Перечитал биографию Павла Третьякова, и невольно призадумался: а что определяет «успех» современного фотографа? Успех, конечно, — канцеляризм, но тут он уместен, поскольку нам, фотографам эпохи перемен, важно понимание, иначе не на что будет жить.

Выгодно продать свои работы меценату, обойтись без шума, славы и прочих почестей. Но где начало этого пути? В бессонных ночах за ретушью, если занят цифрой? Или во мраке — если выбрал аналоговые технологии? Отчасти, это так, но, думается мне, что все это из области — «довести до ума», т. е. вторичное, а что тогда первично?

Доподлинно известно, что Третьяков обладал знаниями по реставрации картин, оформлению, ну и конечно же — компоновке выставочных залов, но первично ли это? Нет. Это ли помогло, Павлу Михайловичу и его брату, создать уникальную «сокровищницу»? Нет…

Третьяков, как меценат, умел видеть подлинную народность в искусстве и был лишен того, от чего, в последующем, начнет мучиться вся сфера искусства — торгашеская мелочность. Нам, фотографам, не работающим на заказчика, полезно призадуматься: а что определяет нас — на какой навык сделать акцент? На мой взгляд, их 5.

5 навыков, без которых не получится преуспеть в фотографии

  1. Видеть свет. Конечно, можно взять ассистента, подвергнуть его дрессировке и в итоге лицезреть нагромождение схем или свои хотелки, но это иной навык — построения —тогда как видеть — язык, на котором нужно общаться без канцеляризмов. И подробнее об этом говорил в заметке, рекомендую ознакомиться.
  2. Видеть кадр. Подробнее об этом писал ранее, но, в контексте данной темы, думаю нет ничего плохого в том, чтобы процитировать Евгения Леонова (цитата из книги Письма сыну): «Кажется, Ромм Михаил Ильич сравнивал взгляд художника с микроскопом и телескопом. Это ведь принципиально разные приборы, хотя и тот и другой система зеркал, но одно дело рассматривать в микроскоп жизнь в капле воды, другое — наблюдать за движением небесных светил или рукотворных спутников. Взгляд же художника должен быть пристальным, видеть жизнь конкретно, подробно и вместе с тем в масштабе больших пространств и временных отрезков. А это, на мой взгляд, означает быть «внутри» и одновременно «над» ситуацией.» — Верно подметил!
  3. Чувствовать натуру. Стилист расскажет про «тряпочки», визажист — про краски, и в итоге натура становится топорной, неживой, рекламирующей труд команды, а реклама человека кому нужна? Брендам? — Конечно, на коммерции за это скажут спасибо, и от тамошних заморочек иного ждать не придется, но чтобы писать повествования, нужно учиться уходить на исследование натуры не глазами, а душой; не плоти, но души. И на этом нюансе развивается навык, который отличает «правильные» работы от ценных.
  4. Кристаллизация мысли. Отчасти, это навык режиссера, уровня: Тарковского, Быкова и Аскольдова, к примеру, но фотографу он крайне важен, потому что без него в кадре с непреходящей зависимостью будет все, что захватила камера, тогда как наша цель — и концентрированная идея, и лаконичность, и завершенность; когда на плоскости все, но не хочется чего-то еще; емко, но достаточно — вот мера, к которой нужно стремиться.
  5. Терпеливость. Это и то, чему научает фотография. И то, без чего невозможно достичь мастерства, иными словами — опытности, потому-что ее удостаиваются только те, кто делают правильные выводы из тяжелых жизненных обстоятельств, и продолжают путь к цели, превозмогая себя (в первую очередь).

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш,

Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: