы, то вспомните про документацию.

darktable

В определенном смысле, darktable — двойник RawTherapee, с той лишь разницей, что больше напоминает Lightroom, в плане организации рабочего пространства.

Если переходите с Lr и хотите поменьше стресса, то, наверно, стоит выбрать darktable. И если так, то не забудьте про документацию и обучающие материалы.

Raw Photo Processor (RPP)

В основе — библиотека LibRaw, а потому детали «тянет» аналогично RawTherapee и прочему свободному софту, который рассмотрен выше.

Ценность RPP — в пленочных профилях и аскетичном интерфейсе, который идеален для того неспешного Raw-конвертирования, который так ценен в творческой фотографии. А потому не использовал (никогда) RPP в коммерции, но иногда теперь запускаю его ради конвертации 2-3 архивных кадров, которые планирую разместить в своей книге.

Дополнено 11.01.2023

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш,

Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: