Любовь не ищут, не ждут и не требуют. Ее дарят.

/2017/

Из писем к другу.

pochemu-relfi-trata-vremeni-a-love-story-vremennyj-produkt

Почему ушел из жанра

 

Любовь — не повод для гордости, а результат труда — награда за прилагаемые усилия.

/2017/

 

Перестал фотографировать молодые пары. Совсем.

Жанр «лав-стори» и направление «покажите нас влюбленных» оставил позади, в творческом прошлом.

Отвечая на возможный вопрос, могу сказать, что мой уход связан с типовой задачей, которую ставят перед фотографом в этом сегменте рынка. Да, я прекрасно помню слова учителя:

Время от времени, даже великие мастера не гнушались делать халтуру и прекрасно себя чувствовали.

И понимаю — еще не велик. 🙂

Понимаю и другое — надо кушать, но главное — не объедаться. Думаю я избегу сей напасти, если перестану обжираться легкими деньгами, потуже затяну ремень и всерьез задумаюсь — А какую любовь мы фотографируем?

  • Постановка. Взять слово (любовь), потерять смысл и отснять историю. Примерить роль режиссера, сценариста, оператора и однажды вспомнить: постановка истории — спектакль.
  • Обложка. Взять шаблон (массовой культуры), сыграть на публику, отснять репортаж и однажды понять: трущиеся носы и смеющиеся рты — паттерны, а их набор — мусор в информационной корзине.
  • Тренд. Взять чье-то направление (заглянем в СМИ), приспособиться и ожидать спрос, а спустя время понять: паразитирование на визуальной безграмотности — торговля продуктом с малым сроком годности.

Страшно, но деградация жанра продолжается. Релфи — одна из вех. Надолго ли? Не знаю, но я вновь убеждаюсь, что индустрия паразитирует на страхах людей и не желает расти, и нести доброе в мир.

Начали с любви, уперлись в отношения и пришли к социальной привлекательности — рецепт релфи, как попытка приклеиться к общественному течению (или мнению) — оправдание или утешение себя: смотрите, я такой же как вы и ничем не хуже — у меня все как у всех. Но под «капотом» вновь шаловливые ручки маркетологов, которые увеличивают продажи «умных» телефонов, посещаемость соцмедиа и публичных мероприятий. «Окно Овертона» работает и развращает людей.

Много слов о любви и предложений ею заниматься: затерли, испачкали, потеряли ориентиры. Массовая культура выдает плотскую страсть за любовь, искореняет способность сострадать и делать добро, без ожидания благодарности. Под любовью готовы понимать эмоцию и химию, но никак не силу, которая поможет жить вместе.

Когда фотография — демонстрация, т. е. ожидание оценки, похвалы, — не любовь, а самолюбие.


Оценивая перспективы жанра и разрыв между истиной и тем, что принято обществом, я не закрываю глаза на происходящее, но и не берусь за коррекцию стандартов. Почему? Человек, от рождения, наделен свободой и я не в праве ее ограничивать. Единственное, что я могу, и в праве, — предложить выбор, показать иную точку зрения:

Изображение — изредка фотография, изображение двух людей — не обязательно фотография пары, а фотография пары — не обязательно любовь.

Любовь — жертва, а для этого нужны шаги, доброе сердце и время, чтобы перестроить себя и понять, любовь — что я могу и хочу для него (для нее) сделать, а не что могу показать или получить.

Влюбленность поглощает людей целиком, ограничивает их время и мысли. Жить в любви и пребывать в гармонии — страница семейной жизни, а не молодой пары, которые приходят к тебе, переполненные эмоциями, с желанием заявить о себе, своих чувствах, новом статусе.

Мы не рассказываем о любви и не фотографируем истории, а просто перебираем клише; если в точку — хорошо, нет — в запасе есть и другие варианты. Мы взяли за основу Love-Story — кино, и пришли к его сути, точнее — к отказу от ответственности:

Все персонажи являются вымышленными и любое совпадение с реально живущими или когда-либо жившими людьми случайно.

Такое направление ведет жанр в тупик и виновата в этом не индустрия, и не влюбленность, а мы, фотографы:

  • Мало увидеть любовь, жертву в отношениях, необходимо перевести видимое на язык символов и образов, но не буквально и не банально, а с учетом зрителя.
  • Излагать свои мысли и составлять сюжеты о любви необходимо так, чтобы зрители воспринимали повествования не только умом, но и сердцем.

