Любовь не ищут, не ждут и не требуют. Ее дарят.
/2017/
Из писем к другу.
Почему ушел из жанра
Любовь — не повод для гордости, а результат труда — награда за прилагаемые усилия.
/2017/
Перестал фотографировать молодые пары. Совсем.
Жанр «лав-стори» и направление «покажите нас влюбленных» оставил позади, в творческом прошлом.
Отвечая на возможный вопрос, могу сказать, что мой уход связан с типовой задачей, которую ставят перед фотографом в этом сегменте рынка. Да, я прекрасно помню слова учителя:
Время от времени, даже великие мастера не гнушались делать халтуру и прекрасно себя чувствовали.
И понимаю — еще не велик. 🙂
Понимаю и другое — надо кушать, но главное — не объедаться. Думаю я избегу сей напасти, если перестану обжираться легкими деньгами, потуже затяну ремень и всерьез задумаюсь — А какую любовь мы фотографируем?
- Постановка. Взять слово (любовь), потерять смысл и отснять историю. Примерить роль режиссера, сценариста, оператора и однажды вспомнить: постановка истории — спектакль.
- Обложка. Взять шаблон (массовой культуры), сыграть на публику, отснять репортаж и однажды понять: трущиеся носы и смеющиеся рты — паттерны, а их набор — мусор в информационной корзине.
- Тренд. Взять чье-то направление (заглянем в СМИ), приспособиться и ожидать спрос, а спустя время понять: паразитирование на визуальной безграмотности — торговля продуктом с малым сроком годности.
Страшно, но деградация жанра продолжается. Релфи — одна из вех. Надолго ли? Не знаю, но я вновь убеждаюсь, что индустрия паразитирует на страхах людей и не желает расти, и нести доброе в мир.
Начали с любви, уперлись в отношения и пришли к социальной привлекательности — рецепт релфи, как попытка приклеиться к общественному течению (или мнению) — оправдание или утешение себя: смотрите, я такой же как вы и ничем не хуже — у меня все как у всех. Но под «капотом» вновь шаловливые ручки маркетологов, которые увеличивают продажи «умных» телефонов, посещаемость соцмедиа и публичных мероприятий. «Окно Овертона» работает и развращает людей.
…
Много слов о любви и предложений ею заниматься: затерли, испачкали, потеряли ориентиры. Массовая культура выдает плотскую страсть за любовь, искореняет способность сострадать и делать добро, без ожидания благодарности. Под любовью готовы понимать эмоцию и химию, но никак не силу, которая поможет жить вместе.
Когда фотография — демонстрация, т. е. ожидание оценки, похвалы, — не любовь, а самолюбие.
…
Оценивая перспективы жанра и разрыв между истиной и тем, что принято обществом, я не закрываю глаза на происходящее, но и не берусь за коррекцию стандартов. Почему? Человек, от рождения, наделен свободой и я не в праве ее ограничивать. Единственное, что я могу, и в праве, — предложить выбор, показать иную точку зрения:
Изображение — изредка фотография, изображение двух людей — не обязательно фотография пары, а фотография пары — не обязательно любовь.
Любовь — жертва, а для этого нужны шаги, доброе сердце и время, чтобы перестроить себя и понять, любовь — что я могу и хочу для него (для нее) сделать, а не что могу показать или получить.
Влюбленность поглощает людей целиком, ограничивает их время и мысли. Жить в любви и пребывать в гармонии — страница семейной жизни, а не молодой пары, которые приходят к тебе, переполненные эмоциями, с желанием заявить о себе, своих чувствах, новом статусе.
…
Мы не рассказываем о любви и не фотографируем истории, а просто перебираем клише; если в точку — хорошо, нет — в запасе есть и другие варианты. Мы взяли за основу Love-Story — кино, и пришли к его сути, точнее — к отказу от ответственности:
Все персонажи являются вымышленными и любое совпадение с реально живущими или когда-либо жившими людьми случайно.
Такое направление ведет жанр в тупик и виновата в этом не индустрия, и не влюбленность, а мы, фотографы:
- Мало увидеть любовь, жертву в отношениях, необходимо перевести видимое на язык символов и образов, но не буквально и не банально, а с учетом зрителя.
- Излагать свои мысли и составлять сюжеты о любви необходимо так, чтобы зрители воспринимали повествования не только умом, но и сердцем.
Привычная модель — встреча, все клевые, подписание договора, подбор гардероба и щелк-щелк, отмирает.
Самое время сделать шаг в сторону, задуматься, начать эксперименты, но прежде — упокоить текущий жанр со словами:
Love-Story — пустота и суета за деньги.
…
Ради чего вернусь
Итог, творение, — компромисс между романтикой, мечтой и реальностью.
/2017/
Возвращение к мертвому жанру — ошибка, но развитие направления с опорой на любовь — основа для пары-тройки самостоятельных фотографий, которые пригодятся для выставки. Но я исключаю возобновление своей коммерческой деятельности в этом сегменте рынка. Уверен, что цель — показать любовь на фотографии — повод обратиться к изучению возрастных пар, которые понимают, что фотография начинается с беседы, а для этого необходимо уметь вести диалог — задавать вопросы, слушать, возражать, сомневаться, доказывать свою точку зрения.
Хорошая беседа — доверие, а еще оттенки голоса, сердечный ритм собеседника. Все это помогает фотографии, точнее — ее наброскам в твоей голове.
Конечно, для этого необходим опыт и время (с этим проблема у молодежи, любой вопрос — смятение, агония и рассеянность), поэтому я и обращаю свое внимание на тех, кто уже понял, что любовь — для других, а не для себя.
В целом, ты знаешь мой подход:
Если вам нужна фотография чтобы себя показать — я не возьму камеру в руки и давайте не будем знакомы. Если для вас фотография — лик вне времени, образ без слов, для детей и последующих колен, — мир вам. Чай, добрая беседа… а там и до биографии светом и тенью недалеко.
Преимущество любви — ее плоды. Взгляни на детей и ты поймешь родителей: интересны ли они для фотографии, найдешь ли с ними общий язык и т. д.
Любовь — просто и не нужно ее усложнять. Любые обертки и мишура — для шоу на тв, а у меня фотография.
Главное — не продавать вдохновение.
…
Стоит ли говорить, что опираться придется на исследование, причем — собственное? Четыре новеллы и кинохроника 60х, я про «Любить», — наглядный тому пример. Хочешь понять — задавай вопросы, анализируй все источники и точки зрения.
…
С какими мыслями приступаю к работе
Жизнь человека — исчезающая история.
/2017/
Взросление мужчины — не усы и борода, и не усталость от наложниц в гареме современного султана. Вырасти — понять слова А. С. Пушкина:
Прекрасное должно быть величаво.
и осознать, что любовь — основа жизни: твоей и всего мира. Любовь — не страсть и похоть, а сила, которая удерживает семьи от распада, мир от уничтожения. Любовь создала культуру и веками питала, и питает, мир глубинными смыслами бытия. И нужно быть малодушным и слабым человеком, чтобы тиражировать паттерны, шаблоны и бессмысленный гогот на фото, снимая как покупают и требуют, а не как считаешь нужным.
…
Конечно, с обеих сторон видна правда и лучшая победа та, что не требует битвы, поэтому я не останавливаю маркетинг, а делаю шаг в сторону — предлагаю ему самостоятельно набить свои шишки.
…
Конечно, сейчас любви приписывают то, чего в ней не было и цель ясна — высмеять. Но это показатель слабости, как и оправдание — время, дескать смотрите — сейчас свобода и будем снимать все — как хотят и как просят, а там разберется время.
Фигушки.
Твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека. Снимая паттерны времени, ты лишаешь будущего зрителя всестороннего обозрения темы, понимания любви, в широком смысле слова. А это уже ограничение свободы.
…
Необходимо не обращать внимание на бессмысленный гогот, рассматривать все аргументы и доказательства оппонентов, погружаться в философские размышления и помнить:
Увидят то, что покажешь. И если хочешь, чтобы твои дети — плоды любви, испытывали радость, глядя на родителей, не сей временное, опирайся на вечное.
P. S. Я бы мог писать короче, но как начну — так уже лень остановиться.
P. S. S. Любовь помогает написать письмо, влюбленность — обновить статус, самолюбие — развлечь аудиторию.
P. S. S. S. Люди то и дело что-то хоронят: классику, талант, совесть, чужие заслуги… любовь. Но надо отдать должное — людей хоронят чаще всего.
Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.
Ваш,
Андрей Бондарь.
31.10.2018 в 13:04
Это просто отношение, не так ли? Оценка, на фоне массово происходящего. Может, здесь речь не столько фотографии, сколько об отношении к вопросу?
Поясню: может, отношение зависит от того, что происходит дальше с фотографиями пары? И вопрос в том, что изначально в голове у тех, кто хочет сохранить в виде фото момент вдвоем, и как это влияет на индустрию? Ведь по сути, выделить из жизни, из чувства длинною в (…точки, так как не для чужих глаз…), несколько запечатленных кадров «нас», чтобы, выбирая минутку из общего беспрерывного потока времени, прикоснуться взглядом к фотокарточке — это понятно, просто, жизненно и скромно. К чему такие нарекания…
Таково моё мнение по затронутой вами теме.
А личное отношение фотографа к такому виду съемки и выбору жанра в профессии — да, прочла, понятно, на чем основывается ваше мнение. Здесь трудно что-то добавить)
10.11.2018 в 09:15
Занятная цепочка риторических вопросов.
23.04.2019 в 15:33
Хм..и я задумалась. Делю фотографию на «демонстрацию» и «для потомков». Если говорить о семейной, портретной.
Возможно, не до конца поняла Вас.
Мысли такие-любой вид съемки можно опошлить (паттернами, гоготом, оскалом)…не так…очень мало пар готовых к съемке пресловутого лав-стори для внуков, а не для аватарки. А мы фотографы приучаем их к опошлению. И штампуем. Мы были с супругом на фотосъемке, до того,как я занялась фотографией. Пошли для истории, для семейной книги. Снято достаточно попсово, но лично для меня они имеют иной смысл, вопреки стилю фотографа.
Как думаете, если пара «думающая» и «думающий» фотограф, есть шанс им снять эту же прогулку, отличную от штампа? Мне очень хочется верить ,что да. Но такие совпадения-редкость.
Тоже риторический вопрос?)
29.04.2019 в 11:21
«…риторический вопрос?»
Да, к сожалению.
«…не до конца поняла Вас»
К сожалению, это стало причиной написания комментария ради написания комментария — и это не повод бичевать Вас, — предлагаю начать конструктивный диалог, по этой теме, но уже на просторах соцмедиа или средствами электронной почты. (Причина проста: объем темы…)
Если примете предложение, то обратите внимание на памятки:
Они помогут нам сэкономить время, общаться без эмоций и находить все возможные нюансы точек зрения, которые, по объективным причинам, могут отличаться.
Чтобы помочь тем, кто прочтет Ваш комментарий, позднее, через месяц / год / десятилетие от даты его публикации, — пресечь попытки исказить назначение заметки, — использую строки из Вашего комментария (не все и не везде), как опорные точки (надеюсь, не возражаете):
Больше внимательности, и все будет хорошо.