Привычная модель — встреча, все клевые, подписание договора, подбор гардероба и щелк-щелк, отмирает.

Самое время сделать шаг в сторону, задуматься, начать эксперименты, но прежде — упокоить текущий жанр со словами:

Love-Story — пустота и суета за деньги.

Ради чего вернусь

 

Итог, творение, — компромисс между романтикой, мечтой и реальностью.

/2017/

 

Возвращение к мертвому жанру — ошибка, но развитие направления с опорой на любовь — основа для пары-тройки самостоятельных фотографий, которые пригодятся для выставки. Но я исключаю возобновление своей коммерческой деятельности в этом сегменте рынка. Уверен, что цель — показать любовь на фотографии — повод обратиться к изучению возрастных пар, которые понимают, что фотография начинается с беседы, а для этого необходимо уметь вести диалог — задавать вопросы, слушать, возражать, сомневаться, доказывать свою точку зрения.

Хорошая беседа — доверие, а еще оттенки голоса, сердечный ритм собеседника. Все это помогает фотографии, точнее — ее наброскам в твоей голове.

Конечно, для этого необходим опыт и время (с этим проблема у молодежи, любой вопрос — смятение, агония и рассеянность), поэтому я и обращаю свое внимание на тех, кто уже понял, что любовь — для других, а не для себя.

В целом, ты знаешь мой подход:

Если вам нужна фотография чтобы себя показать — я не возьму камеру в руки и давайте не будем знакомы. Если для вас фотография — лик вне времени, образ без слов, для детей и последующих колен, — мир вам. Чай, добрая беседа… а там и до биографии светом и тенью недалеко.

Преимущество любви — ее плоды. Взгляни на детей и ты поймешь родителей: интересны ли они для фотографии, найдешь ли с ними общий язык и т. д.

Любовь — просто и не нужно ее усложнять. Любые обертки и мишура — для шоу на тв, а у меня фотография.

Главное — не продавать вдохновение.


Стоит ли говорить, что опираться придется на исследование, причем — собственное? Четыре новеллы и кинохроника 60х, я про «Любить», — наглядный тому пример. Хочешь понять — задавай вопросы, анализируй все источники и точки зрения.

С какими мыслями приступаю к работе

 

Жизнь человека — исчезающая история.

/2017/

 

Взросление мужчины — не усы и борода, и не усталость от наложниц в гареме современного султана. Вырасти — понять слова А. С. Пушкина:

Прекрасное должно быть величаво.

и осознать, что любовь — основа жизни: твоей и всего мира. Любовь — не страсть и похоть, а сила, которая удерживает семьи от распада, мир от уничтожения. Любовь создала культуру и веками питала, и питает, мир глубинными смыслами бытия. И нужно быть малодушным и слабым человеком, чтобы тиражировать паттерны, шаблоны и бессмысленный гогот на фото, снимая как покупают и требуют, а не как считаешь нужным.

Конечно, с обеих сторон видна правда и лучшая победа та, что не требует битвы, поэтому я не останавливаю маркетинг, а делаю шаг в сторону — предлагаю ему самостоятельно набить свои шишки.

Конечно, сейчас любви приписывают то, чего в ней не было и цель ясна — высмеять. Но это показатель слабости, как и оправдание — время, дескать смотрите — сейчас свобода и будем снимать все — как хотят и как просят, а там разберется время.

Фигушки.

Твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека. Снимая паттерны времени, ты лишаешь будущего зрителя всестороннего обозрения темы, понимания любви, в широком смысле слова. А это уже ограничение свободы.

Необходимо не обращать внимание на бессмысленный гогот, рассматривать все аргументы и доказательства оппонентов, погружаться в философские размышления и помнить:

Увидят то, что покажешь. И если хочешь, чтобы твои дети — плоды любви, испытывали радость, глядя на родителей, не сей временное, опирайся на вечное.

P. S. Я бы мог писать короче, но как начну — так уже лень остановиться.
P. S. S. Любовь помогает написать письмо, влюбленность — обновить статус, самолюбие — развлечь аудиторию.
P. S. S. S. Люди то и дело что-то хоронят: классику, талант, совесть, чужие заслуги… любовь. Но надо отдать должное — людей хоронят чаще всего.

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.
Ваш,
Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: